"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 13 (777) от 30.06.2016

Худсовет

Саратовское «Колесо»

Валерий ГАНСКИЙ

В июне 2016 года в Саратове в академическом театре юного зрителя им. Ю.П. Киселева прошел необычный театральный фестиваль – XI Всероссийский фестиваль театров для детей и молодежи «Колесо». Этот фестиваль проводится Союзом театральных деятелей РФ по инициативе Российского академического молодежного театра (РАМТ) с 2009 года.

«Колесо» – это театральный проект абсолютно нового формата, он постоянно меняет место своего проведения, путешествует из одного города в другой. Каждый раз новый театр для детей и молодёжи становится гостеприимным хозяином, который встречает на своей площадке гостей со всей России.

В программе фестиваля нет спектаклей коллективов из других городов – несколько дней принимающий у себя «Колесо» театр показывает гостям и зрителям свои самые интересные и новые спектакли. В 2016 году честь принимать у себя «Колесо» выпала Саратовскому академическому театру юного зрителя им. Ю.П. Киселева. XI Всероссийский фестиваль театров для детей и молодежи «Колесо» проходил в рамках Программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента Российской Федерации.

С 16 по 19 июня 2016 года в ТЮЗе Киселёва собрались руководители детских театров, режиссёры и ведущие театральные критики, а также специалисты по работе со зрителем и театральные педагоги со всей России. Их ждала программа из шести спектаклей текущего репертуара театра, пять из которых – это премьеры театрального сезона 2015/2016 гг.

Открыли фестиваль два спектакля большой формы: «Недоросль» по Денису Фонвизину, поставленный художественным руководителем театра, народным артистом РФ Юрием Ошеровым, и «Милый Сашенька» по роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история» в постановке главного режиссёра театра Алексея Логачёва.

Гости увидели все три премьеры, вышедшие в этом сезоне на новой экспериментальной площадке, планшете Большой сцены: «Четырнадцать плюс» по пьесе Владимира Антипова и Алексея Забегина (режиссер Семён Серзин), «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой (режиссёр Андрей Гончаров), «Банка сахара» по пьесе Таи Сапуриной (режиссёр Алексей Логачёв). Кроме того, в программе фестиваля был спектакль Екатерины Гороховской «Соломенные ребятишки» для самых маленьких зрителей, который в этом году был участником программы «Детский Weekend» фестиваля «Золотая маска».

Обсуждения этих спектаклей провели приглашенные на фестиваль известные российские театральные критики:

Ирина Леонидовна Алпатова (Москва) – кандидат искусствоведения, руководитель театроведческого курса в ГИТИСе;

Марина Юрьевна Дмитревская (Санкт-Петербург) – кандидат искусствоведения, профессор РГИСИ, главный редактор «Петербургского театрального журнала»;

Татьяна Николаевна Тихоновец (Пермь) – историк театра, заслуженный работник культуры РФ.

В беседе принимали участие представители Союза театральных деятелей РФ из Москвы – заведующая Кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольга Леонидовна Глазунова, театровед, кандидат искусствоведения, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ Алексей Николаевич Гончаренко и руководитель Творческого отдела и начальник Международного отдела Центрального аппарата СТД РФ Марина Томовна Медкова.

Помимо этого, в программе фестиваля были запланированы мастер-классы и семинары трёх специалистов по театральной педагогике от Российского академического молодежного театра. Для гостей фестиваля, артистов и педагогов ТЮЗа и школьных учителей Саратовской области занятия провели Юлия Рыбакова, зав. лабораторией интерактивных театральных проектов кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования; Алла Лисицына, детский режиссер-педагог, руководитель клубных программ Российского Академического Молодежного Театра (Москва); Ольга Шевнина, детский психолог, театральный педагог Московского драматического театра имени Пушкина. Занятия были посвящены новым методикам работы с детской и молодежной аудиторией в театре и вне театра, использованию игровых и театральных приёмов в обучении, методикам обсуждения спектаклей.

В рамках открытия фестиваля 17 июня в музее Саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва состоялась открытая дискуссия, круглый стол на тему «Культура. Образование. Театр. Будущее наших детей». Круглый стол состоял из длинного прямоугольного стола, за которым сидели представители Министерства культуры и Министерства образования Саратовской области, Саратовской областной думы и Общественной палаты, самого ТЮЗа, Союза театральных деятелей РФ, Российского академического молодежного театра и полукруга стульев с саратовскими педагогами и деятелями театров.

В рамках круглого стола были презентованы программы сотрудничества ТЮЗа Киселёва со школами Саратова и области, а также представлен общероссийский контекст развития театральной педагогики, поднят вопрос о воспитательной функции театра и установлении более тесного контакта театра и школы. Спич министра культуры Саратовской области Светланы Краснощековой состоял, в основном, из слов «будет, будет», возможно, он был так легок потому, что она уже была готова к написанию заявления об уходе с должности. Ей вторила и заместитель министра образования Ирина Седова с очаровательной улыбкой: «будя, будя…». А на вопрос, сколько же в области театральных кружков и театральных музеев в школах, она не могла ответить, хотя в Саратове поставлены скульптуры Олегу Табакову и Олегу Янковскому, а вот театральных музеев в школах, где учились прославленные актеры, нет.

С сентября в саратовских школах начнутся факультативные уроки по театральному искусству. Для 1–3 классов разработана программа «Пространство культуры – пространство игры», для школьников 11–14 лет – «Театральное искусство в культуре России». «Проблема в том, что ТЮЗ не имеет лицензии на образовательную деятельность, а мы как раз имеем. Поэтому только в содружестве мы можем создавать какие-то программы для школ. Сейчас идет набор учителей, которые пройдут 48-часовой курс театральной педагогики, и, по сути, это новое слово в российском образовании», – уточнила проректор Саратовского областного института развития образования Татьяна Вдовина, не сказав, что обучение платное и стоимость его – 3 180 рублей. По словам директора ТЮЗа Анатолия Барсукова, такие уроки позволят научить школьников «читать» театр.

Директор российского академического Молодежного театра (РАМТ) Софья Апфельбаум заявила о том, что необходимо найти баланс между искусством и его образовательной миссией: «Скажу честно, что театру порой очень сложно пережить приход одного класса, не то что нескольких. Детям намного интереснее общаться в зале друг с другом, чем смотреть спектакль. Эта «обязаловка» одинаково плоха и для актеров, и для учеников, и для педагогов. Так что мы полностью поддерживаем то, что визит школьников в театр должен быть подготовленным. Другое дело, что необходимо найти баланс между искусством и образовательной функцией. Спектакль не должен быть прямой иллюстрацией книги из школьной программы. Учеников надо настроить на то, что это скорее интересная, а иногда и необычная интерпретация произведения. Тогда каждая сторона вынесет максимум пользы из сотрудничества».

Реплика художественного руководителя ТЮЗа народного артиста России Юрия Ошерова была точна: зритель в зале должен находиться в «публичном одиночестве», и учителя должны быть вместе со своими учениками, а не сидеть во время спектакля в фойе на диванах.

Член Общественной палаты Саратовской области, директор Саратовского государственного цирка имени братьев Никитиных Иван Кузьмин напомнил, что в советское время при каждом ЖЭКе были комнаты, где дети могли заниматься в том числе и театральной деятельностью. Возможно, теперь, вновь став министром культуры, Иван Георгиевич вспомнит свое первоначальное педагогическое образование.

Участники круглого стола сошлись на том, что у театрального искусства есть огромный потенциал по воспитанию, эстетическому развитию и формированию личностных качеств школьников, которые входят в рамки федеральных образовательных стандартов. В будущем нужно стремиться придать взаимодействию театра и школы более системный и открытый характер.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=17072016193611&oldnumber=777