"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 9 (796) от 01.10.2017

Память

Целина нашей жизни

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Теперь становятся привычными Фестивали на открытых пространствах. Среди них особенно привлекательны фестивали с познавательной основой – исторические, этнографические и их разновидности. Чаще всего они проходят в больших городах или вблизи них. Что и понятно. В городе легче наполнить такие мероприятия количеством участников и коллективов, готовых принять в них участие, и обеспечить тематическое разнообразие. Да и ресурсы в городе – не сравнить с сельскими. Там – иное дело. И со свободным временем проблемы, и энтузиастов отыскать – труднее даже днём с огнём, и с материально-финансовым обеспечением не густо.

«Что наша жизнь? Не целина ль поднятая?

А может, только залежей пласты?»

NN

Но главное – нелегко найти «изюминку», сердцевину такого фестиваля. «Изюминку», которая делает местность, Фестиваль проводящую, особенной. Выделяющей её из других, не похожей на прилегающие территории. Или, говоря уже строго научно, – определяющей «особость» территории. Задающей похожесть этой небольшой, «локальной» местности лишь на саму себя, – её идентичность. В науке так оно и называется: «локальная идентичность».

Есть территории, где за этим далеко ходить не надо. Есть и другие. Где идентичность незаметна, пока не приглядишься. А есть и третьи – где идентичность только зарождается. Где только-только появляются, как всходы весной, признаки идентичности. Их ещё разглядеть надо! Может они, признаки, и существовали когда-то ранее, да ныне подзабыты, завалены пластами нелёгкой истории, залежались там. А залежная идентичность – как залежная земля. Возрождать её – что целину поднимать. Не случайно в знаменитом Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1954 года говорилось «Об освоении целинных и залежных земель», то есть о необходимости поднять как те, так и другие. Говорилось как о равнозначных по трудности освоения.

Известное со школьных лет название книги М. Шолохова «Поднятая целина» со временем стало символом не только прямого, «пахотного» действия. «Поднять целину» – эти слова часто говорят и тогда, когда хотят подчеркнуть, что предстоящее дело – новое, трудное, неизведанное.

Да что там книга! Чуть-чуть воображения, чуть-чуть дальновидения – и вот уже видится вся Россия, как непрерывно поднимаемая то целина, то залежь!

1917 год. Октябрьская революция. Что это? Да это же целина первозданная – осмысление нового строя! Формирование нового мышления, новых надежд, нового образа жизни! 1930-е годы… Голод в Поволжье, да и не только в нём. Коллективизация. Снова – целина. Целина и буквально поднимаемая, и целина духовная. В душах вчерашних единоличников… 1945 и далее – послевоенные годы. Подъём разрушенного народного хозяйства. Дел – невпроворот. Дел – «непаханная целина». И прорва «залежей» – недоделанных из-за войны, заброшенных дел. А следом – реальная целина – 1954 и последующие годы. Опять – целина, опять «залежи». Да что же это за слова-то такие – «поднятая целина», почему проявляются они в каждый значимый период нашей жизни?

А это не просто слова – это вся наша жизнь. Такая вот она – то залежь, а то и целина. То поднимаем целину неизведанных благ, то перепахиваем залежи несбывшихся мечтаний. Потому то и стала «поднятая целина» настоящей Философией российской жизни!

Эта аналогия напрашивается каждый раз, когда где-то в глубинке, как принято говорить, вдруг обнаруживается стремление к чему-то новому. Не стремление как подражание «городскому», а с опорой на нечто своё, от земли идущее и только этой земле присущее. Так «глубинка» каждый раз поднимает свою целину, перепахивает свою «залежь»!

Перепахивает таким образом, чтобы своё поле не только стало новым, но чтобы и в привычных, и в привлекательных формах отразило особость, значимость, красоту своей земли.

Отразило со всеми акцентами. Этнографическими, культурно - историческими и любыми возможными. И вот оно – пожалуйста! Глядь, и зарождается что-то новое и своё! Хотите – назовите её «локальная идентичность». И уже не спутаешь её ни с какой другой территорией, тем более, если та – сама по себе локальная идентичность. Идентичности – как наряды у женщин, – их не спутаешь. А Фестивали – одна из лучших возможностей показать своеобразие родной территории.

Всё сказанное сложилось под влиянием историко-этнографического Фестиваля «Большой Караман», прошедшего пусть в не очень далёкой, но, как принято считать, – глубинке Земли Саратовской. В её степном Заволжье (вот уже и идентичность, вот уже и ни с чем не спутаешь, и вот уже особая история). Тут даже место состоявшегося Фестиваля – «говорящее», нет, – кричащее об особости, – Степное!

На его-то окраине и состоялся 16-го сентября первый, видимо, сельский историко-этнографический Фестиваль. Здесь, опять-таки, возможно впервые, прозвучала тема Целинных и Залежных земель. Ведь Саратовское Заволжье было, согласно знаменитому Постановлению, «передовым краем», границей освоения целинных и залежных земель в стране. Их, на этом переднем крае в Саратовском Заволжье, было фактически семь. И один из них – вот этот – Советский район с райцентром Степное.

Здесь освоение целинных и залежных земель – эпопея Страны и Земли Саратовской, – не оказалась забытой. Честь людям этого района и низкий поклон от ветеранов Великой эпопеи и их потомков!

Глава местной администрации Сергей Владимирович Пименов

А теперь, – о самом событии. Оно, названное «Этнокультурный исторический фестиваль Большой Караман», состоялось 16 сентября 2017 года в Советском районе Саратовской области на окраине райцентра. Организаторами фестиваля выступили местная организация ВОИ и администрация муниципального района. Цель проекта, как она изначально провозглашалась, – организация и проведение фестиваля для пожилых людей и инвалидов, их активное вовлечение в сохранение и популяризацию исторического и культурного наследия народов Саратовского Заволжья на основе межпоколенческого партнёрства. Разумеется, поднять такое дело было бы невозможно без большой организационной работы, которую взяли на себя члены добровольческого движения «Доброцентр» и добровольцы прихода местного храма.

Проект стал победителем всероссийского конкурса социальных проектов «Активное поколение». Он стартовал при финансовой поддержке Пензенского благотворительного фонда «Гражданский союз» на средства, предоставленные Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. В Фестивале приняло участие большое число молодых людей и даже очень юных дарований.

Местом проведения Фестиваля стал берег реки Большой Караман на окраине райцентра, рядом с древней стоянкой сарматов. Здесь собралось несколько сотен местных жителей и гостей.

Руководитель литературно-исторического проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» председатель областной общественной организации «Поднятая целина» Вероника Ткачёва

В Фестивале принял участие глава местной администрации Сергей Владимирович Пименов. Как водится, произносили речи, вручали награды и подарки. От имени Комитета по общественным отношениям и межнациональной политике правительства области участников приветствовал заместитель председателя Комитета Конусов Д.Е.

С большой приветственной, даже программной речью к участникам обратилась руководитель литературно-исторического проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва.

На Фестивале была показана научно-популярная презентация этнографии и истории народов Заволжья и истории православия. Для этого были организованы экспозиция исторических артефактов, выставка народного этнического декоративно-прикладного творчества, исторические реконструкции. Её курировал, как ни удивительно это звучит, научный руководитель проекта протоиерей Алексий Каширин, настоятель храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. Сам же протоиерей выступил в роли гида в отдельном павильоне, где экспонатами стали редкие образцы церковной утвари и уникальная древняя церковная книга. В музыкальной программе Фестиваля приняли участие около 20 фольклорных коллективов, среди которых два замечательных детских коллектива: танцевальная группа детского сада и великолепный детский ансамбль ударных инструментов «Пересвет».

И – снова – возможно, впервые в Фестивалях подобного рода была показана экспозиция, посвящённая освоению целинных и залежных земель, в которой принимал участие и Советский район. Экспозицию организовала сотрудница Центральной библиотеки района Ирина Александровна Фадеева. И экспозиция очень гармонично вписалась в общую тональность Фестиваля. Ведь и сам Историко-этнографический Фестиваль – это «Поднятая Целина» районной культурной жизни!

Экспозиция об участии района в целинной эпопее страны не осталась незамеченной и привлекла многих гостей Фестиваля. С большим вниманием с ней ознакомились и глава района Сергей Пименов, и протоиерей Алексей Каширин.

Руководитель литературно-исторического проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» председатель областной общественной организации «Поднятая целина» Вероника Ткачёва вручает «Книгу...» Главе местной администрации Сергею Владимировичу Пименову

Ещё во время своего приветственного выступления руководитель проекта «Книга Трудовой Славы Саратовской области. Агропромышленный комплекс» Вероника Ткачёва передала Главе администрации саму книгу, значительная часть которой посвящена первоцелинникам и презентация которой состоялась в июне этого года в музее Боевой и Трудовой Славы. В своём выступлении Ткачева также напомнила, что в начале 2019 года страна будет отмечать 65-летие освоения целинных и залежных земель. Пора бы и начать подготовку к юбилейной дате. Ведь изданием только Книги работа по восстановлению исторической памяти не заканчивается. Наряду с продолжением Книги создаётся интерактивный патриотический сайт, посвящённый освоению саратовской Целины. Целины в самом широком смысле этого слова. Сайт намерен привлечь к сотрудничеству потомков целинников и всех тех, кто готов размещать исторические документы, фото-, видеоматериалы и другую информацию о своих родственниках – ветеранах АПК, покорителях целинных земель. Сайт призван стать важным инструментом сбора и распространения знаний о целинниках и идеи пропаганды трудового подвига наших земляков.

В. Ткачева обратилась к организаторам Фестиваля. «Мы охотно занимаемся реконструкцией исторических событий далекой истории и словно бы пренебрегаем славным периодом недавней истории – имею в виду целинную эпопею, – сказала она. – Между тем эта эпоха обладает неоценимым и недооцененным потенциалом воспитания гражданственности и патриотизма на примерах силы духа первоцелинников. Эту тему надо возвращать в нашу жизнь наряду с датой полета в космос первого человека, в том числе и путем включения на Фестивале в раздел реконструкции исторических событий целинной темы. Что будет способствовать и гармонизации межнациональных отношений, – ведь целину покоряли люди разных национальностей».

По мнению В.Ткачёвой, эта тема могла бы быть «материализована» по примеру того, как это сделала Общественная организация казахов района, – «Палаткой первоцелинника», с размещением в ней копии Указа о награждении Саратовской области Орденом Ленина, экспонатов, характеризующих быт первоцелинников, копий музейных и архивных документов и других экспонатов. В русле этой темы мог бы быть и Фестиваль песен о Целине или хотя бы включение в концертную программу Историко-этнографических фестивалей целинных песен с посвящением их нашим героическим землякам. В.Ткачёва поблагодарила организаторов фестиваля «Большой Караман» за сохранение памяти о целинной эпопее и создание Центральной библиотекой района экспозиции, посвященной целинникам Советского района.

И, конечно, такой Фестиваль был бы просто невозможен, если бы не энтузиазм, не величайшая любовь к родному краю, его истории, его людям председателя местной организации ВОИ Верховой Марины Анатольевны и её сподвижников.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=5112017194800&oldnumber=796