Официальный сайт
|
|
Константин САСОВ, юрист
Константин Сасов специализируется в области налогового, таможенного, конституционного и административного права. Опыт работы на различных должностях юридических служб предприятий и организаций – 15 лет. Автор трех книг и более 100 научных статей по проблемам налогового, таможенного, административного и конституционного права, опубликованных в газете «ЭЖ-юрист», журналах «Налоговед», «Налоговые споры» и др.
Защищая это решение, правительство заявляет о суверенном праве государства на его принятие, государственные СМИ отказывают гражданам в праве на референдум по этому вопросу. Между тем, пенсионные деньги, находящиеся на счетах Пенсионного Фонда РФ и поступающие в него от работодателей и частнопрактикующих работников по сути – это деньги граждан – будущих пенсионеров, перечисленные ранее их работодателями в Пенсионный фонд России (ПФР).
Практика взаимоотношений российских граждан с российским правительством по поводу такого «публичного договора» показывает, что правительство неоднократно и в одностороннем порядке изменяет его условия.
То правительство предлагает разделить сумму вклада на накопительную и страховую части, а затем одна из этих частей «замораживается» для выплат.
То правительство вводит практику передачи управления пенсионным фондом в частные руки, а затем – ограничивает и прекращает эту практику.
То вводится система ежегодного индексирования размера пенсии на процент инфляции, а затем она заменяется разовыми выплатами.
То вводятся новые правила исчисления размера пенсии (бальная система), которая настолько сложна и запутанна, что простому обывателю невозможно самостоятельно вычислить размер своей будущей пенсии даже при неизменности размера своей заработной платы.
То ПФР извещает своих «вкладчиков» о состоянии их пенсионных счетов, то прекращает это делать.
Приведенные примеры показывают, что все они нацелены на экономию пенсионного фонда и минимизацию размера будущих пенсий. Государство в отношениях с настоящими и будущими пенсионерами ведет себя как нечистоплотный банкир, мошенник, обкрадывающий своих клиентов в кабальном банковском договоре, написанным мелким шрифтом.
Последняя «пенсионная реформа» 2018 г. – очередной пример такого мошенничества.
Со слов министра финансов Антона Силуанова, защищающего эту реформу, средняя пенсия в РФ сегодня 14 414 руб., в случае пенсионной реформы она достигнет 20 000 руб. Но суть реформы - не платить 5 лет эту пенсию россиянам (т.е. сэкономить бюджет ПФР). Даже если среднестатистический россиянин доживет до 70 лет, он будет получать эту пенсию с 65 лет, т.е. не более 5 лет. Вывод: чтобы ПФР не обогатился необоснованно, средняя пенсия россиянин должна удвоиться (достигнуть 28 828 руб.), а не увеличиться на 1 тыс. и даже не подняться до 20 тыс. руб. При этом в расчетах за скобками оставлена судьба процентов от «сэкономленных» таким образом денег ПФР.
Данные отчисления обладают признаками неналоговых платежей, поскольку имеют целевую направленность, соразмерны встречной государственной услуге (выплате пенсии в будущем), индивидуально возмездны для будущих пенсионеров, которые обладают определенным выбором поведения (зарабатывать больше или меньше на той или другой работе); сам факт внесения их бюджетный фонд не служит определяющим признаком платежа в качестве налогового.
В Определениях от 5 февраля 2004 г. №28-О и №30-О; от 4 марта 2004 г. №49-О Конституционный Суд РФ разъяснял, что единый социальный налог в связи с изменением законодательства модифицирован, и та доля налога, которая ранее уплачивалась в бюджет Пенсионного фонда РФ, с начала 2002 г. стала полностью направляться на бюджетное финансирование выплат базовой части трудовой пенсии. Теперь страховые взносы обязательного пенсионного страхования обладают признаком возмездности и возвратности, персонифицируются для каждого застрахованного лица и выплачиваются при наступлении страхового случая. Целевое назначение страхового взноса – обеспечение права гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Такая конституционно-правовая квалификация платежей по сути приравнивает граждан к статусу вкладчика банка, рассчитывающего получить свой вклад на определенных договором условиях (в том числе в оговоренные договором сроки).
В своих многочисленных решениях Конституционный Суд РФ защищал конституционный принцип правомерных ожиданий налогоплательщика, корреспондирующий с принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, что вытекает из статей 8 (ч. 1), 15 (ч. 1 и 3), 34 (ч. 1) и 57 Конституции РФ.
Более того, в Постановлении от 23 февраля 1999 г. №4-П Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 34 и 55 (части 2 и 3), положение части второй статьи 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" об изменении банком в одностороннем порядке процентной ставки по срочным вкладам граждан как позволяющее банку произвольно снижать ее исключительно на основе договора, без определения в федеральном законе оснований, обусловливающих такую возможность.
Аргументами для такого решения было следующее.
Квалифицировав договор срочного банковского вклада с гражданами как договор присоединения, имеющий публичный характер, суд установил, что граждане – вкладчики как сторона в договоре лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, т.е. для банков.
При этом возможность отказаться от заключения договора банковского вклада, внешне свидетельствующая о признании свободы договора, не может считаться достаточной для ее реального обеспечения гражданам, тем более когда не гарантировано должным образом право граждан на защиту от экономической деятельности банков, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не предусмотрены механизмы рыночного контроля за кредитными организациями, включая предоставление потребителям информации об экономическом положении банка, и гражданин вынужден соглашаться на фактически диктуемые ему условия, в том числе на снижение банком в одностороннем порядке процентной ставки по вкладу.
В условиях, когда пенсионные взносы – публичные неналоговые платежи, обладающие признаком возмездности, приведенная аргументация Конституционного Суда выглядит применимой и к ним: обязательное включение работодателей в систему государственного пенсионного обеспечения граждан по сути – это присоединение к публичному договору в пользу третьих лиц.
В такой аналогии государство в лице правительства, пенсионного фонда или законодателя не вправе в одностороннем порядке изменить условия формирования пенсионного фонда и распределения собранных денег населения, ибо это нарушает не только «публичный договор», но и конституционные принципы правового государства: справедливости, правомерных ожиданий, доверия государству.
Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч.1 и 2 ст. 39).
При этом согласно ч.2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Обе статьи (39 и 55) включены в главу 2, которая в силу ст. 135 Конституции РФ не может быть изменена никем, кроме специально созванного Конституционного Собрания.
Поскольку федеральный законодатель определил существенное условие для выдачи государственной пенсии – пенсионный возраст для мужчин и женщин установлены и его увеличение явно умаляет прежние права и свободы граждан, то его изменение возможно только в особой конституционной процедуре. Эта процедура в настоящее время не соблюдается.
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=26082018101821&oldnumber=804