"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 40 (725) от 12.12.2014

Информация УФНС России по Саратовской области

Новые обязанности налогоплательщиков в области электронного взаимодействия

С 1 января 2015 г. для налогоплательщиков, которые должны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, будет введена новая обязанность. Они должны будут обеспечить получение документов, которые налоговый орган использует при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и которые направляются налогоплательщикам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее по тексту – ТКС) через оператора электронного документооборота (далее по тексту – ЭДО) (новый п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Такими документами могут быть, в частности, – требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ), требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ), уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

По новым правилам налогоплательщики будут обязаны в электронной форме отправить инспекции по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме указанных документов в течение шести рабочих дней со дня их отправки налоговым органом.

Для обеспечения указанного взаимодействия налогоплательщикам необходимо заключить соответствующий договор с оператором ЭДО, который обеспечивает электронный документооборот и гарантирует доставку налогоплательщику документа, направленного налоговым органом.

В случае неисполнения налогоплательщиками обязанности по передаче квитанции о приеме вышеуказанных документов с 1 января 2015 года налоговым органам предоставлено право приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке и переводов его электронных денежных средств. Для этого руководитель налогового органа (его заместитель) вправе принять соответствующее решение, если налогоплательщик не представит квитанцию в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для ее передачи (п. п. 2 п.3 ст.76 НК РФ).

Порядок отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика предусмотрен пп. 2 п. 3.1 ст. 76 НК РФ. Так, налоговый орган обязан разблокировать счет не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

- день передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

- день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом;

- день явки в налоговый орган (в случае направления уведомления о вызове в налоговый орган).

Налогоплательщики, на которых возложена обязанность представления деклараций в электронной форме поименованы в п.3 ст.80 НК РФ, это:

- налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

- вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;

- налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших;

- налогоплательщики налога на добавленную стоимость.

Необходимо отметить, что действие положений ст. 76 НК РФ с 1 января 2015 г. будет распространяться также на организации и предпринимателей, которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, хотя и не являются его плательщиками (налоговыми агентами) (пп. 3 п. 11 ст. 76 НК РФ). Это могут быть, например, применяющие УСН организации, выставившие счета-фактуры с выделенной суммой НДС.

В связи с осуществлением ФНС России мероприятий, направленных на реализацию внесенных изменений в Кодекс, предлагаем Вам принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо перейти по следующей ссылке: http://nalog.ru/rn64/service/anket/5072459/.

Расширение электронного декларирования налогоплательщиков НДС

С 1 января 2015 года все налогоплательщики НДС, налоговые агенты, лица, не являющиеся таковыми, но выставившие счета-фактуры с выделенной суммой налога, обязаны сдавать налоговую декларацию по НДС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее по тексту – ТКС) через оператора электронного документооборота (далее по тексту – ЭДО).

Данная норма, установленная пунктом 5 статьи 174 Налогового Кодекса, стала началом переходного периода, в целях подготовки к расширенному электронному декларированию по НДС начиная с отчетности за 1 квартал 2015 года.

Налогоплательщикам следует обратить внимание на важное дополнение, внесенное в пункт 5 статьи 174 Налогового Кодекса Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ. Декларация по НДС, поданная на бумажном носителе, считается непредставленной, если предусмотрена обязанность представлять ее в электронной форме.

Новые правила коснутся деклараций (в том числе уточненных), которые будут поданы после 01.01.2015. Таким образом, указанное положение начинает применяется в отношении деклараций по НДС за 4 квартал 2014г., а также всех уточненных деклараций за налоговые периоды 2014 года, представленных после 01.01.2015.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета признается налоговым и административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по статье 119 НК РФ и статье 15.5 КоАП РФ.

Следует отметить, что организации и индивидуальные предприниматели, имеющие небольшую численность работников и невысокий уровень доходов от операций по реализации товаров (работ, услуг) либо занимающиеся определенными видами деятельности, могут на законных основаниях избежать электронного декларирования по НДС. Такая возможность предусмотрена для налогоплательщиков НДС, освобожденных от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой данного налога на основании статьи 145 Кодекса (если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 3 последовательных календарных месяца не превышает 2 млн. руб.), а также для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения, единый вмененный налог и др.).

Начиная с налогового периода за 1 квартал 2015 года в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж. При осуществлении посреднической деятельности (на основании договоров комиссии, агентских договоров, договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика) в налоговую декларацию по НДС включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в отношении указанной деятельности.

Кроме того, федеральным законом от 29.11.2014 №382-ФЗ, установлены новые сроки уплаты налога на добавленную стоимость и срок представления налоговой декларации. Все сроки установленные пунктом 5 статьи 174 Налогового Кодекса РФ изменены с 20-го на 25-е число. Данные положения вступают в силу с 1 января 2015 года, т.е. распространяются на декларации по НДС за 4 квартал 2014.

Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждена новая форма налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме. В настоящее время приказ проходит государственную регистрацию в Минюсте России.

В новой форме налоговой декларации по НДС предусмотрены разделы, содержащие сведения из книг покупок, книг продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Ознакомиться с формой декларации можно на сайте налоговой службы www.nalog.ru.

При осуществлении большого количества операций, облагаемых НДС, налогоплательщику необходимо уделить внимание подготовке к сдаче по ТКС через оператора ЭДО расширенной налоговой декларации по НДС. Для этого необходимо проработать следующие вопросы:

- о возможности представления расширенной налоговой декларации с оператором ЭДО, с которым заключен соответствующий договор;

- о возможности подписания расширенной налоговой декларации по НДС электронной подписью;

- о возможности формирования расширенной налоговой декларации по НДС с разработчиком учетной (бухгалтерской) системы (программы) или с организацией, обслуживающей данную систему.

Проблемы возможны, если налогоплательщик использует нестандартную версию программного обеспечения, которая доработана или разработана специально под него. В этом случае необходимо уже сейчас обратиться к разработчику.

Также, с использованием онлайн-сервиса, размещенного на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru, http://npchk.nalog.ru) рекомендуется провести проверку информации о контрагентах, которая содержится в вашей учетной (бухгалтерской) системе, на предмет правильности занесения в систему ИНН и КПП контрагентов.

В свою очередь, для реализации указанных изменений ФНС России осуществляет подготовку к новому порядку декларирования налога на добавленную стоимость, при активном взаимодействии с крупнейшими разработчиками учетных (бухгалтерских) систем и основными операторами электронного документооборота.

ФНС России дорабатывается бесплатный программный продукт «Налогоплательщик ЮЛ», позволяющий сформировать расширенную налоговую декларацию по НДС. Данный программный продукт можно бесплатно загрузить с официального сайта ФНС России (http://www.nalog.ru/rn77/program/all/nal_ul/).. Плановый срок доработки программных средств – 31.12.2014.

При наличии у Вас вопросов, связанных с изменением налогового законодательства по администрированию НДС или связанных с заполнением и представлением налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2015 года, Вы можете обратиться на форум Федеральной налоговой службы (http://forum.nalog.ru/index.php?s=387e876b2b18a8dc14f1963b4681a314&showtopic=695684) или в любой территориальный налоговый орган.

ФНС России в целях сокращения рисков рекомендует представить налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2015г. заблаговременно, за 5-10 дней до установленного Налоговым Кодексом срока.

В связи с осуществлением ФНС России мероприятий, направленных на реализацию внесенных изменений в Кодекс, предлагаем Вам принять участие в анкетировании. Для этого Вам необходимо перейти по следующей ссылке: http://nalog.ru/rn64/service/anket/5072459/.

Новое в использовании контрольно-кассовую техники

В соответствии с п. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Закон №103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей должен использовать контрольно-кассовую технику (далее - ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Закон N 54-ФЗ).

Помимо соблюдения Закона N 54-ФЗ, платежные агенты при приеме платежей обязаны использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов. На это указывает п. 14 ст. 4 Закона N 103-ФЗ. В соответствии с п. 16, 17 ст. 4 Закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.

Таким образом, перечень операций, осуществляемых по специальному банковскому счету платежного агента, является закрытым.

Следует отметить, что прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа. При этом кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа - кассовый чек;

2) наименование оплаченного товара (работ, услуг);

3) общую сумму принятых денежных средств;

4) размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком, в случае его взимания;

5) дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники;

6) адрес места приема денежных средств;

7) наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика;

8) номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Обратите внимание, что все реквизиты, напечатанные на кассовом чеке, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев.

Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, может содержать также иные реквизиты в случаях, когда это предусмотрено договором, указанным в ст. 4 Закона N 103-ФЗ.

На основании ст. 6 Закона N 103-ФЗ платежные агенты вправе осуществлять прием платежей через платежные терминалы, однако при этом платежный терминал должен содержать в себе контрольно-кассовую технику. Данная контрольно-кассовая техника должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к ее использованию. Это означает, что контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в налоговом органе.

По состоянию на 01.12.2014 на территории Саратовской области находятся 1239 платежных терминала, принадлежащих организациям и индивидуальным предпринимателям (платежным агентам, субагентам). Всего в составе платежных терминалов зарегистрировано 894 единицы контрольно-кассовой техники.

Инспекциями области проведено 719 проверок налогоплательщиков, являющихся владельцами платежных терминалов. Установлено 719 нарушений, что составляет 100% от числа проверенных. В соответствии с требованиями КоАП РФ предъявлено административных штрафов по ч. 2 ст.14.5 КоАП РФ на сумму 2653,0тыс. рублей. Кроме того, проведено 45 результативных проверок налогоплательщиков по использованию специальных банковских счетов. К административной ответственности по ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ привлечено 45 платежных агентов. Предъявлено штрафных санкций на сумму 411тыс. рублей.

Кроме того, инспекциями области проведены контрольные мероприятия по выявлению фактов осуществления предпринимательской деятельности физическими лицами без регистрации в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и оформления необходимых лицензий и выявлению лиц, приостановивших регистрацию как индивидуальных предпринимателей, но продолжающих осуществлять предпринимательскую деятельность.

Так, в ходе рейдовых проверок, установлено 27 случаев осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП. По выявленным фактам возбуждено 27 дел об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.1 КоАП РФ. Все материалы направлены в судебные органы для вынесения постановлений и привлечения виновных лиц к административной ответственности. По состоянию на 01.11.2014 судами рассмотрено 17 материалов и наложено штрафных санкций в сумме 10,7тыс. рублей.

УФНС России по Саратовской области

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14122014135505&oldnumber=725