"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 34 (719) от 28.10.2014

Об образе врага, технологиях пропаганды и негативной идентичности

Лев ГУДКОВ, директор «Левада-центра», главный редактор журнала «Вестник общественного мнения»

Опубликованный во вторник, 21 октября, опрос «Левада-центра» зафиксировал рекордный за все время наблюдений уровень враждебности жителей России к США и странам Европы. Это не случайность, уверен социолог Лев Гудков: в отсутствие горизонтальных связей и интеллектуальных ориентиров поиск внешнего врага становится простейшим способом консолидировать общество.

Акция протеста в Москве 4 февраля 2014 года

В России сегодня консолидация общества выстраивается по принципу «от противного». Работает механизм «негативной идентичности», поскольку оснований для национальной гордости, для самоуважения, в общем-то, немного. Поэтому консолидация вокруг власти строится на угрозе извне и переносе на воображаемый «Запад» всех тех характеристик, которые люди не хотят признавать в самих себе. Западу приписываются все те мотивы, которые в латентной, диффузной форме присутствуют в политике российского руководства: экспансия, заговор, колонизация и тому подобное.

На это работает очень мощная, эффективная пропаганда. Такая информационная политика берет начало в середине 2000-х годов, она приобрела более или менее четкую форму после «Мюнхенской речи» Владимира Путина в феврале 2007 года. Но в полной мере, открыто и мощно эта информационная политика начала реализовываться во время массовых протестов в крупных российских городах. Стала особенно сильна кремлевская паранойя, убежденность в том, что все это инсценировано ЦРУ, Западом, что любые массовые протесты – «цветные» революции, «арабская весна», митинги на Болотной площади – являются стратегией США по дестабилизации мира. Поэтому резкое усиление репрессивной политики в России сопровождалось постепенным нарастанием антизападной риторики.

Долгое время власть, выстраивая свою пропагандистскую кампанию, не могла связать либерализм и антиамериканизм, и какое-то время в обществе пропаганда не очень-то хорошо работала, так как значительная часть россиян поддерживала лозунги протестного движения.

Но, перемешав педофилию, гомофобию, либерализм, антиамериканизм, права человека, и прочая, и прочая, власти сумели поднять антизападный ресентимент. В особенности это стало заметно во времена Майдана. С января 2014-го, когда антиукраинская пропаганда начала действовать в полную силу, и мы получили такой взрыв антизападных настроений, какой никогда раньше не фиксировался. Сейчас это максимальные значения за 25 лет наблюдений.

При этом 84-85% россиян, уверенных в том, что у страны есть враги, отражают практически всю структуру населения более-менее точно. Это абсолютное большинство.

Легче выделить и охарактеризовать признаки тех, кто сопротивляется этому. Как правило, это образованные молодые люди (до 40 лет), занятые в негосударственном секторе. Чаще это жители столицы или крупнейших городов, добившиеся успехов и признания в своей профессиональной жизни, социабельные, побывавшие на Западе, видевшие мир.

Для них нынешняя политика авторитарного режима представляет собой совершенно отчетливо стратегию подавления, консервации страны в ненависти к миру. Нынешний курс представляется этим людям крайне опасным. Но данная часть общества рассеяна, деморализована после неудачи протестного движения и находится в состоянии депрессии, фрустрации.

Технология советской пропаганды, кстати, строилась по-другому. Советская система держалась на заложничестве отдельного человека. Советский человек был заложником разного рода коллективов; чтобы не быть выкинутым из общества, он вынужден был все время демонстрировать лояльность по месту работы, учебы и так далее. Такая капиллярная структура социального контроля, проходившая через все общество, через все производственные коллективы, комсомол, партию, и держала человека под контролем. Телевидение в то время было бедным и даже не охватывало все общественное пространство.

Нынешняя пропаганда работает благодаря контролю над информационным пространством. Это другой тип манипулирования общественным сознанием. Тот, кто определяет реальность через масс-медиа, тот и контролирует состояние мозгов.

Кроме того, любая тоталитарная идеология строится не только на страхе, но и на определенном образе будущего, на проспективных обещаниях построить новое, небывалое общество. Сегодня в России этого нет. Пропаганда не работает с будущим, не апеллирует к будущему, она не обещает ничего. Она говорит, что все будет как сейчас, может быть, чуть лучше. Акцент делается на механизмах негативной идентичности, на образе врага и на дискредитации любых носителей альтернативных точек зрения, ценностей, морали.

Это совершенно другая технология, которая базируется на убежденности в том, что в мире господствует низость и подлость.

Здесь нет протеста против утверждения: «Политика – грязное дело». По сути, не отрицается, что наверх отбираются худшие в человеческом смысле, что все коррумпировано. Система немного делает вид, что борется с коррупцией, но, в принципе, пропаганда не возражает против всего этого, точнее, смиряется с этим как с фактом.

Технология нынешней государственной пропаганды нацелена на разрушение коммуникаций между разными социальными группами, пресечение коммуникативных потоков, на блокирование любой другой информации и интерпретации происходящих событий. Также пропаганда работает на внесение в массовое сознание идеи о том, что «все хищники», что в жизни действуют только циничные интересы, что имморализм – это норма, естественное состояние человека и общества.

Соответственно, противодействие этому может строиться на усилении коммуникативных структур общества, усилении независимых от власти СМИ.

Огромную и очень драматичную для России роль играет падение авторитета интеллектуальных элит. Сегодня нет интеллектуальных авторитетов, и это связано, в том числе, и с тем, что разрушены связи между разными группами и слоями общества. Есть исследователи – историки, экономисты, политологи – которые придерживаются другой точки зрения, отличной от позиции властей. Но они отсечены от каналов связи с обществом, теряют тем самым авторитет в обществе. А их экспертный анализ остается недоступен для общества. Таким образом, пропаганда работает на опускание уровня развития общества, на упрощение картины мира, на подъем темного, племенного сознания.

Открытая Россия (www.openrussia.org)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29102014165259&oldnumber=719