"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 39 (724) от 05.12.2014

Расклейка объявлений: а что предписывает закон? (начало)

В № 38 (723) от 27 ноября 2014 года (см. статью «Расклейщики объявлений: ответственность без возможностей») мы рассказали о неравной борьбе чиновников, работников ЖКХ и других служб, владельцев и жителей домов и т.д. с расклейщиками объявлений – представителями рекламных фирм и просто граждан.

В эту действительно животрепещущую проблему, благодаря которой наш город превратился во всепоглощаемый «столбняк» (именно этим словом журналисты в период перестройки называли рубрику, в которой цитировали объявления, размещаемые в то время в первую очередь на столбах), распространившись, в том числе, и на стены домов.

В своей публикации мы предложили одно из решений проблемы – организацию по всему городу бесплатных досок с помощью городской администрации. Хотя мы понимаем, что администрация, скорее всего, пойдет не по такому затратному пути, а продолжит бесконечную и неэффективную войну с расклейщиками объявлений, прикрываясь принятыми ею же нормативными актами типа «Правил благоустройства…».

Однако появилась возможность продолжить разговор, так сказать, в правовом поле. На одном из интернет-сайтов в форуме попалось обсуждение вопроса о том, как можно действовать расклейщикам объявлений, следуя имеющемуся законодательству, регламентирующему эти действия. Речь идет и о законе «О рекламе», и о Жилищном кодексе и т.д. Приводим содержание этого форум-разговора, инициированного читателем, с участием юристов.

Участник форума:

Здравствуйте. Суть проблемы заключается в следующем. Возле каждого подъезда жилого дома размещена доска для бесплатных объявлений. Я прошел по своему микрорайону и расклеил на этой доске объявление о том, что я хочу продать квартиру. Вдруг мне через пару дней звонит какая-то тетенька и говорит, что эти рекламные доски, которые висят возле подъездов, принадлежит их рекламной фирме, и размещение на данной доске является платной услугой. Они вроде как договорились с ЖКХ, фирма вешает новые доски, но берет деньги за размещение на них объявлений. Раньше висели старые доски и за размещение на них никто плату не просил, на их место повесили новые и теперь плату требуют.

В связи с этим у меня возникло несколько вопросов:

1. Законно ли данное соглашение между фирмой и ЖКХ? Не нарушает ли это, скажем, антимонопольное законодательство, так как у нас в городе много фирм, которые занимаются расклейкой объявлений?

2. И как такое может быть: брать деньги за размещение объявлений с информационной доски. Если это доска принадлежит какой-то фирме, то что она делает на моем подъезде?

3. Какие меры можно предпринять, чтобы восстановить права жителей города бесплатно размещать объявления на информационных досках возле подъездов? Можно ли написать заявления или запрос в прокуратуру для выяснения законности происходящего или сделать запрос в суд?

4. В случае, если данное соглашение, если оно есть, между ЖКХ и фирмой законно, грозит ли мне какая-нибудь ответственность за размещение объявлений на этих досках?

Может, кому-то вопрос покажется и мелочным, но прошу специалистов в отечественном законодательстве помочь в данном вопросе, так как это касается не только меня, но и всех жителей нашего города. Ибо мне кажется, что опять дурят нашего брата. Надо же как-то в стране с беззаконием бороться, а все начинается вот с таких вот мелочей.

Ответ юриста:

Начнём с того, кто является владельцем рекламной конструкции.

ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ:

Ст.19 п. 1 Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

п. 5. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ

Статья 44.

2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

3) принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Снова ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ

9. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

11. К указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:

1) данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

9.1. Разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи.

5.3. Преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа, территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга признается положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). Доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории. Для целей настоящей статьи под информационным полем рекламной конструкции понимается часть рекламной конструкции, предназначенная для распространения рекламы.

5.4. При определении общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы одному лицу, учитываются площади информационных полей временных рекламных конструкций. Временными рекламными конструкциями признаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и иных подобных мест, другие аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.

9.2. Разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

17. Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

18. Органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа решение об аннулировании разрешения принимается:

5) в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) в случае нарушения требований, установленных частями 9.1 и 9.3 настоящей статьи.

20. Разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае:

1) неоднократного или грубого нарушения рекламораспространителем законодательства Российской Федерации о рекламе - по иску антимонопольного органа;

2) обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента - по иску органа, осуществляющего контроль за соблюдением технических регламентов;

3) несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме территориального планирования или генеральному плану - по иску органа местного самоуправления;

4) нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа - по иску органа местного самоуправления;

5) несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта - по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта;

6) возникновения преимущественного положения в соответствии с частями 5.3 и 5.4 настоящей статьи - по иску антимонопольного органа.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

КоАП РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе - (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Подводим итог:

Вам необходимо потребовать у этой рекламной фирмы, а также у ЖКХ показать следующие документы:

1. решение общего собрания собственников квартир в многоквартирном доме, в котором вы проживаете (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);

2. договор на установку рекламных конструкций в вашем доме;

3. разрешение органа местного самоуправления на установку рекламных конструкций в вашем доме (в решение должно быть указано и согласие собственников помещений на установку рекламных конструкций в вашем доме и отметка о том, что фирма не занимает преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа).

Потребуйте всё это в письменном виде, указав, что в случае отказа, вы обратитесь в антимонопольный орган.

Расклейка объявлений: а что предписывает закон? (продолжение)

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=7122014220430&oldnumber=724