"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 10 (839) от 09.11.2021

Трагедия саратовской гостиницы «Россия» как символ всего, что сегодня происходит с одноименным государством (окончание)

С первыми двумя публикациями цикла статей Юрия Чернышова, опубликованного в 2010 году, можно ознакомиться в предыдущем материале.


Кто и как «надзирал» за «Россией»


Юрий ЧЕРНЫШОВ

Отдельная страница многотомной детективной истории здания бывшей гостиницы «Россия» – это и история участия в эпопее надзорных органов. Органов самого разного рода – от служб электробезопасности, пожарных, ГО ЧС и до служб прокурорского надзора. История взаимодействия всех этих служб, – это рассказ, по которому, как на модели, можно изучать методы и способы деятельности, а равно и бездеятельности этих служб, а также органов управления, самоуправления, а вернее сказать, – самоуправства.

До чего же все эти органы любят надзирать друг за другом и грозить друг другу карами. И каждая надзорная инстанция ссылается на законы – будто у нас их множество для одного и того же случая. Но, может, так и есть? Ведь на случайно же говорим: закон, что дышло…

Когда разбираешься в документах, посвященных злосчастной гостинице «Россия», кажется, что от фантастического количества переписки можно лишиться здравого рассудка. Иногда даже мелькает мысль, а в здравом ли уме все те руководители, начальники и начальнички, которые эти бумаги сочиняют и подписывают, наверняка понимая (или уж совсем ничего не понимая?), что ровно ничего своим действием равносильным бездействию, они не изменят? Неужели формальная необходимость сочинить отписку, – это и есть «здравый ум»? И сколько же такого «здравого ума» еще надо, чтобы устроить окончательную катастрофу на ладан дышащего сооружения? Уже практически ясно, что нынешнее поколение постсоветской власти решить проблему гостиницы «Россия» не в состоянии. Она – эта власть – будет делать то, что безопасно для себя. То есть выпускать постановления, предостережения, распоряжения до тех пор, пока гостиница в силу какой-либо стихии (ею может стать проливной дождь, к примеру) не рухнет. Видно, только тогда, в силу чрезвычайных обстоятельств и неизбежности действий, властью будут наконец-то приняты реальные меры. До тех пор все распоряжения-предостережения необходимы были лишь для того, чтобы отвести вину от своей головы. Не более. И потому сейчас бюрократическая переписка представляет лишь детективно-литературный интерес. С целью понять: кто, как и с какой степенью изощренности отводит от себя удар, обязательный при неизбежном расследовании будущей катастрофы, возможно, при уголовном расследовании обстоятельств обрушения здания и возможной гибели людей.

Пропустим век XX. Его завершение напоминало бедлам в масштабе государства, простим ему, грешному. Однако для гостиницы «Россия» (уже бывшей гостиницы) бедлам только начинался. Он завершился актом обследования здания от 16 октября 2000 года комиссией Госархстройнадзора и обращением начальника этого ведомства С.И. Дрождина в Управление по ГО и ЧС с просьбой, во избежание возникновения чрезвычайной ситуации с угрозой для жизни людей, оказать содействие в прекращении дальнейшей эксплуатации аварийного здания.

Начало XXI века. Построение вертикали власти и упований на то, что законность начнет торжествовать, Россия «поднимется с колен», а проблема «России» решится. Именно так хочется воспринимать первые документы 2001 года, имеющиеся в нашем распоряжении. Управление по делам ГО и ЧС первым, как ему, видимо, и положено забило тревогу. В Обращении от 11 декабря 2001 года начальника управления по делам ГО и ЧС города Саратова полковника А.А. Матвеева к председателю комитета по управлению имуществом города Саратова А.Н. Суетову строго указано: «На основания закона РФ № 68–ФЗ от 21.12.1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»… Комиссией установлено, что здание находится в аварийном состоянии. Комиссия предлагает:

1. Немедленно прекратить дальнейшую эксплуатацию здания;

2. Произвести отселение жильцов;

3. За непринятие мер виновных привлечь к ответственности».

Как грозно все звучит: «О защите населения…», «немедленно прекратить…», «за непринятие мер», «виновных к ответственности!».

А те, к кому все это адресовано, то есть городское самоуправление в лице председателя комитета по управлению имуществом Саратова господина Суетова А.Н. тут же и вняли? Ну, хотя бы озаботилось ответственностью? Отнюдь! – как говаривал классик постсоветского управления.

Забегая вперед, скажем, что виновных в возможной техногенной катастрофе еще раз указало ГО и ЧС в ответе на запрос редактора газеты «Богатей» через восемь (!) лет – в… 2009 году! В ответе было разъяснено, что ответственность за устранение нарушений в области законодательства в отношении здания бывшей гостиницы «Россия» несет администрация г. Саратова. Которая, в силу решения Комиссии по ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 26 июня 2006 года (более ранние решения всяких комиссий, видимо, стыдно признавать, а, может, они забылось за давностью лет), должна была обязать соответствующие службы города провести работу по отключению аварийного здания от коммунальных услуг, установке защитного ограждения вокруг здания, а также решить вопрос о сносе аварийного здания.

Но вернемся в 2001 год. Шустрость, с какой принимались одно за другим решения, постановления, обращения, прямо-таки доставляет чувство глубокого удовлетворения от мысли, что могут, когда хотят. Беда в том, что хотят, похоже, не дело делать, а круговорот бумаг в управленческом болоте крутить.

18 декабря 2001 года межведомственная комиссии при администрации Фрунзенского района произвела обследование все того же, уставшего от обследований здания «России». А уже 15 января 2002 года вышло совместное распоряжение администрации города Саратова и администрации Фрунзенского района, которым утверждался акт комиссии и излагалась просьба к… Комиссии по чрезвычайным ситуациям о принятии мер по отселению жильцов из аварийного дома! Вы что-нибудь еще понимаете, читатель?

Дальше разгадывая ребус, кто к кому должен бы обращаться, вы, думаю, будете понимать ситуацию все меньше и меньше. Не берусь судить, к какому выводу придете вы, а у меня стало складываться стойкое впечатление, что все эти ответственные службы играют дурочку по взаимной договоренности между собой. Ну, судите сами, что же это получается?

Коли все руководящие службы сделали правильные заключения о том, что здание может рухнуть и придавить людей в любой момент, и отдали нужные распоряжения по предотвращению катастрофы, то, выходит, технические службы города виноваты? Тем, что были обязаны, но не отключили соответствующие коммуникации и продолжали, тем самым, эксплуатацию здания? А где же была, опять-таки, прокуратура, надзиратель наш любимый за законностью, весь этот период между 2001 и 2006 годом?

А в промежуток между этими двумя прямыми указаниями на виновников торжества бюрократического издевательства над способностью городского самоуправления к управлению своим же (по идее) городским имуществом, шумел бумажный поток во всех направлениях, кроме одного – в направлении исполнения грозных предостережений. Но все будто бы только усердно страховались и отводили от себя свою часть ответственности за возможную катастрофу. Прокуратура тоже одна из первых сделала это.

1 июля 2002 года прокуратурой на имя мэра города Саратова было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с неприятием мер по отселению граждан из аварийного здания. Ах, как грозно! Администрация аж присела на корточки от страха! Да так, похоже, в этой позе и осталась. Потому как перед самым новым годом, 27 декабря того же 2002 года, прокурор города старший советник юстиции Е.Ф. Григорьев довел до сведения депутатов саратовской городской думы отрадные, но – увы - совершенно бесполезные сведения, а именно: «в настоящее время прокуратурой города направлено поручение прокуратуре Фрунзенского района провести соответствующую проверку, по результатам которой, при наличии оснований, решить вопрос о привлечении лиц, виновных в разрушении здания, к административной либо уголовной ответственности».

Обратим внимание: 1 июля прокуратурой внесено представление на имя мэра города, а 27 декабря она же направляет поручение Фрунзенской районной прокуратуре провести… далее см. по тексту.

И еще много будет таких, на мой взгляд, несуразных текстов. Должны же мы все-таки определить виновников того, что здание в конце концов рухнет и, дай-то Бог, чтобы катастрофа обошлась без жертв. Но сажать кого-то обязательно надо будет. И посадят, опять же, дай Бог! Продолжим поиски в следующей публикации.

газета «Богатей», № 8 (522) от 4 марта 2010 года


Прокурорские тайны «России»


Юрий ЧЕРНЫШОВ

В эпопее по решению судьбы многострадального здания бывшей гостиницы «Россия» особую роль на всех этапах играла прокуратура. Продолжает она ее играть и сейчас. И, что особенно любопытно, эта роль всегда оказывалась совершенно неэффективной. То есть прокуратура включалась в решение проблем «России» каждый раз, как только администрация города принимала то или иное решение. Не важно даже, каким было содержание того решения.

На любое решение сначала появлялись протесты с той или иной стороны, затем подключалась прокуратура и выдавала представление или давала очередное поручение, которые, как вскоре выяснялось, никем не выполняется, затем снова следовали обращения, снова прокуратура изображала активное вмешательство в установленные ею же факты нарушения того или иного законодательства и т. д.

Проследим судьбу наиболее важных моментов переписки властных структур за несколько последних лет.

Как было отмечено в предыдущей публикации («Богатей» № 8 (522) от 4 марта 2010 г.) 27 декабря 2002 года прокурор города, старший советник юстиции Е.Ф. Григорьев довел до сведения председателя комиссии по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам Саратовской городской думы, что: «в настоящее время прокуратурой города направлено поручение прокуратуре Фрунзенского района провести соответствующую проверку, по результатам которой, при наличии оснований, решить вопрос о привлечении лиц, виновных в разрушении здания, к административной либо уголовной ответственности». Помимо этого, сообщалось далее прокурором города, «в связи с катастрофическим состоянием здания и возможностью его обрушения, предложено незамедлительно решить вопрос и принять соответствующие меры к прекращению использования здания и выселением из него жильцов, арендаторов и собственников нежилых помещений» (орфография сохранена).

Ну и что? А то, что этим поручением дано основание для закрутки новой бюрократической карусели. На то, что уже яснее ясного прокуратуре (катастрофическое состояние, возможность обрушения и пр.), администрациями разных уровней – от Фрунзенской районной до городской – следует радостное «Ага!».

«Ага!» – отвечает Фрунзенская районная администрация за подписью главы администрации района О.В. Фадеева более чем через год – 30 января 2004 (!) года, утверждением акта межведомственной комиссии, признающим то, на что указала прокуратура.

И что? А то, что через полтора года после «Ага!», 15 мая 2006 года, прокуратура Фрунзенского района направляет Представление и. о. главы администрации – мэру Саратова – Ворсунову П.А., в котором напоминает, что комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации г. Саратова решением еще от 16.06.2003 года № 11/20 обязала поставщиков коммунальных услуг (следует перечень) в срок до 20 июня 2003 года провести мероприятия по полному отключению комплекса зданий по пр. Кирова, 18 от питающих сетей тепло-, водо-, газо-, и электроснабжения.

И. о. прокурора Фрунзенского района города Саратова, юрист 1 класса О.И. Пименов, подписавший представление, вновь требует: «В связи с катастрофическим состоянием зданий, возможным самопроизвольным обрушением в целях предотвращения трагических последствий, обязать поставщиков коммунальных услуг (следует перечень) прекратить подачу электроэнергии, тепловой энергии в горячей воде, водоснабжения, газоснабжения в здание, расположенное по адресу пр. Кирова, 18». И не просто требует, но и грозит: «В случае неисполнения законных требований прокурора Вы можете быть привлечены к административной ответственности по ст. 17.7. КоАП РФ».

«Ага!» – в русле правил игры в межведомственные поддавки – немедленно следует ответ администрации города Саратова. Прошло чуть более месяца, а она уже 26 июня 2006 (!) года утверждает протокол за подписью вице-мэра, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и пожарной безопасности администрации города Саратова П.А. Ворсунова, аналогичный по содержанию Представлению прокуратуры. Был в том протоколе и тот самый чрезвычайно важный пункт, который, будь он реализован, наверное, поставил бы уже тогда точку в бесполезном эпистолярии.

Пункт 2 Решения администрации города Саратова № 26 от 26 июня 2006 г. гласил: «Управлению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций города Саратова с целью недопущения чрезвычайной ситуации с аварийным зданием по пр. Кирова, 18 решить вопрос с поставщиками коммунальных услуг (ЗАО «СПГС», ОАО «ВТГК», МУПП «Саратовводоканал», ООО «СГК») в течение десяти дней прекратить подачу электроэнергии, водоснабжения, газоснабжения».

Ни это решение, ни Представление прокуратуры, ни ее угроза не выполнены и до сих пор.

Но почему же городская власть уверенно принимает решения, противоречащие законодательству? По незнанию законов? Однако разве в администрации города нет юристов, разбирающихся в законах? Наверняка есть, причем высокооплачиваемые.

И если, тем не менее, становятся возможными ляпы, на которые выносят протесты прокуратура, то возникают и ходом дела укрепляются подозрения в какой-то игре. Затеянной и продолжающейся уже много лет к вящему удовольствию всех игроков. Одни пишут распоряжения, другие их отменяют, третьи протестуют, суды бесконечно рассматривают (на середину 2008 года в судах находилось, по словам депутата О. Комарова, 7 исков), и это колесо (местного самоуправления – правосудия – прокурорского надзора – снова самоуправления) готово катиться до бесконечности. И не потому ли все это происходит, что угрозы прокуратуры в адрес администрации – пустой звук, лишь острастка?

И закономерно, что 2007 год начался с административной головоломки, напоминающей анекдот.

Постановлением от 12 апреля № 227 ненадолго присевший в кресло главы администрации города Саратова Николай Романов, «на основании протестов прокуратуры от 19 марта №№ 07-02-07/4, 07-02-07/6»…отменил сразу четыре постановления предыдущего мэра г. Саратова. В их числе: от 2 апреля 2002 года № 289 «О дальнейших мерах по использованию здания, расположенного по ул. им. Горького А.М., 32 (пр. Кирова С.М., 18)», и даже от 26 июля 2001 года № 594 «О передаче здания на пр. им. Кирова С.М., 18 на баланс ЗАО «Авангард-Ф».

Странно уже то, что протесты от 19 марта 2007 года принесены на решения 2001 года! Где же был столь бдительный надзорный орган все это время? Да как же, где был? Достаточно прочитать предыдущую переписку, чтобы увидеть, что требовал принятия всех мер для обеспечения безопасности граждан, даже пальчиком грозил. Выходит, что надзорный орган требовал принятия мер на основании незаконных решений городской администрации? Иначе говоря, либо сам не понимал незаконности принятых постановлений и решений и тем самым загонял дело в тупик, либо ведал, что творит. То есть видел незаконность или правовую слабость принимаемых администрацией решений, но закрывал глаза на это ради того, чтобы в будущем иметь возможность опротестовать все разом? Но, в таком случае, это же умышленное затягивание, мягко говоря, решения вопроса. Так или иначе, но дело благополучно загнано в тупик, и даже не вполне ясно благодаря, в том числе, действиям или бездействию прокуратуры?

На публикации и запросы газеты по этому поводу последовали пространные ответы надзорных органов. Ответ в марте 2007 года подтверждал правомерность отмены предшествующих распоряжений администрации (подпись – зам. прокурора города, юриста 1 класс А.В. Пригарова). А в октябре 2008 года начальник отдела по надзору за соблюдением законов в сфере экономики и природоохранного законодательства, младший советник юстиции А.В. Низовцев поставил очередное многоточие. Проведя «проверку обоснованности информации, изложенной в статье «Прокуратура не нашла ответов», опубликованной в газете «Богатей» № 28 от 28.08.2008 года, она, в частности, установила, что: «передача муниципального имущества (8 % площади бывшей гостиницы «Россия», которые сейчас находятся в собственности физических и юридических лиц – Ю.Ч.) указанным лицам Комитетом по управлению имуществом города Саратова осуществлена с нарушением требований законодательства о приватизации». Однако, разъясняет младший советник, «срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года… В связи с чем, обращение прокурора в суд с заявлением о признании недействительным и ничтожных сделок, вытекающих из договоров купли-продажи объектов недвижимости, указанным лицам, в настоящее время невозможно».

Вот оно, оказывается, что! Уж не для того ли понадобилась вся предшествующая переписка, чтобы дотянуть до момента, когда можно будет умыть руки в связи с истечением срока давности незаконно проведенной приватизации? И теперь можно заламывать любую цену за освобождение собственности, составляющей 8 % площади гостиницы «Россия»? Остается лишь предполагать, как распределится выручка от продажи государству незаконно купленной у него же по дешевке собственности.

Если и в этом случае прокуратура ведет речь о соблюдении законодательства по срокам давности, то почему она не использовала этот же принцип при составлении требований по отмене постановлений № 594 от 2001 года и № 289 от 2002 года, о которых шла речь выше. Что, сотрудник прокуратуры г-н Пригаров имеет возможность трактовать законодательство по своему усмотрению?

Интересно, а на эти вопросы прокуратура сегодня может ответить?

газета «Богатей», № 9 (523) от 11 марта 2021 года

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=12112021104707&oldnumber=839