"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (792) от 31.03.2017

ХудСовет

О прошлом для будущего

«Находясь в эмиграции, некоторые ведут образ жизни, напоминающий длительную командировку. Они продолжают дело, которому служили в России. Наверное, таков и «клан» братьев Левиновских, живущих в Нью-Йорке», – так писала «Российская музыкальная газета (2002 г. №3) о наших земляках.

Владимир Левиновский

В ноябре минувшего года Саратовский музей краеведения организовал экспозицию, посвящённую 90-летию В. Левиновского, бывшего главного режиссёра саратовского оперного театра им Н. Г. Чернышвского и примы-балерины Людмилы Борель. Наш корреспондент Валерий Ганский провёл интервью с В. Левиновским в электронном пространстве.

– Владимир Яковлевич, «большое видится на расстоянье…»

– Я вас понял с полуслова… Для меня встреча с Саратовом – всегда праздник! Последний раз я был в Саратове в 2012 году…Мой родной город преобразился… Это происходит всегда, когда рушатся оковы и ограничения – развязывается инициатива…

– А музыкально-театральный Саратов?

– Здесь можно оценивать только с позиции – «век нынешний и век минувший». У искусства нет «срока давности» … Нужно говорить только о традиции, а они в Саратове связаны с мощными корнями, залегающими в музыкально-театральной почве. Этим объясняются плодотворные искания, которые я заметил в «театре Григория Аредакова», в «Театре Юрия Ошерова», на оперно-балетной сцене и Филармонии. Саратов остаётся ведущим театральным центром Поволжья.

– Вы далеко, но связь с родиной не прерываете. За четверть века жизни в США Вы издали несколько книг…

– Вдали от России я вместе с Россией – это естественно! У меня двойное гражданство. При получении Гражданства мне и Л. И. Борель Судья произнёс речь, в которой подчеркивал, что мы «не должны забывать своих корней и развивать их. Это обогащает и культуру США».

В прошлом году я передал РГАЛИ мой документальный архив КМТ, о чём сообщило ТАСС. На основе этих документов я написал книгу «Театр в маленьком подвальчике». Это документальный дневник директора КМТ, который теперь носит имя его создателя Б. А. Покровского.

– Две Ваших книги связаны с Саратовом.

– Даже четыре… Это «Театральные сады Саратова» и мемуары «Нить Ариадны». Они лежат без движения в Музее краеведения…Ждут своего …финансирования. Книгу о выдающемся музыканте Заслуженном артисте РСФСР А. В. Павлове – Арбенине – главном дирижере саратовской оперы в 1930-е годы издал спонсор в Петербурге… «Человек, говоривший о музыке - книга не только о моем брате Худруке Филармонии, но и о самой Филармонии. Её удалось издать в Саратове… Эту книгу готовили к изданию незабвенный Анатолий Катц и директор Филармонии Светлана Краснощёкова. Сборник рождался буквально «на ходу».

Леонид Николаевич Круг – исполнительный директор Саратовского областного радиотелевизионного передающего центра предоставил в мое распоряжение «Волгу», на которой я мог оперативно встретиться с авторами и записать на магнитофон их воспоминания.

– В Саратове была издана и Ваша книга о Б, В. Асафьеве…

– Монография «Неизвестный Б. Асафьев» была издана в Нью-Йорке. Второе издание с предисловием профессора нашей консерватории А. И. Демченко издано по инициативе Ректора саратовского Социально-экономического Университета Владимира Александровича Динеса. Издание книги о великом музыкальном писателе, «советском Ромэне Роллане» – отражает высокую репутацию Саратова как культурного центра России. Крупный учёный, В. Динес понимал это, издав аутентичную копию нью-йоркского издания. Я благодарен ему.

– Над чем сейчас идет работа?

– Я обратился к истории балетной сцены Саратова…

– Это прекрасно! У нас пока нет этой «истории».

– Главным поводом явились серьёзные искажения истории балетной сцены Саратова. «Балетная сцена в Саратове первой половины ХХ века. Очерк истории» – так называется будущая книга. Мне захотелось вернуть в наше время прекрасные лики мастеров, классического танца, канувших в Лету забвения. «Вчера – это сегодня». Эта метафора Иосифа Бродского напоминает нам: Прошлое необходимо для Будущего. В 2018 году и Саратов отметит 90-летие балетной труппы. Молодые должны знать о прошлом своей сцены

– Реальная жизнь напоминает нам, что мы стоим на перекрёстке «между прошлом и будущим».

– Как поэт, вы точно подметили. Возьмите последнее событие: до берегов Атлантики мгновенно долетела весть о малой культурности саратовского чиновника В. Мухина, И.О. начальника управления по охране объектов культурного наследия. Он поместил на правительственном сайте Приказ, возвестивший всему мру о том, что Дом Медведева в Саратове перестал быть объектом историко-культурного наследия. Это о доме, где жил профессор саратовской Консерватории по ул. Октябрьской 24, на котором помещена памятная мемориальная доска… Этот двухэтажный особняк - культурная гордость Саратова, память об основателе саратовского оперно-балетного тетра им. Н. А. Римского- Корсаков…Это память о великом артисте, которым восхищался Шаляпин… Это любимец П.И. Чайковсокго, первый исполнитель партии Ленского в «Евгении Онегине», которого композитор считал «лучшим Германом в «Пиковой даме». Подоплёка ясна – коррупция…Теперь можно снести эту нашу гордость и на таком привлекательном участке возвести развесистую клюкву…Безответственный титул чиновника «И.О» обнадёживает…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=27072017163603&oldnumber=792