"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 20 (664) от 29.06.2013

Сергей Палагин: «Наше общество больно тем, что у нас слишком много безнравственных технологов»

01.07.2013

Беседовала Наталья ВЛАСЕНКОВА

Перед отъездом 15 июня саратовского ученого-когнитолога Сергея Палагина в Москву мы договорились встретиться и выслушать его мнение о только что прошедшем за несколько дней до этого событии - о съезде Общероссийского народного Фронта. Теперь он вернулся, и мы пригласили его к нам.

Сергей Палагин


Корр.: Сергей Викторович! Теперь, когда звуки фанфар и бравурные марши по поводу создания Общероссийского народного фронта несколько поутихли, мы можем спокойно поговорить: что же это за явление в нашей общественной и политической жизни – ОНФ?

С. Палагин: Да, вот именно спокойно, потому что всякий искусственно созданный антураж искажает впечатления, гонит, что называется, волну в определённую сторону и мешает непредвзято и аргументировано думать.

Чтобы правильно понять, что это за явление в нашей общественной и политической жизни - ОНФ, давайте прежде всего оживим в нашей памяти тот культурный и научный контекст, на фоне которого мы и будем сейчас общаться. То есть постараемся соблюсти важнейшее условие полноценного познания - его метасистемность.

Культурный контекст вообще достаточно многомерное явление, но в данном случае я определил бы его как все те моральные и нравственные нормы, которыми мы живём, а также те знания и навыки, на которых мы осознанно (это слово я хочу специально подчеркнуть!) эти нравственные нормы строим.

Сегодня культуру невозможно отделить от науки, поэтому научный контекст - естественная часть общекультурного контекста, и всё это мы должны учитывать. То особое мнение, которое я имею честь сегодня высказать, я, как и каждый человек, могу это сделать только в рамках как моего личного культурного контекста, так и в рамках того контекста, которым живём мы все. Если я нарушу это условие, то просто не буду понят, и в итоге все испытают разочарование. Этот контекст - как общая для всех система отсчёта, в которой мы все живём.

Однако, сверяя наши культурные и научные контексты, мы должны учесть, что сегодня учёные переживают смену парадигм (или научных мировоззрений). Новая парадигма, которую мы осваиваем - это постнеклассическая, и её требований нам сегодня следует придерживаться. Что делаю и я, как учёный-когнитолог.

Корр.: А что это за парадигма такая - постнеклассическая? Как Вы её можете кратко описать или охарактеризовать?

С. Палагин: Одним из центральных понятий этой парадигмы является понятие «самоорганизация» и «самоорганизующиеся системы». Вся наша Жизнь, все живые существа, все мы - это самоорганизующиеся системы, которые стараются организовываться так, чтобы наилучшим образом выжить. Почему мы в новой парадигме пришли к этому понятию? Потому что нашли его всеобъемлющим и при пользовании им мы не упускаем никаких принципиальных моментов, которые бы мешали нам правильно понимать происходящее.

Ещё одна важнейшая постнеклассическая закономерность - это та, которая гласит, что в нашем мире всё связано со всем. Будучи в Москве, я встречался со своим другом, Курносовым Юрием Васильевичем, доктором философских наук, профессором, специалистом в области государственного управления и основателем Русской аналитической школы. Мы с ним давно знакомы и в этот раз не только плодотворно пообщались, но и обменялись своими последними, только что изданными книгами.

Юрий Курносов, Сергей Палагин


Я ему подарил своей двухтомник «Ноосферного когнитотехнолога», а он мне свою книгу «Аналитика как интеллектуальное оружие». Вот она, я принёс её показать. Буквально вчера и позавчера я её внимательно просмотрел, и вот что нашёл на 377 странице. Цитирую:

«В деятельности любой управленческой структуры со временем происходит так называемое «заболачивание», хорошо освещённое в литературе по менеджменту. Бороться с этим тяжело, а порой и вообще невозможно. Аналитиками рассчитано, что проще и дешевле создать новую структуру с аналогичными функциями, чем пытаться реформировать забюрократизировавшуюся старую (она, кстати, пока остаётся, но значительная часть ресурсов направляется в структуру новую и туда же переходят более мобильные и опытные кадры из старой). «Болото», как правило, против нововведений, держится за свои кресла и своевременно не реагирует на происходящие жизненные реалии. Эта огромная многоголовая бюрократическая гидра, живущая личными связями и коррупцией, чудовищно неповоротлива и парализует базовую деятельность в любой сфере. В этом управленческом поле всегда идёт яростная борьба. Это происходит и в промышленной сфере, и в образовании и, - что Юрий Васильевич подчёркивает в первую очередь, - в политике». Конец цитаты.

Корр.: Выходит, что если Путин и со своим несколько обновившимся окружением создал ОНФ, значит, он наконец-то понял, что партия «Единая Россия» и есть та самая забюрократизировавшаяся многоголовая гидра, которую пришло время подвинуть и на её место поставить новую организацию?

С. Палагин: Выходит, что так. Как говаривал наш безвременно погибший генерал Лебедь, любитель непечатных слов и сильных выражений, «коней на переправе не меняют, а ослов можно и нужно менять». Произошедшая в начале мая отставка Суркова - это событие из той же обоймы. Сурков, конечно же, очень неглупый человек, но в данном случае важно понять, кем и как он был оценен или недооценен. Опять вопрос чьего-то культурного контекста.

Корр.: Ну хорошо, одну, не оправдавшую себя структуру, пока не упразднили (а это сделать сразу невозможно, ибо на ней всё ещё многое держится), но задвинули как бы на второй план. Вместо неё выдвинули структуру новую - ОНФ. Но насколько он оправдает наши ожидания? Можно ли сегодня это предвидеть и не торопиться с восторженными оценками?

С. Палагин: Конечно же, можно. Для этого опять же обращаемся к законам постнеклассической научной парадигмы и вспоминаем тот её закон, который гласит: «материя самоорганизуется из своих структурных глубин». Для нас в данном случае более близка гуманитарная трактовка этого закона, выраженная выдающимся философом ХХ века Иваном Александровичем Ильиным: «Человек живёт изнутри наружу». Поэтому давайте смотреть, какие люди и чем изнутри живут.

Корр.: Но ведь первый человек, который сейчас находится во главе ОНФ - это наш Президент В.В. Путин. Чем в данном случае живёт он?

С. Палагин: Да, для нас, россиян, Владимир Владимирович - исключительный человек, поэтому к оценке его поступков (как словом, так и делом) надо подходить особенно взвешенно. Чтобы не отступать от последнего, напомню слушателем его слова, сказанные им в самом начале его президентской карьеры. Давая интервью газете «Известия» 14 июля 2000 года, он тогда сказал: «Всё зависит от внутренней самоорганизации».

Корр.: Интересно как! Выходит, что если наш Президент употребил такие слова, значит, он тоже начал мыслить в рамках новой постнеклассической парадигмы?

С. Палагин: Выходит, да. Вроде бы начал мыслить. Но начать мало, надо уметь ещё и квалифицированно продолжить. Что сегодня можно предположить по внешней канве событий? Если до своего президентства Владимир Владимирович как высокообразованный и талантливый человек впитывал в себя растущий общекультурный и научный контекст и где-то и как-то проникался постнеклассическими идеями, то, попав с подачи Бориса Николаевича на высшую должность страны, он начал, по его словам, «пахать, как раб на галерах». Поставьте себя на его место: ведь Президент - это самая ответственная должность, а тем более в такой чумурудной стране, как наша. Всё чрезвычайно важно, всё надо и непременно срочно, как, к примеру, новая мебель для кафе, которое откроется на днях. Тем более при нашем монархическом менталитете, когда чуть ли не всё решает Царь-батюшка. А ступенькой ниже - то вроде бы рядом преданные, но дюже вороватые меньшиковы. Сказалось психологическое влияние окружающей его свиты, и Владимир Владимирович незаметно для самого себя адаптировался под неё и в этом смысле не то что бы поглупел, но явно утратил ту остроту современного научного восприятия, которой обладал на первых шагах. Как ещё наглядно это проиллюстрировать? Нашей всем известной пословицей «С кем поведёшься, от того и наберёшься»?

Корр.: Но в данном случае он не набрался, а забыл то, что в его бюрократическом окружении не было востребовано?

С. Палагин: Да, мы так устроены, что наша память забывает невостребуемые знания и навыки. То же произошло и с нашим уважаемым Президентом. В нашем лексиконе есть такой термин: «усреднение». Вот окружение Президента, не обладая достаточной научной культурой в этом плане, его и «усреднило». А Владимир Владимирович, не имея полного, осознанного и твёрдого понимания самоорганизационных процессов, подсознательно уступил, сдал свои начальные постнеклассические позиции. Вернулся к штампам мышления в старой парадигме. Мы знаем, что в нашей стране без указки из Кремля ничего не делается, так и при создании ОНФ в этой «внутренней его самоорганизованности», от которой в конечном счёте всё и зависит, без её должной осознанности, были допущены серьёзнейшие и принципиальные недоработки. Тем более организационные детали при создании ОНФ разрабатывал наверняка не он сам, а его высокопоставленные порученцы. А как тут нам, россиянам, носителям своей культуры, опять же не оглянуться на свою поговорку: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт!». Я беру на себя ответственность утверждать, что эти порученцы, работая скоропостижно и по указке сверху над созданием ОНФ, наверняка самонадеянно не посоветовались ни с передовыми учёными, ни с опытными политтехнологами, ни с ведущими аналитиками. В результате мы имеем структуру, в успешной будущности которой у меня, в частности, есть все основания сомневаться.

Корр.: Какие?

С. Палагин: Прежде всего - очевидная незрелость идеологии и её неявное позиционирование. Что мы видим, обращаясь к документам ОНФ? Что прежде всего у ОНФ есть программа. Но она лозунговая и, на что специально я обращаю ваше внимание, совершенно нетехнологичная. В ней сказано что над делать, но почти ничего не сказано о том, как это надо делать. Ведь собравшимся в какую-либо организацию людям мало наметить общие цели и утвердить сроки - надо позаботиться о технологии. Им надо подумать о том, КАК они этих целей будут добиваться. Откуда эта нетехнологичность программы взялась? Из идеологического посыла от Президента. Идеология - это наша главная внутренняя интеллектуальная и духовная ценность, которой мы живём «изнутри наружу», когда намечаем перед собой очередное «планов наших громадьё».

Любые планы, программы, любые алгоритмы нашего социального развития нам дано осмысленно строить только в опоре на идеологию. Причём ещё: только на научную идеологию. Ибо только в науке мы обладаем той прогностичностью, с которой можем что-то целенаправленно строить и создавать. Если идеология не научна или незрело-научна, то извините, успехов не будет.


Окончание следует.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29062013213558&oldnumber=664