"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (816) от 15.11.2019

В свои игры играйте сами!

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

Глава города Исаев пригласил жителей принять участие в публичных слушаниях по бюджету города Саратова. В постах и статьях с моей критикой нынешней бюджетной политики городского самоуправления появляются комментарии доброжелателей, призывающих в числе других и меня прийти на эти слушания и говорить по существу, предлагать конкретное, а не огульно рассуждать и охаивать всё и вся.

Если сравнивать бюджеты города Саратова, принимавшиеся до 1993 года горсоветом, и сейчас, то они, можно сказать, сопоставимы в некоторой части. Но существовавшая советская система была двухуровневой (даже трёхуровневой, поскольку облсоветы тоже относились к местным органам власти).

В бюджете города, кроме расписанных позиций жизнеобеспечения жизни города (тепло, водо, газо- и энергоснабжение, магистральные городские дороги, жилищное строительство, образование, здравоохранение, общественная безопасность, транспорт и т.д. и т.п.), принимавшихся депутатами горсовета, шли ещё 6 сумм бюджетов районов города, принимавшихся депутатами районов. В полном объеме (некоторые объекты строились при долевом участии госпредприятий и тоже учитывалось). Всё это называлось консолидированным бюджетом г. Саратова.

Бюджет каждого района – это был толстый фолиант с адресной росписью всех работ по благоустройству, озеленению, по уличному освещению, ремонту жилья, дорог, тротуаров, дворов, в некоторых полномочиях – школьное образование и детсады, библиотеки и так далее. И всё – адресно! С расходами на зарплату аппарата... То есть просчитывалось всё до копейки. И на все вопросы избирателей отвечавшие разноуровневые депутаты опирались на бюджетные суммы, сроки, договоры с подрядными организациями. Депутаты создавали междепутатские группы и привлекали к участию жителей, для объединения которых были уличные и домовые советы – они многое делали при проектировании и контроле за бюджетом...

Я вам говорю о модели формирования бюджета в советский период! Так же было во многих городах и весях Европы и США. И там местные власти были заинтересованы в участии граждан и их общественных объединений именно в бюджетной и межбюджетной политике, в контроле за средствами бюджета (почему они и воспринимаются общими) снизу...

А вот та модель организации местной власти (по недоразумению названная «местным самоуправлением»), бюджетных и внебюджетных отношений (с Москвой в качестве Древнего Рима), что была изобретена в конце 90-х годов без низового уровня бюджетных отношений – районов, всего только с 20-ью депутатами гордумы, избираемых в 20-ти округах 900 тысячного города («плюс» 25 депутатов-партийцев), обеспечивает «мутную воду» для коррупционеров во власти, воров и полностью безответственных политиков! В «нулевые годы» и позже эта система оформилась как пресловутая «вертикаль», забетонированная от участия жителей-собственников, налогоплательщиков, избирателей...

Что можно сказать на общественных слушаниях по бюджету в укрупнённых показателях с многомиллионными суммами на жизнеобеспечение почти миллионного города? Кому? И зачем? Нужна другая система организации городской власти (некий «План «Б»), которая бы создавала условия для полноправного и полноценного участия жителей в «общем деле» – в первую очередь в проектировании бюджета города – адресного по каждой позиции, полностью открытого для контроля и участия.

А в нынешней игре, или заигрывании партии власти с народом, с людЯми, я сомневаюсь, что кому-то нужно, чтобы на публичных слушаниях по бюджету города, подготовленного в традициях партии «Единая Россия», звучали подобные этим рассуждения.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=6122019124940&oldnumber=816