"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 16 (780) от 08.09.2016

Среда Обитания

Как я был экскурсоводом

(Позитивный рассказ)

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ

Завершающая часть моего почти ежедневного похода по городу после проспекта Кирова, «Липок», купания у Ротонды и прогулки по Набережной – Музейная площадь с Троицким собором и с детства кажущимся огромном зданием Приволжской железной дороги.

Здесь, у открытых, как правило, в полдень, ворот старейшего саратовского храма я сажусь на автобус 11-го маршрута, чтобы по Московской добраться до дома, который я покинул три часа назад. В автобусе я выбрал одиночное кресло в середине передней части салона сразу же за местами для детей и инвалидов, под открытым крышным люком. Искать прохлады заставляет августовская жара. За 30-ть!

Салон автобуса заполнялся пассажирами. В переднюю дверь вошла старушка с бадиком, заняв ближнее к двери место. Из-за моей спины прошли и сели на места детей и инвалидов парень и девушка в наушниках и с телефонами в руках. За ними – две женщины, которые сели на диван через проход от меня. Судя по всему, пассажиры активно заполняли и часть мест в задней части салона. Одна из женщин, севших неподалёку, обратилась ко мне: «Вы не подскажете, как у вас расплачиваются за проезд?» и «Где нам выйти на Чапаева?» Я ответил, что проезд оплачивается водителю при выходе, а когда им выходить – я тоже скажу.

«Мы с теплохода», – сказала ближняя ко мне женщина, – «И нам посоветовали доехать до Чапаева, потом пройти несколько кварталов до проспекта с пешеходной зоной и по нему вернуться к Волге». Я их маршрут одобрил. Оказалось, что до отплытия у них полтора часа времени – вариант оптимальный.

Её подруга окончательно втянула меня в разговор, спросив о «таком большом старинном доме». Автобус тронулся, а мне пришлось рассказывать, что это здание Управления Приволжской железной дороги, построенное до революции архитектором Салько, что домов этого архитектора, а также Калистратова, Зыбина, Мюффке и других, в нашем городе немало, в том числе и на Московской улице, по которой мы едем.

«От сюда начинался Саратов», – продолжал я. Здесь вокруг Троицкого собора улицы Валовая, Тулупная… Когда-то городище было обнесено крепостной стеной…

«Да, все эти дома из 19-го, а то и 18-го веков», – я всё более входил в роль экскурсовода, лишь сожалея, что многое подзабылось. «Здесь, в этих двухэтажных домах, селились купцы, предприниматели. Улица была одной из первых, самых престижных»… Я помянул сквер «Первой учительницы» и «сталинку» с библиотекой справа.

«От Музейной площади до Вокзала», - уже окончательно вошёл я в раж, - «более 4-х километров и, кажется в 1908 году, по ней был пущен первый в городе трамвай. Конка-то была ещё в 19-м веке… Уже до революции маршрутов у нас было больше десятка».

Мы проезжали Саратов 19-го века – «вот здание Пассажа», а справа Здание окружного суда, в котором с войны и до конца 50-х дислоцировалось Суворовское училище. В нем учились генерал Громов, Олимпийский чемпион, штангист Ю. Власов… Слева была Театральная площадь, и то, что сейчас на ней проходит ярмарка мёда и белорусских товаров, кстати, довольно дорогих, я тоже помянул. «Вот и сам театр, за памятником Ленину…»

Кстати поинтересовался, откуда прибыли в «наш славный город» две таких чудесных, так внимательно слушающих меня женщин. Оказалось, что одна из Ханты-Мансийска, вторая из Перми… А проехали мы уже Правительственные здания – новое и старые двухэтажные – наследство от Верхнего базара, гостиницу «Московскую», Областную научную библиотеку… Это всё я помянул. Трогаясь от остановки «Горького», женщины заметили, что «что-то одни обувные магазины?» – на то они и женщины…

Здесь я им сказал, что на следующей остановке им выходить, что нужно перейти Московскую и, пройдя три квартала мимо прекрасного здания Главпочтамта, нового Театра юного зрителя, двигаясь мимо Цирка, они и выйдут к знаменитому саратовскому «Крытому рынку» и проспекту Кирова – той самой пешеходной зоне, по которой им советовали вернуться к Волге.

Женщины поднялись на выход и стали благодарить меня: «Вы настоящий экскурсовод, столько нам рассказали, спасибо…» Из-за моей спины, продвигаясь к водителю и передней двери, толпой шли и шли люди: молодые и в годах, некоторые с детьми… И все мне улыбались, благодарили… Оказывается, они, целая группа человек в 20-ть туристов с теплохода, всё время нашей поездки слушали мои россказни! А я-то, скорее старый ловелас, чем экскурсовод, тоже улыбался и благодарственно кивал гостям нашего города, вплоть до последнего вышедшего.

Старушка с бадиком, сидевшая впереди, вышла ещё на Радищева, парень с девушкой – те что в наушниках, так и продолжали сидеть в дрёме, которая будет их одолевать, судя по всему, до «6-го квартала»…

Потом, когда автобус после светофора переезжал улицу Чапаева, я, встав, взглянул в окно вслед уходящей группе – они шли, как я и наказывал, мимо Главпочтамта к ТЮЗу… Через час-полтора они уедут из Саратова, а я сейчас выйду на улице Рахова и домой…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14092016223703&oldnumber=780