Официальный сайт
|
|
Александр СВЕШНИКОВ
В 2004 году «Новая газета» с помощью известного специалиста по конституционному праву профессора Михаила Краснова подготовила публикацию текста Конституции РФ, в котором жирным шрифтом были выделены те статьи и фрагменты, над которыми нависла реальная угроза исчезновения. Издание получило название «Красная книга. Конституция Российской Федерации».
Четыре года (с 2004 по 2008) – срок оказался достаточным, чтобы убедиться, насколько прозорлив был ученый, отметивший «красным цветом» вымирающие статьи Основного закона Российской Федерации. При этом важно было помнить, что, согласно Конституции, ее гарантом является высшее должностное лицо – президент страны, который при вступлении в должность приносит народу присягу, клянясь «уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации». С 2000 года эту должность занимал Владимир Владимирович Путин. Именно эта ключевая фраза статьи 82 в 2004 году, по истечении первого срока президентства Путина, была выделена «красным цветом». Сегодня же, когда попрание прав и свобод человека и гражданина в России стало системой, в которую втянуты все ветви власти, включая правоохранительные органы, прокуратуру и суды, ясно, что это пророчество ученого, к сожалению, сбылось.
Вот что произошло за следующие четыре года (с 2004 по 2008 гг.) с другими статьями Конституции, вымирание которых профессор Краснов, наблюдая тенденцию в действиях представителей высшей власти, предрекал в 2004 году.
Так, уже в 2008 году нельзя было утверждать, что Россия, как записано в статье 1 Конституции – «демократическое федеративное правовое государство», поскольку в стране были уничтожены или существенно сужены основы демократии, а само слово, которое в принципе не терпит никаких определений, трансформировалось в «суверенную демократию» – наподобие коммунистической «советской демократии» (многие помнят, что подлинно демократического там ничего не было).
Например, в Конституции «покраснели» свободные выборы и право каждого гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Отменены всенародные выборы глав субъектов Федерации. Фактически нет возможности для проведения федеральных референдумов. Выборы в Государственную Думу и региональные парламенты проходят по системе, согласно которой, чтобы претендовать на депутатское место, гражданин должен быть членом какой-нибудь партии. А нормами нового закона о политических партиях механизм создания и регистрации партий лишил многих возможности учредить новую общественно-политическую организацию.
Создание и укрепление вертикали государственной власти и «отмена» разделения властей сделали возможным возникновение в России «полицейского режима» – репрессивного аппарата, занимающегося борьбой с инакомыслием. Митинги и шествия с выражением недоверия президенту и правительству подвергаются насильственному разгону силами ОМОНа и спецслужб. В 2006 году летом по всей стране прокатилась операция «Заслон», в ходе которой незаконными методами, нарушая конституционные права граждан, силовики препятствовали поездке участников антисаммита в Санкт-Петербург. В стране появились политзаключенные, главным из которых можно считать Михаила Ходорковского.
Таким образом, можно констатировать, что уже во время первого срока президентства В. Путина стало систематически нарушаться конституционное право граждан собираться и проводить мирные демонстрации и митинги и право объединяться в общественно-политические движения и партии. А посему абсолютным рудиментом выглядела уже на тот момент статья 2 Конституции, где записано, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Более всего подверглись фактическому «уничтожению» статьи раздела Конституции «Права и свободы человека и гражданина». А именно.
Статья 21: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению». О многочисленных фактах физического насилия, применяемого в отношении безоружных пикетчиков, демонстрантов и митингующих, а также задержанных, сегодня знают все, хотя подчас доказать это бывает трудно.
Статья 24: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы». Ждать, когда компетентные органы дадут информацию или познакомят с материалами, касающимися твоих прав и свобод, можно годами, нужно для этого великое терпение и мужество, поскольку сегодня это уже борьба не с отдельными прокурорами или следователями, а с целой системой, где высокие должностные лица покрывают друг друга.
Статья 29: «Каждый имеет право свободно искать, получать передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Кто не знает случаи ареста тиражей законно отпечатанных изданий, задержания распространителей газет, воспрепятствования распространению печатных изданий и т. п.
Статья 32: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления». После отмены графы «против всех» этого права лишены те, кто не может выразить свое отношение к кандидатам, если их не устраивает ни одна из выдвинутых кандидатур. А желающие быть избранными находятся в положении верблюда, которому нужно пролезть через игольное ушко. В итоге мы имеем региональные парламенты, где все места занимают представители большого бизнеса, для которых мандат депутата – удобное решение своих финансовых проблем.
Убедившись, что профессор Краснов верно спрогнозировал судьбу большинства выделенных им фрагментов, в 2008 году мы провели собственный анализ текста, дабы посмотреть, какую Конституцию оставлял нам В.В. Путин перед своим избранием на новый срок, то есть насколько согласуются с нынешней правоприменительной практикой те статьи, которые 4 года назад еще не были тронуты тлением. И, к великому сожалению, мы должны констатировать, что «покраснение» Конституции РФ продолжалось. По крайней мере, нами было отмечено около десяти фрагментов и статей, прямое действие которых не только было поставлено под большое сомнение, но подчас и вовсе не реализовалось.
Так, вряд ли уже в 2008 году можно было со всей определенностью сказать, что, как того требует п. 2 статьи 4, «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации», а, в соответствии со статьей 10 Основного закона, «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». В пользу первого говорят многочисленные нарушения на местах, когда, во имя защиты интересов представителей власти, дела решаются не по законам, а по понятиям. В пользу второго – поражающая воображение «согласованность», с какой порою действуют ветви власти, напрочь забывая о своей взаимной «разделенности».
Более серьезно обстояло дело с п. 3 статьи 13: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность». Этот фрагмент приказал долго жить еще во времена принятия новой редакции Закона о политических партиях, где созданию общественно-политических организаций поставлены такие препоны, что неудивительно, как стремительно сужалось в пользу партии «Единая Россия» российское политическое поле – как по количеству партий, так и по их идеологическому разнообразию.
И совсем плохо уже в 2008 году обстояло дело с теми статьями Конституции, где гражданам России гарантируются права и свободы. К упомянутым выше «покрасневшим» фрагментам прибавлялись новые. Например, п. 1 статьи 14 утверждает, что «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». На деле же мы видели, как власть, в тщетных поисках национальной идеи, зачастую открыто поддерживала притязания на монополию так называемой «традиционной религии» и закрывала глаза на противоправные проявления по отношению к иным конфессиям. Отсюда – имеющие до сего времени место примеры нарушения статьи 28, где записано, что «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Наконец, реальные изменения коснулись нескольких конституционных статей, закрепляющих «права граждан на свободное публичное выражение мнений». Появились примеры преследования за мнения и убеждения (количество «политических заключенных» стало измеряться десятками, а списки так называемых «неблагонадежных» – сотнями), хотя п. 3 статьи 29 Конституции РФ гласит: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». Не говоря уже о ставших систематическими по всей России запретах на шествия и митинги – вопреки статье 31: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
С избранием в 2008 году нового президента появилась надежда на то, что Д.А. Медведев исправит ошибки своего предшественника и не превратится в «клятвопреступника». Увы, только одно событие (предложение Медведева об увеличении срока полномочий президента и парламента) развеяло эти надежды.
Продолжая следить за «покраснением» Конституции, 12 декабря 2011 года, в День Конституции, мы с огорчением приходим к следующим выводам.
1. «Покраснение» Основного закона Российской Федерации продолжается. Сегодня уже нельзя с уверенностью утверждать, что, как записано в статье 3, «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», поскольку именно в последнее десятилетие, вопреки статье 4 («Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону»), власть в государстве принадлежит не Его Величество Народу, а олигархически-бюрократическому клану, политическое сопровождение которому в этом процессе обеспечила профсоюзная организация чиновников (она же – клуб по интересам) под названием «Единая Россия».
2. Именно эта антинародная и антиконституционная власть разрушила прописанное в Конституции положение статьи 5 о том, что «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации» (чего стоит один пример – Чечня и Северный Кавказ в целом, другой – Татарстан). Именно эта власть привела к тому, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (статья 7) превратилось в страну, где установлен особый, противоречащий Конституции государственный строй (интересно, куда смотрит ФСБ?) – бюджетный капитализм, когда собираемые налоги (наши с вами, то есть народные, деньги) по-бандитски распиливаются (разворовываются, уводятся в тень, в оффшоры, за рубеж и т. д.), где повсеместно нарушается статья 8: «1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».
3. Примеров тому, как нарушаются права собственников, несть числа. Причем делается это (особенно когда власть проводит широкомасштабную кампанию, например, по ликвидации объектов уличной торговли, наплевав на закон) вопреки конституционной норме, прописанной в статье 35: «1. Право частной собственности охраняется законом. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
Причем, оказавшиеся в таком положении, зачастую не находят понимания не только в правоохранительных органах и прокуратуре, но и в судах, хотя в Коституции есть статья 46, где «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
4. Как и 10 лет назад, на заре правления В.В. Путина, продолжается нарушение конституционной статьи 22: «2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов». Нарушение этой нормы мы наблюдаем и сегодня – особенно во время проведения массовых акций, когда задержание участников продлевается на сроки, значительно превышающие установленных законом, не говоря уже о нечеловеческих условиях, в которых содержатся задержанные.
Правозащитниками отмечаются и систематические случаи применения чрезмерного физического насилия – как во время задержания, так и в помещениях временной изоляции задержанных. Хотя статья 21 Конституции гласит: «2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».
В нынешних социально-политических условиях, когда есть реальная опасность установления в России авторитаризма (в особенности если следующим президентом страны станет ее бывший президент, то есть В.В. Путин), российский народ должен не только вернуть себе конституционную власть, но и избрать достойного лидера страны, истинного, а не марионеточного гаранта Конституции, поскольку история показала, что такой стране, как Россия, противопоказано быть монархическо-президентской, если только нет полной уверенности, что царем станет новый Александр II, первым секретарем правящей партии – Н.С. Хрущев, а президентом – М.С. Горбачев или, на худой конец, Б.Н. Ельцин.
«Богатей», № 43 (601) от 15.12.2011 года
Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=14032020224822&oldnumber=819