"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 38 (723) от 27.11.2014

Общественный контроль и наследие Октябрьской революции

Сергей ИВАНОВ, доктор политических наук, доцент

Октябрьская революция разрушила традиционное понимание справедливости, сформированное православной культурой. То, что раньше считалось грехом и позором, было возведено в ранг достойного уважения. По словам русского философа-правоведа И.А. Ильина, главные правила революции гласили: «Добро есть то, что полезно революционному пролетариату; зло есть то, что ему вредно», «революции позволено все», «законы буржуазных стран не связывают революционера».

С революционной точки зрения оправданными стали «ограбление, ложное доносительство, незаконные аресты, произвольные мучительства и убийства, вечная ложь, вечное вымогательство и законченный административный произвол. Уголовное (преступное) обхождение человека с человеком стало самой сущностью политики. А политика, принципиально признавая преступление полезным для революции, зловеще засветилась всеми цветами уголовщины» (Ильин И.А. Политика и уголовщина. URL: http://www.odinblago.ru/nashi_zadachi_1/19).

В условиях «перевернутого» (революционного) сознания необходимость общественного контроля за деятельностью органов новой власти возникла очень скоро. С целью «всемерного привлечения трудящихся к участию в государственном управлении» уже в декабре 1917 г. был создан Народный комиссариат государственного контроля, на смену которому после гражданской войны пришла Рабоче-крестьянской инспекция (РКИ, Рабкрин). Задачей РКИ являлась борьба за строгий учет материальных ценностей и продовольствия, за совершенствование государственного аппарата и ограничение частного капитала. В 1920-1922 гг. (до создания органов прокуратуры) на РКИ возлагался и надзор за соблюдением законности в области государственного управления.

В 1923 г. по настоянию В.И.Ленина XII съезд РКП (б) принял решение о создании объединенного органа партийного и советского контроля – Центральной контрольной комиссии – Народного комиссариата РКИ (ЦКК–НК РКИ). ЦКК–РКИ изучал и обобщал опыт работы государственных органов и общественных организаций, проводил в жизнь мероприятия по рационализации управленческого аппарата, ревизовал деятельность государственных учреждений и предприятий, осуществлял контроль за учетом, хранением и использованием государственного имущества, контролировал выполнение постановлений высших государственных. и партийных органов. XVII съезд ВКП (б) (1934 г.), указав на необходимость усиления советского контроля, принял решение об упразднении объединенного органа и создании Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссии советского контроля при СНК СССР.

В ноябре 1962 г. был создан Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а спустя три года органы партийного и государственного контроля были преобразованы в органы народного контроля. Принятый тогда же Закон «Об органах народного контроля в СССР» установливал, что органами народного контроля в СССР являются комитеты народного контроля СССР, союзных и автономных республик, краевые, областные, автономных областей, окружные, городские и районные комитеты народного контроля, а также группы и посты народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях.

Проблема осуществления общественного контроля над органами государственной власти существует, как известно, и в современной России Причем, если 10-15 лет назад еще велись дебаты о целесообразности общественного контроля как такового, то сегодня преобладает мнение, что он является неотъемлемым условием успешного общественно-государственного развития.

В научной литературе сформировались различные подходы к рассмотрению сущности и поиску основных параметров общественного контроля над органами власти. Однако, при всех расхождениях, абсолютное большинство современных исследователей сходятся во мнении, что общественный контроль – это деятельность, прежде всего, институтов гражданского общества и отдельных граждан, которая так или иначе направлена на установление соответствия решений и действий органов государственной власти нормам законодательства, а также на корректирование выявленных в этих действиях отклонений. Корректирующая функция общественного контроля может осуществляться посредством обращения в уполномоченные государственные органы, либо к общественному мнению.

Несколько лет назад началась процедура приятия единого, системообразующего правового акта – Федерального закона «Об общественном контроле в Российской Федерации». Совет при Президенте РФ по вопросам развития институтов гражданского общества приступил к разработке общей концепции этого закона. 5 июля 2011 года ходе встречи членов Совета с президентом РФ концепция была передана на его рассмотрение.

Принятый 21 июля 2014 г. закон «Об общественном контроле в РФ» устанавливает правовые основы организации и осуществления контроля за деятельностью физических и юридических, реализующих отдельные публичные полномочия. К субъектам контроля относятся федеральная и региональные общественные палаты, общественные палаты (советы) муниципалитетов, общественные советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти. Кроме того, могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля, иные организационные структуры. Определены их права и обязанности. Контроль осуществляется в виде общественных мониторинга, проверки, экспертизы, а также в таких формах, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и др. Возможно применение нескольких форм.

Принятие Закона «Об общественном контроле в РФ» способно стать мощным импульсом для дальнейшего развития органов общественного контроля, усиления влияние структур гражданского общества на функционирование политической системы Российской Федерации.

Достижение общественного согласия, народного единства и благополучия требует примирения прежде враждовавших политических лагерей на основе общецивилизационных нравственных ценностей. В России давно уже нет «белых» и «красных», а есть прежде всего ее граждане и народы. Октябрьская революция – это не только деформация правосознания, но и попытка установления справедливого общественного устройства. Творческое, непредвзятое использование ее нереализованных возможностей парадоксальным образом может способствовать преодолению ее же негативного наследия.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=29112014162700&oldnumber=723