"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 5 (823) от 15.06.2020

Вновь от бригадного подряда к подневольному труду

С такой организацией труда и жизни нам даже до прошлого всегда будет далеко-далеко...

Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ

Уже второй месяц городская служба ведёт благоустройство улицы в квартале, где я живу. Начали с вырубки значительной части деревьев: тополей, клёнов, вязов, при этом вырубили несколько вполне здоровых, которым требовалось разумное кронирование, а оставили некоторые деревья с очевидными признаками гниения на срезанных стволах и ветвях. Но по поводу вандализма при массовом уничтожении зелёных насаждений в Саратове не прошёлся, наверное, только самый ленивый блогер. Я немного о другом.

Полвека назад, учась в Политехническом институте, мне приходилось работать дорожным рабочим на предприятии «Горкомхоза» и сейчас, волей-неволей присматриваясь к работе бригады подрядчика ООО «Автодорожник», сравнивать. В 60-е в бригаде числом человек в 10-12, как и сейчас, было 3-4 мужика, остальные женщины, «подружившиеся» с лопатой ещё девчонками в войну и так, сбивавшим руки на щебёнке, до пенсии. С бригадой постоянно был мастер, при выполнении ответственных работ на центральных улицах, почти неотлучно находился и прораб. Наезжали начальник участка, главный инженер ДСУ. Нередко на объект приезжали, поглядывая из тенька, представители заказчика – УКСа Горисполкома, а то и начальники по круче – на чёрных «Волгах». Рабочие летом работали весь световой день, далеко не каждое воскресенье было нерабочим, субботы летом практически все были рабочими днями. Подобная организация труда была характерна не только в горкомхозовских структурах и дорожных организациях, но и для всей строительной отрасли, да и вообще для всей социалистической системы.

Позже, я работал и в серьёзных строительных организациях, с более продвинутой организацией труда – даже сетевые графики пытались применять, разрабатывали технологические стандарты, делали «фотографии рабочего дня», но в основе производства оставался, как того хотели или не хотели, в общем-то «подневольный труд» с цепочкой понуждения в лицах: бригадир – мастер – прораб (начальник цеха) и т. д.

Управленцам государственной сферы (а она на 99% была замкнутой сферой) нередко оставалось только завидовать «армянским артелям», бравшим подряды на новое строительство и ремонт социальных объектов в основном в сёлах и районных центрах.

Уже в 80-е веское слово в организации строительного производства сказал бригадир подмосковных строителей Н.И. Травкин, ставший подвижником «бригадного подряда». Новый метод отвергал прежнюю практику со всей её иерархией. Договор подряда становился главным инструментом работы самоорганизующейся структуры, заинтересованной в эффективности всего процесса производства: от подготовки строительства до сдачи объекта «под ключ». Тогда же мы узнали и о легендарном кооперативе «Печора» В.И. Туманова, опыт которого исходил ещё из артельной золотодобычи. В принципе тот же бригадный подряд.

Казалось, что после 91-го года новации подвижников в организации эффективного производства бесспорно станут нормой в жилищном, дорожном строительстве, в ЖКХ и в других отраслях. Отнюдь...

Конечно же, я не в первый раз задумывался по заданной самим собой теме, но вот наблюдаемые работы по благоустройству одного участка улицы привели к выводу, что в плане организации дорожных работ мы не двинулись с места ещё с советских времён. Нам даже до Травкина далеко!

Поочерёдно несколько соседей по улице, с которыми мы иногда делимся впечатлениями о изменениях, происходящих во время так называемого «благоустройства» у наших домов, поделились со мной своими оценками – рабочие-дорожники работают даже по советским меркам плохо. Работы начинаются не в семь и даже не в 8 часов утра, а лишь после 9-ти. 50% времени занимают посиделки большей части бригады из полтора десятка человек. Как и в стародавние времена, на объекте угадываются: бригадир, мастер, прораб, периодически приезжают, судя по всему, разночинные начальники...

Заинтересованного труда рабочих нет! Хотя в сравнении с прошлым, когда трое рабочих переносили на ломике каждый бортовой камень иногда на несколько десятков метров, такого нет. Довольно практичная красивая униформа выгодно отличает нынешних дорожных рабочих от их коллег из 20-го века. Сейчас техника, особенно юркие бобкары, значительно ускоряют и облегчают все процессы по созданию основания, по перемещению материалов, бортового камня, по укладке асфальта... На небольших тракторах чудодейственная оснастка – то ковш, как у экскаватора, то нож, как у бульдозера, и даже бур, выкорчёвывающий пни... По взгляду умудрённого опытом обывателя все работы на участке при заинтересованной работе бригады могли бы быть выполнены в два раза быстрее.

Смотрю на всё, что вокруг «благоустройства» на моей улице, и всё вызывает только критическую реакцию. Выставили было на углу улиц щит с так называемым «Паспортом объекта», который мало что объясняет: «1-й этап программы благоустройства г. Саратов, срок окончания работ 31.05.2020, подрядчик ООО «Автодорожник» с телефоном начальника участка»... Я понимаю, что именно так в 21-м веке проводится паспортизация дорог, домов и прочего в муниципальном хозяйстве, но ведь какой-то долбоёб-юрист, наверное, такое придумал..! Это если б так составлялась амбулаторная карта, в ней кроме ФИО и телефона тёщи ничего бы не было – ни возраста, ни анамнеза, ни результатов анализов, ни сведений о прописанных врачом лекарств и процедур. Я даже не спрашиваю: есть ли проектно-сметная документация с заключениями экспертов по состоянию выкорчёвываемых деревьев, есть ли проект организации работ с графиками, есть ли специалисты, способные постоянно отслеживать опыт и влиять на эффективность работы. Подрядчик есть, а кто заказчик? Мэрия по поручению городской думы, за которой стоят избиратели- жители Саратова? Кто-то видел хоть одного депутата, как представителя заказчика на десятках «благоустраиваемых» территорий города?

Чем дальше мы идём по 21-му веку, тем большее число людей ностальгирует по советскому прошлому, в котором был не только тот же как и сейчас подневольный труд, но и проектировался двухуровневый бюджет города, работали контролирующие органы – не с тем, чтобы обязательно наказать, но с тем, чтобы учитывать и развивать опыт эффективной работы, тот же бригадный подряд..!

Социализм как бы кончился по результатам революции-переворота 1991-93 гг., но что же строится-то? Если мы пустились вслед за цивилизованной Европой и Америкой, то где конкуренция, даже не в политике, а в конкретной производственной деятельности, где открытость планирования и исполнения бюджетов, прозрачность затрат? Где передовая организация труда с заинтересованным участием работников..? Где подвижники и примеры..?

Куда не кинь взор - медицина, допустим: врачи, медсёстры, нянечки, препараты, медтехника и прочее, несмотря даже на убогое состояние наших больниц, не сильно проигрывает Западу. Проигрывает ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ! Возьмите образование и школьное и высшее... При всём прочем проигрывает ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ! Проигрывает ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖКХ, ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПАРАВЛЕНИЯ..!

Именно за организацию отвечают не избиратели, жители, а разночинцы от кремлёвских небожителей до толпящихся вокруг губернатора и мэра «специалистов», «советников», «экспертов», «менеджеров», которых на «сдавшийся» различным напастям Саратов дивизии, полки и батальоны!

С такой убогой организацией труда и общественной жизни нам всегда будет далеко-далеко до Травкина, Туманова, академика Фёдорова и их времени!

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=13072020162426&oldnumber=823