"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 33 (677) от 04.11.2013

У власти нет ни мысли, ни образа будущего, ни понимания пути (продолжение)

Вячеслав ТРОФИМОВ, член Комитета 64

Правительство Саратовской области подготовило новый бюджет на 2014-2016 годы. Проект бюджета внесён на рассмотрение областной Думы и скоро, вне сомнения, будет Думой утвержден.


У власти нет ни мысли, ни образа будущего, ни понимания пути (начало)


В чём же стратегия правительства области

Основываясь на приведённых данных самого правительства и статистики, можно определить эту стратегию следующим образом.

Долгосрочная программа правительства Саратовской области ограничивается сроком в один год.

Решаемые при этом задачи можно сформулировать так:

- дать красивые показатели в виде бюджета на три года, переложив реальный рост на конец периода, с последующим переносом еще дальше;

- закрыть бреши в бюджете кредитами и федеральными дотациями (безвозмездной помощью);

- переложить бремя платежей на граждан, преимущественно бедных, так как их больше;

- в течение года корректировать бюджет по факту и вновь давать красивую картинку;

- вовремя уйти.

Про развитие региона речь не идёт, так как эти действия в бюджете не просматриваются и для них нет реальных источников средств. Денежные доходы области стремительно падают, область катится в банкротство. На что рассчитывают члены правительства - неясно. Признаки банкротства имеются как по области в целом, так и по отдельным муниципальным образованиям. Например, город Саратов и отдельные районы области получили кредиты на решение каких-то задач и теперь не могут рассчитаться, просят помощи у правительства области, а у правительства денег нет.

Внешние инвестиции привлекаются самими предприятиями без вложений бюджета области и поэтому носят локальный и во многом случайный характер. Кому повезет - тот и получит. Предполагаю, что большая часть средств, вложенных предприятиями в виде инвестиций в основной капитал, состоит из кредитов банков со всеми вытекающими из этого последствиями. Пример строительства показывает - чем это закончится.

По строительству уже сегодня имеет место падение объемов вводимого жилья примерно на 30 %, при резком росте цен на жильё, которое уже и так не имеет спроса. Нехватка метров введённого жилья компенсируется вводом домов, построенных с многочисленными нарушениями и с недоделками, только для статистики.

В то же время, действия и бездействие власти приводят к появлению новых проблем, например, массовое банкротство мелких и средних предприятий -застройщиков и ЖСК, часто по причине рейдерских захватов домов и предприятий, при полном отстранении правительства области от решения проблем или хотя бы предоставления финансовой помощи застройщикам. При этом, правительство почти ежегодно в конце года возвращает неиспользованные средства федерального бюджета по разделу строительство в сумме несколько сот миллионов рублей. Сказать, что это разумно, не получается. Скорее, наоборот.

Вывод из сказанного напрашивается один: нынешнее правительство Саратовской области изначально ориентировалось на пребывание у власти не более года, поэтому приняло в 2012 году заведомо неисполнимый бюджет и ничего не делало для исправления ситуации.

Год прошёл и, судя по некоторым признакам и слухам, члены правительства во главе с руководителем готовятся к исходу или переходу, кому как повезёт.

Некоторые уже такой исход совершили.

В царское время была такая должность - местоблюститель престола: вроде правитель, но не царь.

В Саратовской области сегодня у власти креслодержатель кабинета: в кресле кто-то сидит, но власти нет.

Поэтому требуется немедленное и экстренное вмешательство в процесс управления регионом для исправления ситуации, в режиме чрезвычайного экономического положения и введения правления временной администрации.

В чём суть введения режима управления временной администрации

Если дейстовать по аналогии с банкротством предприятий, но по названию, а не по сути, как оно происходит, то временная администрация - это орган управления регионом, сформированный в условиях кризиса региона для исправления ситуации и вывода региона из тяжелого положения путём экстренных и неординарных мер, выходящих за пределы обычного управления, предусмотренного действующими законами.

Полагаю, что недостающие нормативные акты могут быть приняты в виде указов президента России на временной основе, со сроком действия до 4 лет.

Основные отличия управления временной администрации от ныне действующих органов.

При введении режима временной администрации действующее правительство области отправляется в отставку.

Распускается областной представительный орган, его полномочия досрочно прекращаются.

Руководитель временной администрации назначается президентом страны и получает право формировать временную администрацию и местные органы муниципального управления, включая представительные, на основе прямого выдвижения жителями муниципальных округов, общественными организациями и партиями.

Руководитель временной администрации вправе произвести реорганизацию территориально-административного управления в области с целью сокращения затрат на управление и повышения эффективности работы органов управления.

Временная администрация представляет президенту РФ стратегию региона и программу работы для достижения поставленной в стратегии цели. Указанные документы утверждаются президентом РФ.

Полномочия временной администрации конкретного региона закрепляются положением о временной администрации региона, которое утверждается указом президента. Среди полномочий временной администрации должны быть право на изменение налоговой системы в регионе, установление ставок налогов для предприятий и граждан.

Распределение доходов региона и федерального центра устанавливается договором между временной администрацией и правительством России на основании утвержденной президентом стратегии региона.

Предоставление инвестиций федерального центра на выполнение федеральных целевых программ в регионе производится в установленном порядке.

Почему нужен режим управления в виде временной администрации (временного правительства)

Приведенные данные по бюджету Саратовской области показывают, что при существующих правилах налогообложения и распределения налогов между центром и регионом у Саратовской области нет никаких шансов выйти из кризиса самостоятельно.

Отсюда вывод: либо федеральный центр берёт на содержание регион-банкрот, либо надо менять правила отношений. В обоих случаях необходимо менять порядок управления регионом и либо превращать органы управления в простых исполнителей приказов сверху (в первом случае), либо давать региональным органам особые полномочия при условии решения поставленных задач.

То есть временное правительство – это, по сути, попытка найти иную модель взаимодействия между центром и регионом, регионом и предприятиями для создания условий выживания региона. Это режим второго дыхания - если оно может включиться. Жизнь покажет, кто на что способен, но делать это необходимо и срочно, так как бездействие приведёт к краху экономики области и возникновению массовых акций народа.

Тогда уже придётся вводить по-настоящему чрезвычайное положение, но в ином виде. И это будет уже война.

Есть ли шанс решить проблемы Саратовской области

Прогноз автора, даже при недостаточности данных, показывает, что такой шанс имеется при определённых условиях и действиях временной администрации региона. Эти условия и основные шаги новой администрации (временного правительства) изложены в статье «Саратовская область - крах неизбежен. Но выход есть» (http://gop.social-forum.ru).

Наша область пока что ещё имеет потенциал для развития, но для его использования не хватает главного - умных правителей, которые понимают, куда идти и как это сделать.

Русское слово «править» не означает принимать любые и самые глупые решения.

Это путь от мысли к действию, где вначале мысль.

Если у власти нет мысли, нет образа будущего, нет понимания пути, то никаких правильных действий не следует ожидать, их просто не может быть.

Действия Саратовских властей это наглядно показывают.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5112013213142&oldnumber=677