"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 23 (787) от 30.12.2016

Послание-2016: мифы и реальность

Татьяна КАРТУЗОВА

Послание Президента России Федеральному собранию, ежегодное обращение главы государства парламенту, является программным политико-правовым документом, выражающим видение президента стратегических направлений развития России на ближайшую перспективу. Включает в себя как положения политического, экономического, идеологического характера, так и конкретные предложения, касающиеся законотворческой работы парламента.

Послание главы государства (президента, монарха) парламенту – исторически сложившаяся форма взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Так, в Великобритании каждая новая сессия парламента начинается с так называемой тронной речи монарха (англ. King's/Queen's speech), которая представляет собой программу законодательной работы парламента, предлагаемую правительством, а ее утверждение парламентом равнозначно вынесению вотума доверия действующему правительству. Традиция обращения британского монарха с тронной речью к парламенту берёт своё начало с XIII столетия.

В США президент ежегодно обращается к Конгрессу с посланием «О положении страны» (англ. State of the Union address). Первое такое послание было озвучено президентом Джорджем Вашингтоном в 1790 году.

В Советском Союзе до учреждения поста Президента СССР явлений политической жизни, подобных посланиям, не существовало (это, очевидно, было связано с тем, что советская политико-правовая доктрина не признавала концепцию разделения властей, однако, по сути, их роль играли отчётные доклады ЦК КПСС Съездам партии.

После возникновения президентства в СССР в Конституцию СССР были внесены изменения, предусматривающие, что Президент СССР «…представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР», но ни один из таких докладов Михаил Сергеевич Горбачёв сделать попросту не успел ввиду краткосрочности пребывания в президентской должности. При этом Горбачёв обращался 31 марта 1990 года с посланием к Верховному Совету СССР, в котором предлагал «в приоритетном порядке рассмотреть и принять Постановление «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи», а также 13 апреля того же года – к Верховному Совету Литовской ССР и Совету Министров Литовской ССР, где указывал на недопустимость ситуации, при которой «…руководство республики принимает всё новые законодательные акты и решения, которые противопоставляют Литовскую ССР другим республикам и Советскому Союзу в целом».

В Российской Федерации норма об обращении главы государства с посланиями высшему законодательному органу впервые появилась в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», в соответствии с пунктом 3 статьи 5 которого Президент «…представляет не реже одного раза в год доклады Съезду народных депутатов РСФСР о выполнении принятых Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР социально-экономических и иных программ, о положении в РСФСР, обращается с посланиями к народу РСФСР, Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР. Съезд народных депутатов РСФСР большинством голосов от общего числа народных депутатов РСФСР вправе потребовать от Президента РСФСР внеочередного доклада».

Б.Н. Ельцин до принятия действующей Конституции РФ несколько раз обращался с посланиями непосредственно к народу России. В частности, 10 декабря 1992 года с трибуны VII Съезда народных депутатов РФ он обратился к гражданам с призывом сбора подписей за инициативу проведения референдума о доверии Президенту; 20 марта 1993 года он снова выступил на этот раз с телевизионным обращением к народу РФ, в котором сообщил о назначении на 25 апреля того же года проведения всероссийского референдума, вошедшего затем в историю под названием «Да – да – нет – да».

После вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 года обращение главы государства с посланиями к парламенту приобрело характер ежегодной практики. Первое такое послание Президента Федеральному собранию было озвучено 24 февраля 1994 года.

Институт обращений главы государства к парламенту существует и в большинстве бывших республик СССР (Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Украина).

Обращение главы Российского государства с ежегодными посланиями парламенту прямо предусмотрено действующей Конституцией России. В соответствии с пунктом «е» статьи 84 Конституции Президент «обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства».

С сугубо правовой точки зрения, президентское Послание не является нормативным правовым актом главы государства и не обладает юридической силой. Законами не предусмотрена также и форма реагирования Федерального собрания на послания Президента.

По своей конституционной природе Послание не может рассматриваться как юридический документ Президента, поскольку Конституцией предусмотрено только два вида правовых актов главы государства – его указы и распоряжения. При этом Послание является значимым политическим и программным документом, адресованным, по сути дела, не только парламенту, но и всем другим органам власти в Российской Федерации, обществу в целом, поэтому справедлива характеристика таких посланий как политических актов с элементами распорядительных функций или как нормативно-политической формы деятельности главы государства.

Содержание и форма Послания в целом зависят от усмотрения Президента и какими-либо специальными правилами не регламентируются, не считая того, что Федеральным законом от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» установлено следующее требование: «Ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год» (часть 2 статьи 5). Однако на практике это требование не соблюдается.

Палаты Федерального собрания по итогам заслушивания президентских посланий нередко принимают специальные постановления, направленные на реализацию намеченных в посланиях законодательных мероприятий.

Федеральные органы исполнительной власти также реагируют на послания главы государства принятием соответствующих правовых актов, которыми устанавливаются меры по реализации поставленных Президентом задач. Пунктом 2.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Правительством РФ, предусмотрено, что «планирование работы федерального органа исполнительной власти по основным направлениям деятельности осуществляется на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации, Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации…».

Субъекты Российской Федерации в развитие положений Послания также принимают свои нормативные акты.

Всё сказанное свидетельствует о значительной роли, которую играют послания Президента не только в политическом, но и в правотворческом процессе.

В этом году на очередное путинское Послание (напомню, Послание случилось 1 декабря) «едроссы» отреагировали, как всегда, бурно, назвав его, так же, впрочем, как и всегда, каким-то супервыдающимся и конгениальным, несмотря на то, что на многих моих сограждан, да и то только на тех, кто в рабочее время смог его послушать, оно произвело впечатление серого и безликого. Набор общих фраз и благостных цифр, не более того.

В Саратове Председатель Саратовской городской думы, директор социально-экономического института РЭУ имени Плеханова профессор Сергей Наумов рассказал о ряде поручений, данных им председателям комиссии городской думы во исполнение положений Послания президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ.

«Отмечу, – цитирует Наумова 8 декабря информагентство «Взгляд-инфо» со ссылкой на пресс-службу Саратовской городской думы, – что Послание президента Федеральному собранию – это основополагающий документ, который формирует политику государства по основным направлениям социально-экономического и политического развития на ближайший год. Убежден, что Саратовская городская дума в своей деятельности также должна руководствоваться положениями послания президента. Именно поэтому мной и были даны поручения по исполнению на территории Саратова положений Послания. Наказы коснулись самых разнообразных сфер деятельности. Особо подчеркну, что все они должны быть проработаны моими коллегами-депутатами в тесной взаимосвязи с администрацией Саратова и при поддержке главы города Валерия Сараева, ведь именно исполнительный орган власти является своего рода проводником в жизнь на местном уровне государственной политике по самым актуальным для жителей темам.

Бесспорно, региональное отделение партии «Единая Россия», от которой я был избран, поможет депутатской группе «ЕР» в Саратовской городской думе реализовать политику президента РФ Владимира Путина в нашем родном городе. Уверен, что особый акцент нам необходимо сделать на модернизации городской налогооблагаемой базы, стимулировании деловой активности, привлечении инвестиций и проработке механизма улучшения условий для развития предпринимательства. В этом плане депутатам предстоит объединить бизнес-сообщество, выслушать представителей каждой деловой среды, продумать и реализовать план экономических преобразований. Подчеркну, что «цифровая экономика» в данном процессе должна занять первостепенное место. Нам необходимо будет привлечь к разработке и реализации данного проекта экспертное научное сообщество. В Саратове есть крупнейшие специализированные вузы, которые смогут предложить эффективное решение и создать базу для внедрения «экономики нового типа».

Особо отмечу, что развитие социальной отрасли для нас также является приоритетом. Прежде всего речь идет о сохранении лучших традиций отечественного образования, создании новых мест в общеобразовательных учреждениях, оснащении их необходимым для учебного процесса оборудованием, чтобы наши дети смогли получать знания, развивать творческое начало в комфортных и современных условиях. В целях поддержки глубины образования нам необходимо будет проработать возможность создания специальных проектов в театрах, музеях, телевидении и интернет-среде.

Еще одно направление – улучшение условий труда работников социальной сферы, привлечение молодежи в ее отрасли и так далее. Здесь есть над чем подумать, ведь не всегда достаточно одного патриотизма, люди должны получать и дополнительное стимулирование, особенно молодежь, у которой впереди создание и обеспечение семьи.

Напомню, что в своем послании Владимир Путин подчеркнул, что муниципальные власти должны привлекать к исполнению социальных услуг некоммерческие организации. В ближайшее время при непосредственном участии депутата Госдумы РФ Ольги Баталиной будет принят федеральный закон о мерах поддержки органами государственной власти и местного самоуправления социально ориентированных некоммерческих организаций. Уверен, после того, как данный нормативный акт получит юридическую силу, мы сможем более конкретно проработать участие органов муниципальной власти в процессе привлечения НКО к исполнению общественно-полезных услуг.

Благоустройство – это то чем последнее время живет наш город. Убежден, что инициативы нашего земляка, председателя Государственной думы РФ Вячеслава Володина получат новый виток, как только погодные условия это позволят. Предстоит продолжить обустройство дворов, скверов и парков, продление набережной и создание городского пляжа.

В этой связи депутатский корпус, общественные организации и сами граждане должны проявить инициативу и непосредственно участвовать в реализации и контроле данных проектов, так как это делает наш губернатор Валерий Радаев. В нашем городе есть замечательный природный парк «Кумысная поляна». Мы должны сохранить эту уникальную зону, ведь экология – это здоровье наших жителей, наших детей. Убежден, что мы вместе сделаем Саратов городом, в котором будет удобно и комфортно жить».

В Общественной палате Саратовской области путинское выступление также слушали с большим вниманием, а председатель палаты Александр Ландо присутствовал на оглашении Послания в Кремле. Своими впечатлениями он поделился 9 декабря в местной газете «Глас народа», возглавляет которую небезызвестная Елена Столярова, а учредителем является ГУ «Аппарат Общественной палаты Саратовской области». Вот, собственно, мнение Ландо по этому поводу:

«Считаю отличительной чертой Послания Президента России Владимира Путина Федеральному собранию то, что глав государства связал основные темы документа с нашими главными моральными ценностями – принципами справедливости, уважения и доверия. Президент чётко сказал, что вместе можно преодолеть любые трудности, что именно сердечная, искренняя забота о России лежит в основе этого объединения.

В этом объединении – и огромная ответственность власти и общества. Причём власти сильной, ответственной, готовой к заботе об общественных интересах, способной «слышать других и уважать их мнение».

Президент отметил, что на первый план выходит развитие: «Будущее страны зависит только от нас, от труда и таланта всех наших граждан, от их ответственности и их успехов, и мы обязательно достигнем стоящих перед нами целей, решим задачи сегодняшнего и завтрашнего дня».

В Послании чётко обозначены главные направления этого развития: агропромышленный комплекс – «отрасль, которая кормит страну и завоёвывает международные рынки», высоко технологическая медицинская помощь, объём которой за последние десять лет вырос в 15 раз – «Сотни тысяч сложных операций делаются не только в крупных федеральных центрах, но и в региональных клиниках. В 2005 году 60 тысяч человек в России подучили ВМТ, в 2016 году их будет 900 тысяч. Нужно двигаться дальше, но разница существенная». Вместе с тем Президент России отметил, что при очевидных успехах во многих отраслях российской экономики и социальной сферы сохраняются проблемы... Главным смыслом политики Владимир Путин назвал сбережение людей, «умножение человеческого капитала как главного богатства России». Это сохранение традиционных ценностей – семьи, экологии, демографических программ, образования и культуры. Особое внимание Владимир Путин уделил поддержке одарённых детей.

Хочу отметить, что слушал Послание и отмечал для себя вехи – на что обратить внимание, чем продолжать заниматься. И старался одновременно оценить всё, что происходит в Саратовской области, тем более что прошедший у нас Гражданский форум даёт такую возможность. И получается, что мы, наше гражданское общество живём в соответствии с тем же принципами, что обозначил Президент. Практически всё, что делает Общественная палата Саратовской области, перекликается с обозначенными в Послании приоритетами: поддержка волонтёрского движения и одарённых детей, общественный контроль за обустройством улиц, дворов и парков, решение коммунальных проблем, вопросов социальной сферы – это темы наших обсуждений, обращений и заседаний. Президент сделал акцент на том, чтобы, воспитывая подрастающее поколение, мы приближали детей в театры, музеи, чтобы в учреждениях культуры проходили школьные уроки, так это и есть одна из инициатив наших общественников, прозвучавшая на Гражданском форуме! То же самое можно сказать и о других направлениях общественного движения.

Нам необходимо сохранить эту динамику, искать и находить новые формы взаимодействия с властью, побуждая чиновников «выходить из кабинетов», как этого требуют общество и Президент России. Задел на предстоящий год есть, движение – только поступательное!».

Но вернёмся к благостному Посланию. Вот цитата о якобы высоких показателях и несказанных достижениях:

«Уважаемые коллеги, два года назад мы столкнулись с серьёзными экономическими вызовами, с неблагоприятной конъюнктурой на мировых рынках, с санкциями, которыми нас пытались заставить плясать под чужую дудку, как у нас говорят в народе, пренебречь своими фундаментальными национальными интересами. Однако повторю, главные причины торможения экономики кроются, прежде всего, в наших внутренних проблемах. Прежде всего это дефицит инвестиционных ресурсов, современных технологий, профессиональных кадров, недостаточное развитие конкуренции, изъяны делового климата. Сейчас спад в реальном секторе прекратился, наметился даже небольшой промышленный рост. Но вы знаете, что если в прошлом году у нас спад ВВП был где-то 3,7%, думаю, что в этом году он будет незначительным. За 10 месяцев 2016 года рост [промпроизводства] составил 0,3%, и думаю, что так оно примерно и будет.

Важную роль сыграли программы поддержки ряда отраслей промышленности, а также жилищного рынка. Я тоже об этом сейчас скажу, потому что наметился рост промышленного производства, небольшой, но тенденция позитивная – безусловно, её нужно будет сохранить.

Так вот, по жилищному рынку. В 2015 году введено в строй более 85 млн кв. м жилья. Это рекордный показатель за всю историю страны.

Здесь очень важно, чтобы это было реализовано, разумеется, и нужно поднимать покупательные возможности людей. Тоже об этом скажу, имея в виду наши программы поддержки ипотеки.

Мы продолжим оказывать адресное содействие тем отраслям экономики, которые пока сталкиваются с негативной конъюнктурой. Я уже говорил о том, что наметился определённый, скромный, но всё-таки рост в области промышленного производства.

В автопроме у нас в целом небольшое снижение, но по грузовым автомобилям – рост 14,7%, по лёгким коммерческим – рост 2,9, по автобусам – рост 35,1%. В железнодорожном машиностроении – рост 21,8, по грузовым вагонам – 26. Очень неплохую динамику демонстрирует рост производства машин и оборудования для сельского хозяйства – 26,8%. В лёгкой промышленности тоже положительная динамика.

Мы обеспечили макроэкономическую устойчивость, вот что очень важно, сохранили финансовые резервы. Не уменьшились, а даже подросли золотовалютные резервы Центрального банка. Если на 1 января 2016 года это было $368,39 млрд, то сейчас 389,4, почти 400 млрд. Здесь динамика тоже положительная.

Ожидаем, что по итогам текущего года значительно снизится инфляция, она будет ниже 6%. Здесь тоже хотел бы обратиться к цифрам. Если вы помните, инфляция в 2015 году составила 12,9%. Надеюсь, что в этом году она не поднимется выше шести, будет где-то 5,8. Динамика, очевидно, положительная и существенно позитивная.

Напомню, что самая низкая инфляция зафиксирована в 2011 году, это было 6,1 процента. Повторяю ещё раз, в этом году может быть меньше даже. Это значит, что в следующем году мы действительно можем достичь целевого показателя в 4%. Это очень хорошие предпосылки для того, чтобы на базе здоровой экономики добиться существенного роста.

Однако хочу подчеркнуть: стабилизация не означает автоматического перехода к устойчивому подъёму. Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки, и, значит, нам придётся постоянно ужиматься, экономить, откладывать на потом своё развитие. Такого мы себе позволить не можем».

Однако от благостных цифр вернёмся к реальной жизни. Несмотря на «главный смысл политики Владимира Путина», по мнению Александра Ландо, «сбережение людей», на 1 ноября 2016 года, по сведениям организаций не относящихся к субъектам малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате составила 3790 млн рублей и по сравнению с 1 октября 2016 года увеличилась на 132 млн рублей (на 3,6%), сообщает российская Федеральная служба госстатистки.

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 ноября 2016 года составила 3696 млн рублей, или 97,5% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 октября 2016 года она увеличилась на 78 млн рублей (на 2,2%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 94 млн рублей и увеличилась по сравнению с 1 октября 2016 года на 54 млн рублей (в 2,3 раза), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 43 млн рублей и увеличилась по сравнению с 1 октября 2016 года на 41 млн рублей (в 24 раза), бюджетов субъектов Российской Федерации составила 28 млн рублей (увеличение на 2 млн рублей, или на 7,0%), местных бюджетов – 23 млн рублей (увеличение на 11 млн рублей, или на 89,9%).

В добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, охоте и предоставлении услуг в этих областях, лесозаготовках, рыболовстве и рыбоводстве, на транспорте, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг 100% просроченной задолженности по заработной плате образовано из-за нехватки у организаций собственных средств.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 50% приходится на обрабатывающие производства, 25% – на строительство, 6% – на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 5% – на транспорт, 4% – на добычу полезных ископаемых.

Объем просроченной задолженности по заработной плате на 1 ноября 2016 года составил менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

Задолженность по заработной плате за последний месяц, за который производились начисления, в общем объеме просроченной задолженности составила в среднем 25%, в сборе сточных вод, отходов и аналогичной деятельности – 67%, организациях научных исследований и разработок – 47%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 42%, образовании – 37%, деятельности в области культуры – 36%, строительстве – 30%.

Из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2015 году, приходится 921 млн рублей (24,3%), в 2014-м и ранее – 513 млн рублей (13,5%).

Задолженность по заработной плате на 1 ноября 2016г. имелась перед 70 тыс. человек (менее 1% работников по обследуемым видам экономической деятельности), из них 43% – работники обрабатывающих производств; 26% – строительства; 10% – сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях, лесозаготовок; 6% – производства и распределения электроэнергии, газа и воды; 4% – деятельности в области научных исследований и разработок; 3% – добычи полезных ископаемых.

Из общей суммы просроченной задолженности по заработной плате задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства, на 1 ноября 2016 года составила 1078 млн рублей (28,4%), из них 501 млн рублей (46,5%) приходится на организации обрабатывающих производств, 177 млн рублей (16,4%) – строительные организации, 161 млн рублей (14,9%) – организации по добыче полезных ископаемых, 116 млн рублей (11,0%) – организации транспорта.

За период с 1 октября по 1 ноября 2016 года задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций отсутствовала в восьми субъектах Российской Федерации, снизилась – в 36 субъектах, осталась без изменения – в двух субъектах, выросла – в 38 субъектах, образовалась – в одном субъекте Российской Федерации.

Наибольший размер просроченной задолженности по заработной плате из-за отсутствия собственных средств из общей суммы указанной задолженности приходится на Приморский край (588,7 млн рублей, или 15,9%), г. Москву (202,8 млн рублей, или 5,5%), Амурскую область (179,6 млн рублей, или 4,9%), Хабаровский край (135,1 млн рублей, или 3,7%), Мурманскую область (130,0 млн рублей, или 3,5%), г. Санкт-Петербург (118,5 млн рублей, или 3,2%), Томскую область (110,5 млн рублей, или 3,0%), Ростовскую область (110,2 млн рублей, или 3,0%).

Задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета на 1 ноября 2016 года отсутствовала почти во всех субъектах Российской Федерации (кроме республик Бурятия и Алтай, Забайкальского края, Московской области).

Задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 ноября 2016 года отсутствовала почти во всех субъектах Российской Федерации (кроме Забайкальского и Камчатского краев, Еврейской автономной области).

Задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из местных бюджетов на 1 ноября 2016 года отсутствовала в 77 субъектах Российской Федерации».

Ну а завершить хотелось бы опять-таки цитатой из Послания-2016: «И в культуре, и в политике, в СМИ и общественной жизни, в полемике по экономическим вопросам никто не может запретить свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию». Спасибо за внимание.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31012017113324&oldnumber=787