"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 31 (716) от 07.10.2014

Новый налог на имущество

Президент России Владимир Путин подписал закон о новом налоге на имущество физических лиц, который должен взиматься с кадастровой стоимости объекта. Соответствующий документ размещён на официальном интернет-портале правовой информации. Сейчас налог взимается на основе инвентаризационной стоимости, которая в отличие от кадастровой, как правило, гораздо ниже рыночной.

В перечень объектов налогообложения войдут жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, а также иное здание, строение, помещение, сооружение.

Налоговые ставки будут устанавливаться местными органами власти в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы, что позволит муниципальным бюджетам получать дополнительные доходы.

Для жилых домов, в том числе недостроенных, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение, гаражей и машиномест, а также хозстроений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м, расположенных на садовых и дачных земельных участках, ставка налога не должна превышать 0,1%. Однако муниципалитетам предоставляется право уменьшать эту ставку до нуля, либо увеличивать до 0,3%.

Для коммерческой недвижимости (торговые и офисные объекты) и дорогостоящей недвижимости (свыше 300 млн рублей) ставка не должна превышать 2%, для прочей недвижимости - 0,5%.

Сохраняются все существующие налоговые льготы для пенсионеров, ветеранов, инвалидов и т.д., которые будут освобождены от уплаты этого налога. Однако льгота будет действовать по выбору налогоплательщика только в отношении одного объекта недвижимости.

Порядок определения кадастровой стоимости объектов для исчисления налога на имущество определят регионы и муниципалитеты. До 1 января 2020 года устанавливается переходный период – к этому сроку в субъектах РФ должны определиться с исчислением налоговой базы, однако он может быть продлен.

7 октября 2014 года

Экспертные оценки:

Владислав Жуковский:

Официальная версия изменений в закон о налоге на имущество: государство решило позаботиться о населении, о бизнесе, внесло изменения, чтобы увеличить поборы с населения и бизнеса с тем, чтобы якобы их сократить. По крайней мере, такие выводы можно сделать из заявлений чиновников и руководства «Единой России». Как они говорят, мы внесём изменения, в результате чего совокупная налоговая нагрузка на экономику снизится и всем станет жить лучше. Но мы прекрасно понимаем, что никакие законопроекты, никакие изменения не вносятся с целью облегчения жизни россиян. Они вносятся с одной-единственной целью – увеличение пополнения доходной базы бюджета. Прежде всего, на региональном уровне. И плюс ко всему это определённые лазейки для коррупционеров, чтобы они могли заниматься беспрепятственно поборами. Вот эти две цели и реализуются.

«Единая Россия» обещает, что якобы произойдёт чуть ли не двадцатикратное снижение налогового бремени на работников, на предпринимателей, на промышленников. Якобы раньше ставка была в 2% и выше по налогу на имущество, а сейчас останется всего лишь 0,1%. Формально, конечно, так оно и есть, ставочка снизится. Беда вся в том, что автоматически с введением всех этих поправок по налогу на имущество увеличивается в 50, 100, 150 раз сама налогооблагаемая база. Понятно, что инвентаризационная оценка БТИ, как правило, в десятки, сотни раз ниже реальной рыночной цены того или иного актива. И де-факто на практике произойдёт не снижение налогового пресса, а его реальное увеличение. Причём по самым скромным оценкам – в 4-5 раз. В ряде регионов вплоть до 10 раз по разным объектам. Тем более, уже сегодня известны злоупотребления, когда кадастровая цена при переоценке оказывается не просто сопоставимой с имущественной ценой, но выше рыночной цены, а по некоторым регионам была информация, что в 1,5-3 раза. То есть реально произойдёт перегиб в иную сторону.

Грубо говоря, если раньше недвижимость хронически недооценивалась, то сейчас она будет резко переоценена и завышена. В условия негативной экономической ситуации в стране, когда российская экономика погружается в такое коматозное состояние, когда кризисные тенденции очевидны не только экспертам, а уже самим чиновникам, стало понятно, что будут создаваться определённые фискальные стимулы и поблажки. Но по факту чиновники решили наоборот закрутить гайки – пойти по пути более жёсткой фискальной политики.

Если у предпринимателя нет связей в эшелонах власти, то заниматься бизнесом смысла практически нет. Если вы не заняты в нефтегазовом комплексе, в финансовых спекуляциях, уже тоже особо ловить нечего. Поэтому будет спад деловой активности, плюс ко всему утечка капитала за рубеж. Ещё сильнее упадёт рентабельность экономики, которая и без того упала ровно в два раза за последние семь лет с 12% до 5,5%. То есть теперь экономика становится практически убыточной. По крайней мере, в две трети отраслей. Возникнет, конечно, такая тема, как масштабное уклонение от уплаты налогов, будет расширяться теневой сектор экономики, будет уход бизнеса в тень, будут пытаться договариваться с чиновниками при переоценке кадастра.

Насколько я могу судить, в условиях кризиса, в условиях санкций, в условиях падения цен на нефть, государство ещё одну палку (а точнее даже бревно) бросает в колеса российскому населению, российскому бизнесу. Как один из результатов - всплеск цен, удорожание товаров и услуг для конечных потребителей. Понятно, что все издержки повышения налога на имущество, реального фискального бремени, предприниматели будут закладывать в цену и перекладывать на плечи потребителей. Я думаю, что дополнительные 1-1,5% инфляции будут обеспечены этими поправками.

Анатолий Вассерман:

На мой взгляд, с одной стороны переход к налогообложению жилья по кадастровой стоимости – это мера, что называется, назрела и перезрела. Потому что действительно оценочная стоимость Бюро технической инвентаризации далеко не всегда соотносится со стоимостью строительства, а уж к рыночной цене, по которой это жильё можно продать или купить, оценочная стоимость уже давно не имеет никакого отношения.

Другое дело, что ставки налогов при этом, конечно же, следовало бы пересмотреть таким образом, чтобы реально выплачиваемые суммы изменились. Но это, к сожалению, толком не сделано. Насколько я знаю, ставка налога на недвижимость отдана на усмотрение региональных властей, а ограничение диапазона ставок, установленных на федеральном уровне, так велики, что действительно есть очень большой риск, мягко говоря, неумеренных аппетитов местных властей. Поэтому спровоцировать массовое недовольство действительно можно.

Надеюсь, что у большей части местных властей всё-таки хватит здравого смысла. И тогда то меньшинство, у которого здравого смысла не хватит, окажется предметом соответствующих организационных выводов. Но было бы значительно лучше, если бы вопрос был грамотно решён на законодательном уровне. Это, к сожалению, довольно трудно.

Фёдор Бирюков:

Всё, что касается налогов, фискальных сборов в России – предмет неутихающих споров, поскольку налоговая и вообще финансовая политика российского государства во многом противоречит политической линии руководства страны. Заявляются тезисы об укреплении национального единства, о сохранении конституционного принципа социального государства, в то же время повышается налог на недвижимость. Существует целый ряд других налогов, которыми недовольны как предприниматели, так и наёмные работники. Это целая система, которая нам в наследство от ультралиберальных 90-х годов. Она была создана путём преступной приватизации, путём захвата общенародной собственности и путём прихода к власти либералов. Некоторые из них сегодня возглавляют протестные движения, но другие до сих пор находятся в высоких кабинетах. Антилиберальная революция сверху, которая насущна и необходима, до сих пор не произошла.

Я далёк от мысли, что президент подписывает заведомо вредный закон. Проблема в том, что его экономические советники, либеральный блок правительства дают на подпись такие законы, объясняя их необходимость. На мой взгляд, подобные непопулярные меры могли бы быть оправданы, если бы перед этим прошла бы тотальная деприватизация. Не только с возвращением собственности, но и с судом над основными фигурантами расхищения госсобственности. Этот налог можно было ввести после возвращения населению советских вкладов, миллиардов рублей, которые растворились неизвестно где.

Если бы обворованный либералами народ получил бы своё добро назад, если бы он увидел, что итоги преступной приватизации переосмыслены, что «великая криминальная революция» закончилась и её лидеры наказаны по закону, тогда даже повышение налогов могло бы приниматься менее болезненно. Сегодня основная масса горожан, которая имеет в собственности квартиры, получила их по льготным схемам, и новый налог – это очевидный удар по семейному бюджету. И повышение зарплат здесь не спасёт. Всё это крайне негативно сказывается на общем настроении в обществе.

Поэтому подобные законы сегодня попросту неуместны. Для начала надо разобраться с теми, кто создал антинародную экономическую систему 90-х, которая даёт сбой по всем направлениям. А уж после того как будет запущен новый хозяйственно-экономический механизм, когда будет создана новая социальная реальность, тогда можно будет задаваться вопросами о повышении налогов. Но любое повышение налогов должно идти в ногу с повышением благосостояния налогоплательщиков.

www.zavtra.ru

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=8102014133711&oldnumber=716