"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 24 (709) от 18.08.2014

Россия и ВТО в контексте международных экономических санкций 2014 года

Cергей ИВАНОВ

Итоговой задачей российской модернизации, курс на которую был взят в начале 2000-х годов, является формирование социального государства, что возможно лишь при эффективном взаимодействии государства, общества и личности в процессе их сотрудничества. Суть подобного социального партнерства как системы демократии участия заключается в самоорганизации гражданского общества с целью обеспечения свободного развития и достойной жизни каждого человека.

Сергей Иванов

Сегодня проведению социально-экономической и политической модернизации в России препятствует ряд кризисных факторов:

– демографический кризис, быстрое сокращение и старение населения;

– деградация «человеческого капитала» в результате понижения качества образования и профессиональных навыков населения, а также недостаточного уровня социального обеспечения граждан;

– низкое качество государственных институтов и услуг, высокий уровень коррупции и административно-бюрократического произвола.

Идея модернизации, активно принятая обществом, к сожалению, пока не достигла своих конечных целей. По общим статистическим данным, в последнее двадцатилетие наблюдалось снижение роста национального промышленного производства страны почти вдвое при постоянном приросте темпов импорта зарубежных товаров, что не способствовало развитию национальной экономики. На каждые 100 рублей, которые тратил гражданин России, 75 уходили на приобретение импортных товаров, то есть на поддержку зарубежного производства, и лишь 25 – на покупку отечественной продукции.

16 декабря 2011 г. Россия подписала протокол о присоединении к Всемирной торговой организации, что явилось завершением длительного переговорного процесса, начатого с заявки на присоединение к Генеральному соглашению по тарифам и торговле в 1993 г. Это событие неоднозначно оценивалось аналитиками, так как предполагалось получение не только определенных преимуществ, связанных с устранением дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров и услуг, но и существенное снижение государственной поддержки отечественных товаропроизводителей, что чревато для российской национальной экономики, особенно тяжелой промышленности и наукоемких отечественных производств. (Тезисы выступления участников круглого стола «Вступление России в ВТО – pro et contra». URL: http://www.samru.ru/society/novosti_samara/14921.html)

Вступив в ВТО, Россия приняла на себя обязательства по обеспечению соответствия ее правилам, определенным стандартам и рекомендациям в системах санитарного, ветеринарного, фитосанитарного, а также технического регулирования. Однако, по прогнозам, эффект от вступления России в ВТО в результате снижения импортных ставок и снятия административных барьеров в торговле в долгосрочной перспективе составит лишь 1–4% ВВП. В оценке краткосрочной перспективы выводы были разными: в одних исследованиях прогнозировался спад ВВП до 0,4%, в других – до 1%. В свою очередь, негативные последствия для российской экономики, включая упущенные возможности национального экономического роста, к 2020 г. могут составить 3,6 трлн рублей (около 2,9 трлн руб. – сельское хозяйство, пищевая промышленность и машиностроение, остальное – легкая промышленность и другие отрасли). Снижение темпов экономического роста может привести к потере до 2,5 млн дополнительных рабочих мест. Еще один опасный момент от вступления в ВТО связан с сырьевой ориентированностью национальной экономики. В меньшей степени проигрывают добывающие отрасли – нефтегазовый сектор, угольная промышленность, металлургия, производство минеральных удобрений, доля которых в экономике составляет около 40%.

Членство в ВТО, без сомнения, будет способствовать дальнейшему расслоению общества по доходам и усилению социальной напряженности в стране, особенно в регионах, где нет значительных запасов природных ископаемых или производственных мощностей по их переработке. По предварительным оценкам, «реальный сектор» десяти регионов от членства в ВТО к 2020 г. недополучит до 10% роста; 42 регионов – более 20% роста.

Прогнозировались также косвенные потери, ужесточение условий для отечественного производителя, которые ведут к свертыванию производства и экономическим потерям основной массы населения.

Ученые опасались, что с точки зрения долгосрочной выгоды вступление в ВТО для отечественной экономики оказывалось чревато большими проблемами, даже деградацией. Закрытость переговоров о вступлении России в ВТО еще раз подтвердило, что это инструмент внутренней экономической войны, направленной на закрепление сырьевой ориентации российской экономики. Нынешние протекционистские мероприятия, связанные с введением эмбарго на поступление импортной продукции на внутренний рынок, в определенной степени снижают негативный эффект от вступления России в ВТО.

Западными странами в связи с событиями в Крыму и на востоке Украины в рамках антироссийских санкций приостановлен ряд программ сотрудничества с органами государственной власти Российской Федерации, в том числе по договоренностям с ВТО. Прекращены проведение военных и гражданских встреч с Россией, планирование совместных военных миссий; отозвано ассоциированное членство российского парламента в Парламентской Ассамблее НАТО; приостановлено практическое сотрудничество с Россией по ликвидации сирийского химического оружия; Парламентская ассамблея Организации Североатлантического договора прекратила сотрудничество с Федеральным Собранием РФ, а Конституционный суд Украины - с Конституционным Судом РФ.

В целом подобная политика в отношении России, создающая препятствия для свободной внешней торговли и идущая вразрез с договоренностями по ВТО, как выявляется, опасна не столько для российской экономики, сколько для западной. Более того, возрастают стимулирующие факторы для развития национального производства в разных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Даже американские экономисты считают санкции исключительно пропагандистским ходом против российского правительства.

Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев заявил, что антироссийские санкции являются примером «недоброкачественной конкуренции», и страна вынуждена будет вводить определенные коррективы в международные экономические соглашения. По мнению аналитика журнала «Forbes» М. Адоманиса, надежда западных политических деятелей на немедленное негативное воздействие антироссийских санкций ЕС и США иллюзорна, равным образом как и политический миф о «непривлекательности» России для жизни. Замедление темпов роста российской национальной экономики в годовом выражении до 0,8% против 0,9% по итогам первого квартала 2014 г. при прогнозируемом росте ВВП в 0,5% не дают оснований для ее возможного грядущего «обрушения», способного спровоцировать массовые общественные беспорядки.

Российским политическим руководством не исключается возможность одностороннего выхода страны из международных договоров, а следовательно, и из договора о ВТО, если это соответствует ее национальным интересам, заявил, ссылаясь на внешнеполитический опыт США, вышедших из договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, В.В. Путин на совещании с депутатами думских фракций в Ялте.

Таким образом, договоренности в рамках ВТО приобретают обратный характер: вместо зоны свободной торговли Россия получает замкнутую протекционистскую национальную экономику, что в целом соответствует потребностям ее укрепления в период кризиса. В новых социально-экономических реалиях создание условий для отечественного товаропроизводителя позволит укрепить российскую экономику, способствуя ее дальнейшему устойчивому развитию.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=20082014105140&oldnumber=709