"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (816) от 15.11.2019

Бюджет деградации

Дарья МИТИНА

Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2020 год, который, как я уже писала, не стал «бюджетом развития», как нас уверяло Правительство в лице Минфина. И даже бюджетом стагнации не стал. Беглый анализ любого его раздела говорит о том, что это бюджет неизменной и ускоренной деградации.

Возьмём, например, образование и науку. Нужно сказать, что профильный думский Комитет, возглавляемый единороссом Никоновым, официально рекомендовав проект бюджета к принятию (партийную дисциплину у ЕдРа никто не отменял), в ходе обсуждения дал ему совершенно разгромную характеристику. При этом «против» голосовали только члены фракции КПРФ, а своё особое мнение публично и развёрнуто озвучил только первый зампред Комитета Олег Николаевич Смолин.

Проект федерального бюджета базировался на «Прогнозе социально-экономического развития России до 2024 года» – ни Прогноз, ни бюджет не предусматривают реализации ни одной из национальных целей, сформулированных в майских Указах Президента.

Экономический прорыв, пафосно декларированный Президентом, разбивается о темпы увеличения ВВП: для того, чтобы увеличить, как обозначил Путин, ВВП в полтора раза, нужен темп экономического роста в 7,2%. По самым же оптимистическим прогнозам он не превысит 2,8% – почувствуйте разницу.

Уровень реальных доходов граждан в 2024 г. превысит уровень 2013 г. на…1%. То есть, десятилетие 2014 – 2024 г. полностью потеряно с экономико-социальной точки зрения (напомним, Путиным поставлена задача двукратного сокращения бедности. С чего бы она вдруг сократилась??)

По данным председателя бюджетного Комитета ГД Андрея Макарова, неравенство бюджетной обеспеченности регионов на душу населения составляет 12 раз, разрыв в уровне жизни – в 3 раза. Как метко заметил О.Н. Смолин, де-факто граждане России живут в разных странах.

Посмотрим на образование.

В 2020 г. расходы на него вырастут на 5,7% (на высшее образование – всего на 2,8%). В целом расходы бюджета вырастут на 6,6%, так что образование не дотягивает даже до среднего показателя. По доле расходов на образование Россия сейчас занимает 98-е (!!!) место в мире.

Согласно поручению Президента, Россия в будущем году должна полностью перейти на односменный режим работы школ. Для того чтобы этого добиться, нужно было выделить не менее 300 млрд рублей, а выделено только 46 млрд – это позволит в лучшем случае ликвидировать третью смену. Назовите-ка ещё хоть одну страну, где дети учатся в три смены!

Проект бюджета на 2020 г. предусматривает сокращение средств на обеспечение детей до 3-х лет местами в детских садах на 0,8% – и это при наличии очереди на эти места в 272 000 детей! А теперь вспомните-ка майские Указы, и как главы регионов бодренько отчитывались о стопроцентной обеспеченности местами в садиках. Комментарии нужны?

Раз уж вспомнили майские Указы – согласно им к 2020 году дополнительным образованием должно быть охвачено 75% детей, причем половина должна его получать за бюджетный счёт. В принятом вчера во втором чтении проекте бюджета на эти цели от щедрот минфиновских отслюнявлено аж… 2 млрд рублей ежегодно, при том, что для реализации майского Указа требуется в 50 (!!!) раз больше. Возмущённые вопросы депутатов, адресованные представителям Минфина, ответов не получили.

Но самая большая грусть-печаль – не в абсолютных цифрах, поймите. В зависимости от экономической ситуации они могут быть меньше или больше, но главное – это сбалансированная единая финансовая и социальная политика, обеспечивающая конституционное равенство прав и возможностей. А от этого наше Правительство, увы, давно отказалось. В ходу людоедский и бессовестный принцип «помоги сильнейшему, а слабый сдохнет сам». Нынешний федеральный бюджет усиливает и закрепляет неравенство между субъектами социальной политики – регионами, вузами, школами, гражданами. Продолжается безумная концентрация средств на финансирование так называемых «ведущих вузов» Москвы, Питера и ряда крупных городов за счет большинства вымирающей России. Это приводит к оттоку студентов и молодых ученых в крупные университетские центры и к обезлюдиванию большей части территории страны.

Проект бюджета усиливает недофинансирование отраслевых и ведомственных вузов (медицинских, сельскохозяйственных, творческих и др.), выкидывая их на периферию образовательного процесса – даже скудные, утвержденные Минфином нормативы профинансированы не будут.

Госзадание на подготовку бюджетных студентов сокращается. Скоро бюджетных мест не останется совсем, такими-то темпами (в СССР на 10 тысяч населения было 220 бюджетных мест, сейчас – 120).

Индексация стипендиального фонда не поспевает за инфляцией – находится в пределах статпогрешности. В СССР стипендия составляла 80% прожиточного минимума, сейчас – менее 13%.

Средств на повышение зарплаты педагогов (опять вспоминаем тихим, добрым словом майские Указы) в принятом вчера проекте ФБ не заложено вовсе. Сегодня базовый оклад педагогических работников составляет где-то четверть (!) от средней заработной платы.

А теперь почитаем, что там с наукой.

Сегодня доля расходов на науку в России в процентах к ВВП – 1,1% (в Израиле – 4,25%, Корее – 4,23%, Швейцарии – 3,42%, Японии – 3,29%, Германии – 2,93%, США – 2,79%, Китае – 2,07%). Майские Указы Путина предусматривали 1,77%, что ниже международной нормы, но даже эта планка взята не будет. Примечательно, что ни одна страна не провела успешной модернизации при расходах на науку менее 7% от ВВП.

Расходы на науку в нынешнем проекте ФБ разбросаны по разным статьям, закамуфлированы, сформулированы нечётко. Но в целом можно сказать, что Указ Путина в части науки недофинансируется в 4,5 раза. Есть, конечно, принятый в 2016 г. Указ Президента «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», в котором недвусмысленно обозначено, что государственные расходы на науку должны составлять около 1%, а всё остальное – за счёт частных инвестиций (где вы, инвесторы??.. Ауууу!!!), но даже и в этом случае недофинансирование президентского Указа составляет 2,5 раза.

Расходы на научные исследования и разработки в ближайшие три года будут увеличиваться в абсолютных цифрах, но сокращаться по отношению к ВВП – от 0,44% в 2020 г. до 0,42% в 2022 г.

Реиндустриализация?.. Забудьте!

Олег Смолин поделился прекрасным: приглашённые на заседание парламентского Комитета представители Минфина сообщили, что предполагают достичь параметров, определённых Указом Президента….. к 2035 году. Почему не к 2535-му?... А нехило же они себе отмерили, однако.

Кстати, примечательный момент: при всех расчетах Минфин исходил из средней зарплаты сотрудников научных организаций… в 94 тысячи рублей (и из средней зарплаты вузовских преподавателей в 84 тысячи рублей). Чёрт, видимо, пора всё бросать и в науку возвращаться.

Кстати, по данным ОНФ, средняя зарплата вузовского преподавателя в нынешнем году составила 26,5 тыс. рублей (при средней по стране в 32 тысячи рублей), так что откуда и как высасывали свою информацию чиновники Минфина, даже боюсь предположить.

И ещё забавное. По сообщению Президента РАН А.М. Сергеева, национальный проект «Наука» разрабатывался без участия Академии. Можно, конечно, возмущаться, а с другой стороны, стоит ли прислушиваться к мнению непонятной структуры, которой её новый Устав напрямую запрещает заниматься научными исследованиями и разработками?

И стоит ли удивляться тому, что депутаты от Единой России, три месяца чихвостившие правительственных чиновников в хвост и в гриву и поливавшие проект бюджета самой отборной бранью, в день голосования дружно превратились в зомби и стройными рядами, как 350 спартанцев, проголосовали «за»?..

ФОРУМ.мск

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6122019123917&oldnumber=816