"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 4 (822) от 15.05.2020

К 30-летию МСУ в России и в Саратове

За 30 лет Саратов из культурного, научно-производственного, аграрного центра превратился в полную самоуправляемую коррупционную Жопу по всем показателям...

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

В годы горбачёвской перестройки советские люди впервые узнали, что в числе других демократических ценностей есть и такое как «местное самоуправление». Во многих странах особенно в послевоенный период всё большая часть государственных полномочий стала передаваться вниз — в города и другие поселения, на уровень муниципалитетов. Тенденция эта подвигла и наших государственных мужей, политиков – проектировщиков перестройки к тому же, благо в российской истории уже были примеры самоуправления, такие как копы в древнерусские времена, новгородское вече, земские соборы и земства, зарекомендовавшие себя в реформах Александра II.

На мой взгляд, советская власть была передовой моделью системы государственного управления, в которой довольно эффективно осуществлялась обратная связь до уровня максимально близкого нуждам, потребностям и интересам людей, жителей городов и весей. Другой вопрос что эта модель находилась в руках тоталитарной вездесущей партии. Но и эта партия к концу 80-х годов, когда всё отчётливее проявлялся политический кризис, наконец-то признала необходимость радикальных перемен, названных «перестройкой», путём демократизации политических, экономических, общественных отношений. Были приняты принципиально новые законы, по новому стала формироваться представительная ветвь с по-настоящему альтернативными выборами народных депутатов сначала СССР, а потом РСФСР и местных уровней. Чтобы сделать работу местных органов власти более эффективной в конце апреля 1990 года Верховным Советом по результатам общенародного обсуждения был принят Закон «Об основных началах организации местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Этими новациями в значительной мере преодолевалось недоверие граждан к государству, а оно было не меньшим чем сейчас. Был сделан шаг в передаче значительных полномочий по жизнеобеспечению городов и сельских территорий областным, городским, районным советам народных депутатов. Даже на уровне районов советы н. д. были полноправной и полноценной властью! Чиновники исполкомов (нынешних администраций) становились простыми исполнителями воли депутатов, многие из которых уже не были мафиозно повязанными с партией власти. И в помощь этим новым политикам-депутатам новый закон давал и новые инструменты. Одним из которых явилось ТОС (территориальное общественное самоуправление).

Ещё в 1988-89 гг. о необходимости «перевернуть пирамиду власти» с тем чтобы её грань «с народом, жителями, избирателями» оказалась выше вершины номенклатурной части «с секретарями и инструкторами» заговорили в печати: А.И. Солженицын, Н.И. Травкин и другие известные люди, появились и сторонники объединения жителей из разных уголков Союза. В их числе был и я, инженер предприятий ВПК, рабкор газеты «Коммунист».

Мы, подвижники ТОС из разных поселений страны, каким-то образом (тогда ведь не было компьютеров, интернет) стали находить друг-друга, делиться своими мыслями, позициями, законотворческими наработками по уставам ТОС, по полномочиям местного самоуправления (МСУ), пытаться вовлечь в участие своих соседей, активных жителей из разных микрорайонов города Саратова, в частности. Свои идеи мы пытались обнародовать в СМИ, участием в политических акциях – в феврале 1990 г. в Саратове прошло три мощных митинга, на которых тысячи горожан требовали от Горбачёва, и 1-го Съезда народных депутатов СССР «ускорения» политических и экономических процессов, на предвыборных площадках – в марте того же 90-го прошли выборы нардепов РСФСР, областного, городского и районных советов.

Уже до того, став членом Домового совета ЖЭУ-18, я видел несовершенство избирательной системы, в которой депутатами разных уровней для жителей моего и других округов, становились представители каких-то предприятий, не живущие среди нас – в наших домах, кварталах, микрорайонах. Я попытался выдвинуться кандидатом именно по месту жительства в городской совет н.д., что было сделать практически невозможно. Насколько я помню, в Саратове только 4% от разноуровневых кандидатов были выдвинуты по месту жительства и 2% стали депутатами. Собственно не было полноправных общественных структур, которые могли бы выдвинуть кандидатов, а в дальнейшем обеспечить их работу и отозвать если нужно. О моей борьбе с местечковой бюрократией накануне выборов дважды писала газета «Заря молодёжи». На работе, где я тоже выступал за неформальное (не из директорских прихвостней) создание СТК (советов трудовых коллективов) мне пришлось уйти и стать по сути профессиональным политическим-профсоюзным-общественным деятелем, журналистом, становилось работать невозможно. Сотни моих заметок и статей во многих появившихся в ту пору газетах были посвящены проблемам города и его территорий, критике власти и местному самоуправлению. Я стал инициатором и одним из руководителей Террриториального совета общественного самоуправления (ТСОС) «Центр» Кировского района. Его созданию и работе содействовали депутаты «университетской группы» В.Н. Ерёмин, В.М. Смирнов, а также облдеп Л.П. Кац. Десятки жителей микрорайона за почти 15 лет работы входили в состав нашего Совета, с июня 1990 года начала выпускаться газета-самиздат «Житель Саратова» (выходила в течение 27 лет!) был разработан интереснейший проект по созданию на базе ТСОС «Центр» экспериментального муниципального округа, в который включились жители, депутаты, предприниматели, представители местных структур партий... Проект закончился с ликвидацией советской власти в октябре 1993 года.

А к 1991 году подобных нашему объединению ТОС – К (комитеты)ТОС в Саратове было уже 8-9 и число их за 2 года росло до 20 и более – КТОСы: «Солнечный» (В. Толдонов, В. Поляев), «Смирновскоу ущелье» (В. Кобец, Н. Арзуманова), «Елшанка» (В. Губкин), «Мирный» (Н. Николаев)... Летом 91-го было создано общегородское объединение КТОС – «Ассоциация самоуправляемых территорий города Саратова» (АСТ), которую патронировала комиссия Горсовета н.д. под руководством А.Э. Джашитова. В 1993 г. он и возглавил её и является руководителем АСТ, кажется, и cейчас.

На мой взгляд, всё подвижничество в территориально-общественном и местном (городском) самоуправлении закончилось с ликвидацией советов народных депутатов. И это моя позиция, которая многолетне отвергается официальным, так называемым «местным самоуправлением» вместе с АСТ, Джашитовым и всеми прочими «моими коллегами».

Как известно после ликвидации советов ещё года два просуществовали комитеты по реформированию органов власти и местного самоуправления. Этот период я называю инерционным, когда ещё сохранялась хотя бы видимость самоуправления, основанного на участии жителей и на схеме финансирования ТОС в установленных Горсоветом н. д. процентах от нескольких видов местных налогов и сборов. Здесь следует заметить, что, кажется, в 1992 году был принят, фактически мало что определяющий, Российский Закон о МСУ.

А вот в 1996-м Госдумой РФ был принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Несмотря на то, что одновременно проектировалось три концепции закона: «общественная» (её позиции, кто помнит, были изложены на пленарном заседании Госдумы РФ в 1995 г. Солженицыным А.И.), «правительственная» и «президентская». Первая была отброшена (несмотря на овации депутатов писателю только что вернувшемуся из эмиграции), две последних объединены в один «чиновничий проект», который и стал рамочным федеральным законом – примером и если хотите клише для всех «проектировщиков» региональных законов и местных актов по МСУ, включая Уставы городов и весей. На этом (включая ещё Законы: «о государственной и муниципальной службе», выделивший бюрократию как новый ведущий класс, «о передаче фонда социального страхования государственным структурам», что убило зародившееся профсоюзное движение, и т. п.) и была поставлена точка в надеждах на демократические преобразования в России. Бюрократия взяла реванш!

Всё о чем я здесь пишу – о своём опыте становления первых ростков местного самоуправления и новых форм гражданского участия – мной реально выстрадано. Встав на путь подвижничества, каждый новый планировавшийся шаг обрастал новыми идеями и делами. Идея создать ТОС на территории 5-ти (позже прибавилось ещё два) избирательных участков потребовала информационной обеспеченности моих и присоединившихся ко мне жителей из числа тех, что выдвигали меня в депутаты. Разработав Устав и регламент работы ТСОС «Центр», нам нужно было вовлечь в процесс его создания активных жителей с территории с населением более 10 тысяч. Пришла идея не просто размножить проекты наработанных учредительных документов, а выпустить газету. С перспективой в планах, назвали простенькую, набранную на пишущей машинке и размноженную на ротапринте в количестве тысячи экземпляров, «Житель Саратова».

Пробивая бюрократические преграды, препятствовавшие объединению жителей в новые формы, нужно было искать союзников среди местных политиков и несколько членов нашего оргкомитета вступили в только что начавшую создаваться Демократическую партию России. И ТСОС «Центр» несколько позже стал базой для областной организации ДПР. Понимание того, что работа органа ТОС должна быть обеспечена хотя бы какими-то ресурсами было принято решение о вступлении в первый в Саратове альтернативный ВЦСПС профсоюз Кооператоров РСФСР. Зарождавшееся предпринимательство также стало нашим союзником. 24 апреля 1991 года ТСОС «Центр» Кировского района был, как положено, зарегистрирован в качестве юридического лица. На создание этой общественной структуры у меня и моих сторонников ушёл почти год!

Разраставшиеся революционные настроения в обществе привели к коренному изменению политического устройства государства, включая местную власть, привели к созданию новых экономических форм и структур политического участия. Создание ТОС, участие в новом партийном и профсоюзном строительстве, на мой взгляд, было дело государственной важности.

В том же 1990-м, избранные на альтернативной основе депутаты, избирают Председателем Моссовета Г.Х. Попова, который в понимании что ждёт страну, начинает программу по изменению административно-территориального деления столицы. После её исполнения 36 районов 10-миллионного города были ликвидированы. Появились 9-ть административных округов, 128 муниципальных районов, что в значительно приблизило местную власть и систему управления городом к жителям. На сравнительно небольших территориях появлялась возможность организовать полноправное самоуправление с советом депутатов и управой, как исполнительным органом.

Какие бы оценки сейчас не давали вопросам организации МСУ в столице, модель устройства городского управления («само» вынесем за скобки) является положительным примером, обеспечившим городу управляемость и определённые возможности жителям для гражданского участия и подвижничества. Работа Моссовета от стадии проектирования до утверждения новой схемы со всеми сопутствующими этому сложному процессу согласованиями и законодательным оформлением, велась до конца 1993 года. Многие наработки Моссовета, бывая в то время почти еженедельно в Москве, я привозил в Саратов и распространял среди лидеров саратовских отделений разных партий и движений. Так же популяризиовал идеи Явлинского и его «Эпицентра», Травкина, когда он стал главой Шаховского района Московской области и пытался там создавать МСУ и новые экономические схемы...

А что в Саратове, может быть кто-то из местных политиков – коммунистов и новых демократов вынашивал идеи организации городского самоуправления, которое могло бы создавать условия для закрепления новых конституционных (после 1993 г.) прав и свобод?

Просидев в разноуровневых Комитетах по реформированию органов государственной власти и местного самоуправления, представители старой коммунистической и новой (какие там к чёрту «демократы!») номенклатуры так и не родили абсолютно никаких идей, проектов и решений для становления и развития МСУ в Саратове. По «наезженному советскому пути» бюджет города и его консолидированную часть в инерционный период формировали, названные теперь мэрами Китов, Маликов, Аксёненко, а также «старые» главы районов, заменённые на новых людей. В скором времени районы лишились бюджетных полномочий и своих представительных органов. Новая местечковая власть созданная по новому ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 1996 году напрочь уничтожила роль жителя-избирателя в возможности участвовать в управлении городом, в котором районы стали беспредметной декорацией, избрание депутатов Городской думы шло в 31-ом (позже в 21, в 20 округах) «плюс» назначенцы от партий. Бюджет, лишившись «своей» низовой, наиболее близкой нуждам, потребностям и интересам жителей части, перестал быть продуктом общественного участия при проектировании и заинтересованного контроля при исполнении. При советской власти бюджеты районов просчитывали расходы до «рубля с копейками».

За все эти годы были какие-то проекты, варианты, отстаиваемые коммунистами, демократами, патриотами позиции по организации МСУ в г. Саратове? Принятый в 96-м году «рамочный» правительственно-президентский закон просто переписывался депутатами областной думы и тиражировался уже как региональный закон. Затруднение для местечковой бюрократии составляло то, что новый закон требовал разработки Устава муниципального образования и утверждения его через референдум, но наши руководящие товарищи Аяцков, Володин, Аксёнеко легко вышли из положения создав Редакционную комиссию по Уставу города Саратова во главе с юристом тов. Ландо, ещё одним юристом тов. Лукашовым и разномастной общественностью где-то человек из 30-ти, в числе которой был и я, пытавшийся...

А потом утверждённый проект Устава был отдан для подготовки к печати редактору газеты «Саратовская мэрия» тов. Макарьеву – в издательство для тиражирования, насколько помню в 250 тысячах экземпляров... И исчез. Ни один саратовец не получил этого номера газеты, никто его не видел из горожан. Тем не менее, было заявлено Москве о состоявшемся референдуме по уставу и проведённых выборах в первый состав Городской думы. Следует заметить, что к этому моменту не прошло и года как Губернатором Саратовской области был назначен тов. Аяцков, который в свою очередь назначил мэром областного центра тов. Аксёненко (и вице-губернатором тов. Володина), а тот в свою очередь назначил новых глав 6-ти районов Саратова. Так вот те «ставленники» новой власти, не мудрствуя лукаво, пошли на выборы в гордуму и ещё неизвестные избирателям ни в лица, ни по фамилиям – вдруг все победили в своих округах! Только через суд потом удалось унять их политическую сверактивность – главы исполнительной власти в районах не могли быть ещё и депутатами!

Вот так в Саратове и других муниципальных образованиях устанавливалось местное самоуправление – по типу продразвёрстки! Следует заметить, что единственная попытка противостоять изначальной бюрократизации МСУ в нашей области, а возможно и во всей России, была предпринята командой облдепа В. Мальцева, которая разработала свой Устав Энгельсского муниципального образования и пошла на выборы со своими кандидатами в 18-ти избирательных округах. Забили, не дали, сделали так, что в последний момент все другие кандидаты снялись с выборов – разве можно терпеть безальтернативность-то..?

ТОСы в Саратове ещё долгие годы были использованы в качестве своеобразной ширмы прикрывающей полную никчёмность, созданной бюрократическим реваншем системы МСУ, их руководители и бухгалтеры получали гранты на своё содержание и были практически безучастны в реальной общественной жизни. Актуальные для советской власти, стремившейся сделать жителей разных микрорайонов города своими партёрами участниками, КТОсы стали «маслом масляным» - местное самоуправление, как вам не покажется удивительным – создано в наших городах и весях по инициативе жителей! ТОС, и тоже по закону создаётся по нашей жн с вами инициативе, которая оказывается так и прёт из жителей и бюрократов – организаторов МСУ!

Оказывается, что всё в нашем городе, что творят и натворили – инициировали мы, жители, избиратели!

И вот так живём в своём Саратове, который из культурного, научно-производственного, аграрного центра за эти 30 лет превратился в полную самоуправляемую корруционную Жопу по всем показателям... Живём по уготованной нам схеме.

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=25062020152044&oldnumber=822