"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 1 (686) от 07.01.2014

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения

А.П. ЛЯШЕЦКИЙ, доктор экономических наук, профессор

Россия сейчас находится примерно в том же экономическом положении, в котором находились Соединенные Штаты в период Великой депрессии. Так же, как и тогда в США, российская экономика основана на классической либеральной модели экономики, которая характеризуется принципом невмешательства государства в «свободную игру рыночных сил». Это невмешательство неизбежно приводит не только к растущему разрыву между бедными и богатыми внутри общества, но и к глубоким кризисам, которые восстанавливают динамическое равновесие экономической системы.

Анатолий Ляшецкий

Франклин Рузвельт, став президентом США, провозгласил «Новый курс», который в 1936 году получил научное обоснование в теории Дж.М. Кейнса. Этот процесс даже получил в Америке название «великого сжатия», так как до Великой депрессии, в так называемый «позолоченный век» капитализма США, дифференциация американского общества была очень высокой, а «средний класс» составлял 25-30% населения страны, как и сейчас в России. Основную же массу населения составляли беднейшие его слои, едва сводившие концы с концами.

Уровень монополизации в нашей стране сегодня еще выше, чем в США 86 лет назад. Согласно данным, опубликованным недавно в отечественном журнале «Финанс» и в американском «Forbes», в нашей стране на конец 2010 года числилось 104 долларовых миллиардера, общее состояние которых составляло более 30% ВВП страны. Если взять только верхнюю десятку этих богачей, то их совокупная доля в ВВП России достигала 12%. Это и неудивительно: в США 1920-х годов самая высокая ставка подоходного налога равнялась 24%, а налоги на наследство и крупнейшую недвижи-мость, формировавшие богатые династии, составляли всего 20%. А в России сейчас установлена плоская шкала подоходного налога в 13%, налог на дивиденды и того меньше — всего 9% (Айвазов А. Зачем мы кормим доллар? /Газета «Завтра», июнь 2011г., №23. –С.4).

Возникает справедливый вопрос: за счет чего же после Великой Депрессии доля «среднего класса» в населении США выросла в 2,5 раза, достигнув 70% от общей численности населения страны, а количество миллиардеров за тот же период снизилось почти в 3 раза.

Всё это произошло потому, что «Новый курс» Рузвельта и кейнсианская модель экономического развития благодаря государственному регулиро-ванию рынка и резкому увеличению налогов на богатых смогли осуществить перераспределение значительной массы национального дохода в пользу беднейших слоев населения страны, забрав эти средства у богатых. В период первого президентства Рузвельта верхняя планка подо-ходного налога была поднята до 63%, в период второго его президентства — до 79%, а к середине 1950-х гг. она подскочила до 91%. Налог на прибыль с корпораций вместо 14% в 1929 году составил 45% в 1955-м, а ставка налога на наследство недвижимости — с 20% до 77%. Поэтому, пока в России не будет резко увеличена налоговая нагрузка на богатых, ни о каком социальном государстве, ни о мощном среднем классе не может быть и речи.

В настоящее время в Германии размер подоходного налога с различных групп работников составляет 14–45 %. Это в высшей степени справедливо. В России и для очень бедных, и для очень богатых подоходный налог одинаков и составляет 13 %. Два подхода к решению одной и той же проблемы имеют колоссальные различия в получаемом социально-экономическом эффекте. Опыт Германии положительную роль играет в деле формирования доходной статьи бюджета, обеспечивает социальную справедливость в изъятии части дохода граждан в соответствии с количеством, качеством и размером оплаты труда, а также социальную защищенность работников общественного производства, инвалидов и пенсионеров. Все эти характеристики пока нельзя отнести к Российскому гражданину.

С целью решения указанной проблемы и справедливого исчисления подоходного налога (ПН) с работников с различными уровнями доходов Зн, предлагаем алгоритм прогрессивной шкалы для исчисления подоходного налога с заработной платы:

Если Зн 10МЗП, то ПН1 = Зн х 0,05; если нет, то

10 МЗП < Зн 20МЗП, то ПН2 = Зн х 0,10; если нет, то

20 МЗП < Зн 30МЗП, то ПН3 = Зн х 0,15; если нет, то

30 МЗП < Зн 40МЗП, то ПН4 = Зн х 0,20; если нет, то

40 МЗП < Зн 50МЗП, то ПН5 = Зн х 0,25; если нет, то

50 МЗП < Зн 60МЗП, то ПН6 = Зн х 0,30; если нет, то

60 МЗП < Зн 70МЗП, то ПН7 = Зн х 0,35; если нет, то

70 МЗП < Зн 80МЗП, то ПН8 = Зн х 0,40,

80МЗП < Зн, то ПН9 = Зн х 0,45

где Зн – начисленная сумма заработной платы за текущий месяц; МЗП – минимальная (региональная) заработная плата, принятая Законом.

В качестве примера исчислим подоходный налог из суммы заработной платы в 1 млн. руб. В этом случае подоходный налог ПН8 составит 450 тыс. руб. Приведем расчет: ПН8 = 1 000 000 • 0,45 = 450000 руб. Такой высокооплачиваемый работник в данном случае под расчет получит 550 тыс. руб., а 450 тыс. руб. будут перечислены в бюджет и использованы на социально-экономическое развитие страны. При ставке 13 % сумма подоходного налога, в этом случае, составила бы 130 тыс. руб., т.е. 320 тыс. руб. бюджет не дополучает только от одного богатого человека.

Применение прогрессивной шкалы для исчисления подоходного налога повысит авторитет государства в деле обеспечения социальной справедливости всех граждан независимо от категории работника; общество консолидируется и будет более сплоченным и сильнее; в стране будет создана хорошая база для дальнейшего развития социального партнерства, предпринимательства и инновационного развития экономики.

Ситуация, складывающаяся в России, требует незамедлительного рассмотрения предложенных нами проектов и принятия по ним Указов Президента РФ для их применения. На деле это явиться стабилизирующим фактором общества и реальной базой для сокращения размеров коррупции и модернизации экономики. В противном случае с Россией произойдёт то, что произошло с СССР.

Важными стимулами для Президента РФ, Премьер-министра РФ, ректора, директора, министра и депутата должны стать: 1) увеличение минимального размера оплаты труда, 2) потребительская корзинка из 300 наименований продуктов питания, товаров и услуг, 3) внедрение новых экономических технологий в управление экономикой страны: единой методики оценки трудового потенциала и оклада работника, методики ценообразования, методики налогообложения предприятий и прогрессивной шкалы налогообложения заработной платы.

Необходимо знать, что все экономические законы реально определяют экономические технологии решения задач и делают экономику наукой точной. Любая ошибка в экономике, в отличие от ошибки, допущенной в техническом устройстве, проявляет себя мгновенно и затрагивает интересы людей целого региона или страны в целом. Именно на озабоченность учёных экономической науки и следует особо обратить внимание Президенту РФ сегодня. Может наступить момент, когда внедрять всё это будет уже поздно.

Контакты: тел.: 8-927-154-59-45, 28-07-15; эл. почта: lyashetskiy@mail.ru

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=10012014143811&oldnumber=686