"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (701) от 03.05.2014

Эхо «ада» на выборах 8 сентября 2013 года. Часть 2 (продолжение)

Закон и дышло

Александр СВЕШНИКОВ

Видеозаписи и свидетельства очевидцев, приобщенные судом к материалам дела в качестве доказательств по ходатайству представителя заявителя Александра Конякина, достаточно убедительно подтверждают необходимость привлечь, как минимум, к административной ответственности виновников вопиющего беззакония, творимого на избирательных участках в отношении наблюдателей, членов комиссий с правом совещательного голоса и журналистов председателями участковых комиссий, их заместителями и секретарями с молчаливого согласия членов комиссий с правом совещательного голоса и при попустительстве правоохранительных органов.

Эхо «ада» на выборах 8 сентября 2013 года. Часть 2 (начало)

Закон Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»

Статья 17. Гласность в деятельности избирательных комиссий

1. На всех заседаниях избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой избирательной комиссией, окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, муниципальный список кандидатов которого зарегистрирован избирательной комиссией муниципального образования, или кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.

9. Наблюдатели вправе:

д) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательными бюллетенем при подсчете голосов избирателей (здесь и далее выделено нами - Ред.); наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 настоящей статьи;

е) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

и) обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, избирательную комиссию области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе:

г) находиться в помещении для голосования в день голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

Статья 59. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией

1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенных формах протоколов об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 3 статьи 17 настоящего Закона.

10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 12 и 16 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.

14. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, за каждый муниципальный список кандидатов, по голосам, поданным по позициям "За" и "Против", одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.

17. После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждому кандидату, каждому муниципальному списку кандидатов, позициям "За", "Против". При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом избирательном бюллетене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные заносятся в строки 10 и в последующие строки протоколов об итогах голосования, а также их увеличенные формы.

20. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

24. Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первым экземплярам протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая избирательная комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 8, 9, 10 и последующих строк протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляются протоколы об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписываются протоколы, полученные с помощью технического средства подсчета голосов, и составляются акты о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, которые вместе с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования направляются в вышестоящую избирательную комиссию.

Статья 79. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах

На основании части 1 статьи 5.6 КоАП РФ:

Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий документов

- влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ, а на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ. Нарушение установленных законом наблюдательных и информационных прав отдельных участников избирательного и референдумного процесса может быть осуществлено как в форме противоправных действий (например, устный или письменный отказ наблюдателю в ознакомлении с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования), так и в форме противоправного бездействия (например, невыполнение без всяких объяснений требования представителя средства массовой информации по выдаче копии протокола об итогах голосования или о результатах выборов). Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Согласно части 1 статьи 5.24 КоАП РФ:

Нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного законом порядка подсчета голосов либо установленного законом порядка обработки итогов голосования, определения результатов выборов, референдума

- влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати МРОТ. Как показывает анализ правоприменительной практики, типичными формами нарушения порядка подсчета голосов избирателей (участников референдума) являются следующие деяния: 1) допуск к совершению действий по подсчету голосов лиц, которые не являются членами участковой комиссии с правом решающего голоса; 2) вскрытие ящиков для голосования без предварительной проверки неповрежденности печатей (пломб) на них; 3) проведение подсчета голосов с перерывом (перерывами) до установления итогов голосования; 4) нарушение правил погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; 5) неприменение увеличенной формы протокола об итогах голосования при проведении подсчета голосов; 6) нарушение установленной законом последовательности внесения суммарных данных в протокол об итогах голосования; 7) проведение непосредственного подсчета голосов лицами, которые не являются членами избирательной комиссии (комиссии референдума) с правом решающего голоса (например, членами комиссий с правом совещательного голоса, муниципальными служащими); 8) нарушение правил сортировки бюллетеней при подсчете голосов; 9) заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. За нарушение председателем или членом избирательной комиссии, комиссии референдума установленного федеральным законом порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов» частью 2 статьи 5.24 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати МРОТ.

Валентина Колемасова

11 апреля, в последний день судебных слушаний в Ленинском районном суде г. Саратова по заявлению кандидата в депутаты Александра Глущенко, судом были исследованы материала дела и состоялись прения сторон.

Старший помощник прокурора Ленинского района г. Саратова А.Н. Бизяев:

Нарушения закона не были установлены. В удовлетворении жалобы отказать, так как волеизъявление граждан не было нарушено.

Представитель заявителя А.Н. Конякин:

Нарушения стали происходить после голосования. Полиция бездействовала, что видно на видеозаписях. Наблюдатели не имели возможности видеть отметки в бюллетенях. Это мешало установить волеизъявление граждан. Председатели УИК трактовали закон в свою пользу. Наблюдатели, СМИ, члены с совещательным голосом не имели возможность наблюдать за выборами. ОИК не реагировала на жалобы и замечания.

Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» Т.Н. Гордиенко:

Не было ни одной жалобы на нарушения. В УИК подсчет голосов проходил по закону. Бюллетени подделать невозможно.

Татьяна Гордиенко

Как явствует из текста Решения от 11 апреля 2014 года, на основании предоставленных доказательств суд установил:

«Кандидат в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 16 Глущенко А.А. обратился в суд с заявлениями, объединенными в одно производство, об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 271 об итогах голосования, оформленного протоколом № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № 271 по одномандатному избирательному округу № 16, о признании недействительными итогов голосования на избирательном участке № 271 по одномандатному избирательному округу по дополнительным выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва 08 сентября 2013 года, об отмене протоколов участковых избирательных комиссий избирательных участков №№ 273, 275, 276, 277, 279, 281, 283, 289, 290 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 16, о признании недействительными итогов голосования на избирательных участках №№ 273, 275, 276, 277, 279, 281, 283, 289, 290 по одномандатному избирательному округу № 16 по дополнительным выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва 8 сентября 2013 года, о признании недействительными результатов выборов по одномандатному избирательному округу № 16 по дополнительным выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва 8 сентября 2013 года.

Полагая наличие нарушений требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на дополнительных выборах депутатов в Саратовскую городскую Думу четвертого созыва 08 сентября 2013 года, которые заключались в том. что отметки избирателей не демонстрировали ни при сортировке бюллетеней, ни при подсчете голосов избирателей, помимо этого на избирательном участке № 275 использовали непрошитые списки избирателей, работа с ними велась одновременно с работой с неиспользованными бюллетенями, наблюдателям не предоставили хтя ознакомления списки избирателей после 20.00 часов, списки избирателей не убрали в сейф, председатель участковой избирательной комиссии не предоставил возможность визуально ознакомиться с бюллетенями при их сортировке, не было проведено итогового заседания комиссии, на избирательном участке № 277 протокол об итогах голосования был составлен вне помещения для голосования без участия наблюдателей, представителей средств массовой информации, членов комиссии с правом совещательного голоса, на избирательном участке № 283 не демонстрировали отметки избирателей за кандидата в депутаты Алферова Ю.В., заявитель обратился в суд с названными требованиями.

В судебное заседание Глущенко А.А. не явился, просил о рассмотрении заявлений в его отсутствие с участием одного из представителей.

Представитель заявителя на основании доверенности Конякин А.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил об их удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» Гордиенко Т.Н. просила об отказе в удовлетворении заявлений, полагая отсутствие оснований как для отмены решения и протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий, так и для признания результатов выборов по одномандатному избирательному округу № 16 недействительными.

Представители заинтересованных лиц Иванова А.А., Зайцева О.П., Попандопуло И.Г., Бабкина Л.А., Русина Е.О., Седова Л.В., Тотфалушина Л.А., Острикова С.П., Задорова Н.В., Асташкина С.Г. в возражениях относительно заявленных требований просили об отказе в их удовлетворении.

Заинтересованное лицо Ефанов А.С. указал на допущение нарушений избирательного законодательства при проведении дополнительных выборов депутатов в Саратовскую городскую думу четвертого созыва 08 сентября 2013 года.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ».

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявления не подлежащими удовлетворению в полном объеме, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявлений.

С мотивировочной частью Решения суда можно ознакомиться по ссылке: Решение.pdf

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=4052014001224&oldnumber=701