"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 18 (782) от 10.10.2016

Хозяйство

Елена Скрынник: Объем зарубежных поставок меда из России к 2020 году может вырасти до 10 тысяч тонн

Василий ВЕРСТОВ

Для этого требуется разработка комплексной программы по продвижению российских продуктовых брендов на мировой рынок.

Елена Скрынник

Россия в ближайшие годы способна усилить свое присутствие на мировом рынке меда емкостью свыше $2 млрд. и занять конкурентную нишу экологически чистых продуктов питания.

– Объем зарубежных поставок российского меда к 2020 году потенциально может вырасти с 3,5 до 10 тысяч тонн, – прогнозирует министр сельского хозяйства в 2009-2012 годах. Елена Скрынник.

По мнению эксперта по аграрным вопросам, ключевыми факторами успешного развития экспорта являются разработка и реализация комплексной программы по продвижению российских брендов меда: «Алтайский», «Башкирский» и других, создание системы сертификации, контроля качества в соответствии с международными стандартами, снятие торговых барьеров.

– На фоне общемирового тренда на здоровое питание Россия обладает всеми возможностями для капитализации своего уникального географического положения и природных особенностей, формирования бренда меда №1 в мире, – отметила Скрынник.

Перспективность развития этого направления ранее отметил глава государства Владимир Путин, подчеркнув необходимость выработки единых стандартов и технических регламентов для отечественных производителей меда.

Елена Скрынник привела в пример Новую Зеландию, где за счет создания знака качества UMF (Unical Manuka Factor), подтверждающего уникальные антибактериальные свойства новозеландского меда, получен бренд самого дорого меда в мире – Манука (чайное дерево). Мед чайного дерева стоит в 3-5 раз дороже, чем в среднем по рынку. В целом последние 5 лет ежегодный рост поставок меда из Новой Зеландии составил 24%.

На сегодняшний день объем мирового рынка меда оценивается в $2,3 млрд. (650 тыс. тонн). В течение ближайших двух-трех лет он может увеличиться до $3 млрд. Основными импортерами меда являются США, ЕС, Япония, ряд стран Ближнего Востока.

Также Елена Скрынник считает, что Россия через 4-5 лет может удвоить экспорт рафинированного подсолнечного масла, доведя его до $800 млн.

– Россия обладает потенциалом для двукратного увеличения – с $400 млн до $800 млн – поставок на мировой рынок бутилированного подсолнечного масла, – заявила эксперт в вопросах сельского хозяйства.

По ее словам, в настоящее время Россия является одним из мировых лидеров на рынке подсолнечного масла с объемом экспорта около 2 млн тонн (в сезоне 2014-2015 годов).

– Однако только 280 тыс. тонн, или 14%, зарубежных поставок приходится на более маржинальное фасованное рафинированное масло, – отметила Скрынник.

Подчеркнув, что стоимость бутилированного подсолнечного масла на 30-40% выше, чем нефасованного, эксперт отметила, что «за счет введения определенных стимулирующих мер поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, расширения его географии в течение 4-5 лет мы можем удвоить поставки переработанного масла». При этом Скрынник сообщила, что емкость мирового рынка фасованного масла превышает $3 млрд.

Как считает эксперт, в качестве ключевого механизма поддержки отечественных экспортеров следует рассматривать обеспечение со стороны государства широкого доступа на внешние рынки с помощью системы таможенно-тарифных, фитосанитарных и иных международных договоренностей. Наряду с этим большое значение будут иметь внутренние налоговые, финансовые и логистические преференции компаниям-поставщикам.

Елена Скрынник привела в пример опыт Турции, которая на сегодня является одним из глобальных лидеров по экспорту рафинированного масла, зарабатывая почти $700 млн. ежегодно. При этом более 60% сырого подсолнечного масла Турция импортирует из России.

– В результате более чем наполовину российское по происхождению сырье рафинированного подсолнечного масла из Турции поставляется в страны Ближнего Востока: Ирак, Сирию, Ливан и другие. Для наших экспортеров – это многомиллионная недополученная прибыль, – сказала Скрынник.

В то же время Турция активно защищает свои позиции. В сентябре этого года она приняла решение о повышении пошлин на импорт переработанного подсолнечного масла с 50% до 67,5% от таможенной стоимости.

По мнению Елены Скрынник, основным целевым рынком для российского экспорта рафинированного масла являются страны Ближнего Востока и Северной Африки, которые сейчас в значительной степени ориентированы на главных конкурентов РФ – Турцию и Украину.

http://www.saratov.kp.ru/daily/26601.7/3616790/

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31102016233213&oldnumber=782