"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 14 (658) от 18.04.2013

Худсовет

Несъедобное мясо «Святой Иоанны»

Екатерина БОГДАНОВА

Очень похоже на то, что Саратовский ТЮЗ в очередной раз приготовил для своих зрителей блюдо, которое далеко не все из них оказались в состоянии переварить. О том, что несварение аккурат во время премьерного показа «Святой Иоанны» в среду, 10 апреля, случилось у многих, красноречиво свидетельствовали опустевшие после антракта места и едва не целые зрительские ряды. Самым впечатлительным саратовцам немец Бертольд Брехт оказался не по зубам.

И дело даже не в том, в аппетитном или не очень виде подали популярного западного драматурга «тюзовцы» под началом германского режиссера Андреаса Мерца. Прочтение «Святой Иоанны скотобоен» явно не было заурядным, просто к восприятию очень предметного и абсолютно нелиричного материала местная публика оказалась не готова. Гардеробщицы, которые всегда первыми узнают впечатления зрителей о спектакле, передавая уходящему посетителю пальто, выслушали практически крик души: «Десять лет к вам не приходил. И еще двадцать не приду. Это ж надо было такое наворотить!»

Что же можно поделать с тем, что кризис на мясном рынке в Европе не показался достойным жалости и вообще сколько-нибудь созвучным саратовскому уму? Вполне понятно, что вот так, с ходу, проникнуться финансовыми подробностями бизнеса по забою скота и производству тушенки из коровьих туш нельзя, на это нужно время, а то и несколько подобного рода премьер. Другое дело, что попытки экспериментировать с доверчивой аудиторией без каких бы то ни было предисловий за последнее время успели войти у старейших местных театров в привычку. От одной знакомой журналистки я услышала, что ходить на премьеры ей становится страшно. И страшно не по причине буйной фантазии режиссеров, а оттого, что на сцене снова будут «показывать голых».

В Брехте, по счастью, обошлось без этого, хотя определенные опасения перед началом постановки у журналиста «Богатея» на этот счет были. Однако же самым интимным моментом за все три часа действа стало расхаживание по сцене мужчин в трусах, с предшествующим оному процессу раздеванию актеров до этого пикантного предмета гардероба. Таким приемом режиссер подчеркнул нищету обанкротившихся мясоторговцев.

Надо сказать, что к постановке произведения Бертольда Брехта ТЮЗ приступил впервые. И сразу же погрузил театралов в суровую реальность брехтовского языка. На протяжении нескольких часов зрителю не остается ничего другого, кроме как усиленно стараться вникать в курсы цен на мясо, отслеживая при этом готовность рынка принять и поглотить крупные партии мясных консервов. Тем из зрителей, кто имеет экономическое образование или следит за биржевыми финансовыми сводками, эта задача может показаться даже увлекательной. Остальным же наверняка придется подавлять зевоту, сосредоточившись на другой линии пьесы – фанатичной борьбе организации Черных Капоров во главе с лейтенантом Иоанной Дарк (Александра Карельских) за права обездоленного класса – голодающих и нищих, которым не на что купить себе мясо.

Оформление постановки и сама манера подачи материала достаточно интересны и для Саратова, пожалуй, новаторские. Публику не балуют разнообразием декораций или сменой костюмов персонажей. Напротив, начало спектакля напоминает читку, фоном к которой служат всего несколько стульев – правда, разных размеров и очертаний. В этой атмосфере крупные мясозаводчики Маулер (Валерий Емельянов), Крайдль (Алексей Карабанов) и Грэхем (Татьяна Чупикова) рассуждают о кризисе в отрасли, о ценах на консервы и на быков, о заключении крупных контрактов, а также о падении основного конкурента – Леннокса (Алексей Чернышев). Самый богатый и самый совестливый из всех, Маулер, сообщает, что готов выйти из дела, потому как мясной бизнес ему опротивел. Вслед за этим закрываются скотобойни, а рабочие остаются не у дел. Черные Капоры не могут этого допустить и вмешиваются в ход событий, а фанатически преданная своему делу Иоанна обретает над мясозаводчиком такую магическую власть, что без труда выколачивает из него средства и на существование церкви Черных Капоров, и на нищенствующий народ. И постепенно все происходящее начинает приобретать политическую окраску.

Положительных персонажей в пьесе нет, а герои лишь помогают высмеять разные стороны действительности: охочих до денег нуворишей, алчную церковь, беспринципных политиков и неразборчивых в получении помощи бедняков. Так что, жалеть зрителю некого. Ну разве только себя в том случае, если «мораль сей басни» ускользнет от него, скрывшись за нагромождением слов.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=21042013233606&oldnumber=658