"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 25 (669) от 09.09.2013

Истории «местного» значения. Саратовская гармошка

Виталий ДАНИЛОЧКИН

В Россию ручная гармонь пришла из Германии, где была придумана и изготовлена в 1822 году мастером музыкальных инструментов родом из города Фридрихрода (Тюрингия) Кристианом Фридрихом Людвигом Бушманом.

Корпус ручной гармони состоит из двух частей соединённых мехами. Правая клавиатура предназначена для исполнения мелодии. Клавиши открывают клапаны, пропуская воздух через язычки которые и звучат создавая музыку. В левой части корпуса – кнопки для аккомпанемента. Язычки располагаются парами, один из них звучит при сжатии мехов, а второй при растяжении. Если они настроены в унисон, то и при растягивании и при сжатии мехов звучит один и тот же тон, а если на разные тона – то звук гармоники различается. Именно такая схема и была применена при изготовлении гармоник в Туле, впервые это случилось в 1830-е годы. Другая схема это когда язычки настроены в унисон (она более прогрессивна) применена в вологодской гармони и хромке, баяне и аккордеоне.

На протяжении последующих 100 лет в различных областях России было создано множество образцов гармоней отличавшихся конструкцией и звукорядом: тульская, череповецкая, вятская, ливенская, елецкая и многие другие ну и, конечно, Саратовская.

Саратовская гармоника – это гармоника с однорядной правой клавиатурой ну и разумеется с заливистыми колокольчиками. Впервые она появилась в 1855-1856 гг. А первое упоминание в печати о «гармони с колокольчиками» появилось в газете «Саратовский справочный листок» в 1866 году. Заметка в газете свидетельствовала о том, что пассажиры парохода плывшего по Волге вблизи Вольска попросили подойти капитана поближе к берегу, с тем, чтобы получше услышать «игру на гармонике с колокольцами».

Тогда на дорогих, заказных гармониках, стали появляться колокольчики звучавших при нажатии на кнопки аккомпанемента. Именно они дали саратовской гармонике неповторимый голос.

Были в Саратове известнейшие гармонные мастера. Николай Геннадьевич Корелин, скончавшийся в 1918 году, открыл свою мастерскую на улице Никольской (ныне улица Радищева) в 1870-х годах. Инструменты сделанные в мастерской Корелина были столь востребованы и любимы, что он получил прозвище – «Страдивари Саратовской гармоники». Потом на Никольской открывались мастерские мастеров Д. Жаркова, Г. Гвоздева, А. Емельянова, неподалёку от Глебучева оврага была мастерская С. Борисова.

К началу ХХ века в Саратовской губернии работало около 40 кустарей-гармонщиков. Те, первые гармоники были не такие, какие привыкли видеть мы в середине XX века. Они были небольшого размера и не имели металлической отделки. Корпус гармошки делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а по особому заказу инструмент обклеивался шпоном из ценных пород дерева, плоскость же украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок – вверху и внизу. Такая трудоёмкая отделка требовала особого умения. А вообще гармоники украшали деревянной резьбой, разными мельхиоровыми накладками, бархатом и кожей.

Корелин вскорости стал работать исключительно с заказами, т.е. изготавливал товар штучный, уникальный. Первыми его заказчиками были гармонисты из города и окрестных сёл, солдаты Саратовского гарнизона, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Затем заказывали у Николая Корелина гармошки для цирковых номеров братья Дуровы (для них делались маленькие, гармошки, называемые «черепашками»).

Доныне сохраняются отдельные экземпляры Саратовских гармоник сделанных самим Николаем Геннадьевичем Корелиным или его учениками – Дмитрием Жарковым и Хрисаном Артемьевым.

Сергей Есенин с саратовской гармошкой

Примечательный факт: в 1903 году пьесу Максима Горького «На дне» поставили в Саратове, разумеется, только для тесного круга доверенных лиц, сыграли её в присутствии самого Горького. А игру актёров сопровождал музыкой гармонный мастер Дмитрий Жарков.

В советскую эпоху Саратовская гармоника стоила относительно недорого – сначала 28 рублей, затем 47. Были, конечно же, и отдельные улучшенные образцы, те, например, что дарили знаменитым гостям города или те, что использовали мастера игры на гармошке. Постепенно гармонь разделилась по качеству на сувенирную и концертную.

В ту пору в сотнях, вернее сказать тысячах, сёл и деревень звучали голоса Саратовской гармоники. Под её аккомпанемент пела песни всенародно любимая Лидия Андреевна Русланова, её слышали и на передовой во Великую Отечественную войну. Под гармошку выступала исполнительница русских народных песен уроженка Саратовской губернии, народная артистка РСФСР Ольга Васильевна Ковалёва. Играл на ней наш земляк, композитор, педагог, заслуженный артист РСФСР И.Я. Паницкий.

Все артели и мастерские делавшие гармонику в 1920-е годы объединили под общим крылом, в артель «Саратовская гармонь». В 1968 году артель сделали цехом Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но…, фабрики той нету уж и следа. Перестройка, развал всего и вся, грабительская приватизация и дух наживы сделали чёрное дело.

Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев. Работал он на фабрике делавшей гармоники с 1947 года. Учился он мастерству у Михаила Дмитриевича Корелина, племянника Николая Корелина. Гармоники вышедшие из рук Петра Фёдоровича есть в хоре имени Пятницкого, с ним они объехали весь мир. Сам Пётр Фёдорович называет три имени своих современников, чьи изделия стоят вровень с эталонами мастеров XIX века: Василий Васильевич Ножкин, Михаил Васильевич Чернозубов и Алексей Васильевич Борисов. С началом века XXI Пётр Фёдорович остался один.

В 1979 году в Приволжском книжном издательстве вышла в свет книга «Самоучитель игры на саратовской гармонике». Автор её – Евгений Нахов, возглавляет ныне ансамбль саратовских гармоник «Серебряные колокольчики». В 2007 году ансамбль отметил своё 30-тилетие. Живёт и выступает с концертами и другой Саратовский коллектив, который так и называется – «Саратовская гармоника». Руководит им Сергей Шалимов. Ансамбли и тот и другой то и дело представляют область на каких-то официальных мероприятиях. При этом, правда, музыкантам не всегда платят деньги, но они всё равно играют, играют на энтузиазме.

Не так давно, всего лет пять назад, уже после выхода на экраны фильмов «Особенности национальной охоты» и «Кукушка» знаменитый Кузьмич – актёр Виктор Бычков едва смог разыскать в комиссионках Москвы знаменитую и доступную некогда Саратовскую гармонику. Знающие своё дело продавцы сообщили, что все мастера, знавшие секреты изготовления Саратовской гармоники уже умерли, а секрета своего никому не передали. Ой, как хочется чтобы они ошибались…

В Саратове есть памятник гармошке


www.diletant.ru

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12092013185533&oldnumber=669