"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (813) от 26.07.2019

Память

В.М. Шукшин вчера, сегодня, завтра

Наследие Шукшина, художника-гуманиста, становится сегодня всё более актуальным

Александр СВЕШНИКОВ

25 июля в Саратовской областной универсальной научной библиотеке прошел литературный вечер «Жил народной радостью и болью…», посвященный 90-летию со дня рождения писателя, режиссера и актера Василия Макаровича Шукшина.

Cегодня вряд ли найдется человек, который хотя бы не слышал имя Василия Макаровича Шукшина. Издаются его романы, повести и рассказы, публицистика (его размышления о жизни и о человеке). Ставятся фильмы и театральные постановки по его произведениям. Наследие Шукшина уже давно вошло в историю нашей культуры и в нашу повседневную жизнь.

Сам Василий Макарович как-то пошутил о себе, что он «неудачный писатель: все, что написал, – все опубликовал». Правда, не сказал, какого труда и настойчивости ему это стоило. Только один факт. Первый свой рассказ Шукшин показал своему учителю по ВГИКу Михаилу Ромму. Тот оценил произведение и дал дельный совет: рассылай по редакциям. Что Шукшин и сделал. Последовало много отказов. Наконец в 1958 году в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина «Двое на телеге», а в 1963 вышел его первый прозаический сборник «Сельские жители».

И все же, несмотря на сегодняшнее изобилие материалов о жизни и творчестве Шукшина, пришедшим 25 июля в Саратовскую областную научную библиотеку на вечер его памяти, наверняка было интересно послушать своеобразный рассказ-исповедь о Шукшине – художнике и человеке – ведущей вечера, главного библиотекаря отдела массовой работы Областной библиотеки Н.Л. Барегамян. Её задушевный, изобилующий многими, в том числе и малоизвестными фактами, рассказ сопровождался многочисленными слайдами, видео и фрагментами из фильмов В.М. Шукшина.

Интересным было и включение в сценарий литературного вечера выступление ансамбля народной песни «Мелодия души» Городского Дома культуры национального творчества (художественный руководитель – А. Шамаев). Я думаю, многих сидящих в зале особенно тронула прозвучавшая в исполнении ансамбля целиком знакомая по фильму «Калина красная» песня с одноименным названием.

Участники вечера могли также познакомиться с книжно-иллюстративной выставкой «Несу родину в душе…» из фондов Областной универсальной научной библиотеки.

В.М. Шукшин: «Говорить правду, какой бы горькой и жестокой она ни была»

Ложь – религия рабов и хозяев,

Правда – бог свободного человека.

М. Горький «На дне»

Сегодня, когда ложь стала, по сути, государственной политикой, когда замалчивание истины превратилось в орудие борьбы с любым проявлением инакомыслия, когда за правду преследуется всякий, кто хочет высказать ее публично, когда привластные СМИ из объективной и честной журналистики превратились в пропаганду, голос Шукшина-гуманиста в защиту права человека говорить «правду, какой бы горькой и жестокой она ни была», становится всё более актуальным.

Свою точку зрения на право человека и, тем более, художника, говорить правду Шукшин высказал в 1968 году в статье «Нравственность есть Правда». Вот несколько фрагментов из неё.

«Человек трезвый, разумный, конечно же, – везде, всегда – до конца понимает свое время, знает правду, и если обстоятельства таковы, что лучше о ней, правде, пока помолчать, он молчит. Человек умный и талантливый как-нибудь, да найдет способ выявить правду. Хоть намеком, хоть полусловом – иначе она его замучает, иначе, как ему кажется, жизнь пройдет впустую. Гений обрушит всю правду с блеском и грохотом на головы и души людские. Обстоятельства, может быть, убьют его, но он сделает свое дело. Человек просто талантливый – этот совершенно точно отразит свое время (в песне, в поступке, в тоске, в романе), быть может, сам того не поймет, но откроет глаза мыслящим и умным».

«Когда герой не выдуман, он не может быть только безнравственным или только нравственным. А вот когда он выдуман в угоду кому-то, тут он, герой, – явление что ни на есть безнравственное. Здесь задумали кого-то обмануть, обокрасть чью-то душу… В делах материальных, так сказать, за это судят. В духовной жизни ущерб народу такими вот лазутчиками из мира лжи, угодничества наносится страшный. Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения «интимные» – письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п. Удивляет, конечно, известная категоричность, с какой требуют и ругают. Действительно, редкая уверенность в собственной правоте. Но больше удивляет искренность и злость, с какой это делается. Просто поразительно! Чуть не анонимки с угрозой убить из-за угла кирпичом. А ведь чего требуют? Чтобы я выдумывал».

«Философия, которая – вот уж скоро сорок лет – норма моей жизни, есть философия мужественная. Так почему я, читатель, зритель, должен отказывать себе в счастье – прямо смотреть в глаза правде? Разве не смогу я отличить, когда мне рассказывают про жизнь, какая она есть, а когда хотят зачем-то обмануть?»

Правда бывает и горькой. Если я ее буду скрывать, буду твердить, что все хорошо, все прекрасно (…), там, где люди ее должны были бы задуматься, сосредоточить силы и устранить недостатки, они, поверив мне, останутся спокойными. Это не по-хозяйски (…) Хотел бы показывать правду. Я верю в силы своего народа, очень люблю Родину – я не отчаиваюсь. Напротив. Но когда мне возвращают рассказ – не из-за его низкого художественного качества (это дают понять), по другим причинам – неловко, стыдно. Нравственность есть Правда. Не просто правда, а – Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду».

Памяти Шукшина

Евгений Евтушенко

В искусстве уютно

быть сдобною булкой французской,

но так не накормишь

ни вдов,

ни калек,

ни сирот.

Шукшин был горбушкой

с калиною красной вприкуску,

черняшкою той,

без которой немыслим народ.

Шли толпами к гробу

почти от Тишинского рынка.

Дыханьем колеблемый воздух

чуть слышно дрожал.

Как будто России самой

остановленная кровинка,

весь в красной калине,

художник российский лежал

Когда мы взошли

на тяжелой закваске мужицкой.

нас тянет к природе,

к есенинским чистым стихам.

Нам с ложью не сжиться,

в уюте ужей не ужиться,

и сердце как сокол,

как связанный Разин Степан.

Искусство народно,

когда в нем не сахар обмана,

а солью родимой земли

просолилось навек.

…Мечта Шукшина

о несбывшейся роли Степана,

как Волга, взбугрилась на миг

подо льдом замороженных век.

1974 год

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12082019064355&oldnumber=813