"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 41 (685) от 27.12.2013

Инновация сознания власти

А.П. ЛЯШЕЦКИЙ, доктор экономических наук, профессор

Россия занимает первое место в мире по количеству миллиардеров, в США их меньше в два раза. Сегодня Правительство России активно занимается обслуживанием миллиардеров, заботится о сохранении их капиталов и совершенно не уделяет внимание вопросам регулирования экономикой в области оплаты труда рядового работника, учителя, врача, доцента, профессора, а также вопросам регулирования ценообразования и налогообложения физических лиц и предприятий.

Россия самая богатая страна в мире по ресурсам, и такое отставание в уровне жизни абсолютного большинства населения несправедливо. Анализ столетнего развития России дает основание утверждать, что правильное регулирование оплаты труда является тем стержнем, который может стать общенациональной идеей и фактором устойчивого развития экономики.

В Российской Федерации в настоящее время действует пять видов тарифных систем оплаты труда: система оплаты труда работников аппарата Президента и Правительства РФ; оплата труда руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных предприятий и организаций; система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений и органов местного самоуправления; оплата труда рабочих производственной сферы по 6-ти разрядной сетке; оплата труда ИТР и служащих производственной и бюджетной сферы по окладной системе. Основные их недостатки: многообразие тарифных систем и выделение привилегированных социальных групп не объединяет, а наоборот, разъединяет общество, обостряет социальную напряженность в стране и дестимулирует развитие экономики.

В целях решения названных проблем нами разработана единая межотраслевая методика объективной оценки трудового потенциала и цены рабочей силы, построенной на основе единой системы факторов, показателей и оценочных баллов.

Следует заметить, что деньги на оплату труда на предприятиях и в вузах имеются в достаточном объеме для того чтобы обеспечить реализацию 133-й статьи нового Трудового Кодекса. Для этого необходимо применить цивилизованные, научно-обоснованные и высоко моральные правила справедливого регулирования оплаты труда в каждом вузе и на каждом предприятии, в том числе руководителей предприятий и организаций, заместителей и главных бухгалтеров.

В соответствии с решением Правительства РФ с 1 декабря 2008 г. введена в действие новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений. По определению разработч иков, ее цель - повысить объем и качество выполняемых работ при минимизации издержек на оплату труда работников, ключевое звено в новой системе - руководитель бюджетного учреждения. С одной стороны, на него возлагается обязанность обеспечить выполнение задач, поставленных перед учреждением вышестоящим органом управления. С другой - ему предоставлены широкие права в сфере регулирования оплаты труда, реализация которых направлена на усиление заинтересованности работников в улучшении результатов своей работы. Для этого учреждениям увеличивается фонд платы труда.

Оплата труда самого руководителя, по замыслу разработчика новой системы – Минздравсоцразвития, определяется вышестоящим федеральным органом исполнительной власти, причем основной акцент в ней сделан на выплату по итогам работы за год, которая осуществляется при условии выполнения задач, поставленных перед учреждением. Такую задумку можно только приветствовать.

К сожалению, практика выявила прорехи в механизме организации новой системы оплаты труда в части определения должностного оклада руководителя. Надежды разработчиков системы на порядочность руководителей бюджетных учреждений не оправдываются: запах денег - чудодейственный стимул к ухищрениям.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в одном из роддомов Центрального округа столицы. Порядок распределения средств по родовому сертификату следующий: главному врачу - 9 % от его суммы, главному бухгалтеру - 7 %, врачу, принимающему роды, - 5 %. Внешне все вроде бы в порядке - такое распределение соответствует должностной иерархии.

В реальности же врач, непосредственно проводящий сложную операцию, затрачивающий огромные физические и нервные силы, несущий ответственность за жизнь новорожденного (последствия патологии родов могут сказываться на здоровье человека всю его жизнь), делится своей долей с медсестрой и анестезиологом, чтобы иметь слаженную бригаду. Главный врач, осуществляющий общее руководство деятельностью роддома, получает 9 % от сумм всех сертификатов, а врач - только от того, по которому проводит операцию. Разве не было бы правильнее поменять местами главного врача и врача, выплачивая первому - 5 %, а второму - 9 %?

Совсем несправедливыми представляются 7 %, получаемые главным бухгалтером: выходит, бумажная работа ценнее ответственной врачебной практики... Долю главного бухгалтера следовало бы установить на уровне 3 %.

Если представить, что в роддоме три практикующих врача, то главный врач все равно будет получать в 1,66 раза больше, чем каждый из них, а главный бухгалтер - столько же, сколько врач. Но это лишь предложения, диктуемые здравым смыслом; позиция Минздравсоцразвития, по-видимому, основывается на иных подходах (См: Преодолеть экономическое отставание России невозможно без трансформации сознания правящей элиты./ «Человек и труд», №4, 2010. С.27-29).

Применение новой системы выявило сложности с определением размера должностного оклада руководителя учреждения. Согласно утвержденному порядку, его оклад устанавливается в кратном размере к средней заработной плате (без учета компенсирующих надбавок) работников из числа основного персонала. И здесь возникает противоречие: руководитель оказывается заинтересованным в том, чтобы как можно меньше надбавок вычитать из средней зарплаты работников. Для этого используются различные уловки (незнание или недопонимание установленного порядка, простой подлог, ошибки в расчетах и т. п.).

Современные госкорпорации ничего, кроме разграбления бюджета, не несут. Они обречены на низкую эффективность. Деньги государственные, а руководители компаний живут, как олигархи. Правительству не подчиняются, назначаются президентом, общественного контроля нет. Имеют корпоративные самолеты, сумасшедшие бонусы. Многие были ошарашены, узнав, сколько получали люди, руководившие после Каданникова «Автовазом». Новые руководители выписывали себе зарплату в 50 миллионов долларов в год. Были и выше, до 100 миллионов в год. Но если мы возьмем мировую автомобильную промышленность, то 50 миллионов долларов у первого лица нет нигде: ни в Форде, ни в Крайслере, ни в Тойоте, ни в БМВ. Там зарплаты 5 миллионов - максимум. А у нас - 50. При этом зарплата рабочего на «Автовазе» - 250 долларов в месяц.

Олигархи ничего нового не привнесли. Они не создали новых машин. Не поставили новый конвейер. Наглядным примером неэффективной государственной системы регулирования оплаты труда может стать сумма начисленной заработной платы за 2007 года ректора Саратовского государственного технического университета, которая составила около 19 миллионов рублей.

Оценивать трудовой потенциал и платить олигархам, губернаторам, мэрам городов, главам администраций, руководителям предприятий и вузов следует по предложенной нами методике. Тогда бесспорно появятся новые конвейеры, будут новые технологии и оборудование.

Анализ действующей практики позволяет сделать вывод о том, что центральным звеном в системе управления экономикой являются руководители предприятий и вузов. Именно от них зависит успех инновационного развития экономики страны, а для этого нужны эффективные стимулирующие механизмы воздействия на психологию руководителей всех уровней управления народным хозяйством страны.

Перед Президентом, Правительством и законодательными органами сегодня стоит главная задача подготовки нового правового обеспечения стимулирования труда правящей элиты страны за эффективное инновационное развитие экономики России и достижения мирового минимального уровня оплаты труда.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=30122013182708&oldnumber=685