"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 3 (852) от 31.03.2023

Между местью и забвением: концепция переходного правосудия для России

Н.А. БОБРИНСКИЙ, С.М. ДМИТРИЕВСКИЙ

Безнаказанность преступлений стала в России обыденностью. О ней регулярно сообщают средства массовой информации и правозащитные организации. Сотни таких случаев были рассмотрены в международных механизмах защиты прав человека, прежде всего в Европейском Суде по правам человека. Эту проблему признают и представители властей.

Продолжение. Начало см. в № 9 (838) от 22.10.2021

3. Нарушения, совершённые в ходе российско-грузинского вооружённого конфликта

Вооружённый конфликт 2008 года между Вооружёнными силами Российской Федерации и непризнанной Республикой Южная Осетия, с одной стороны, и Вооружёнными силами Грузии, с другой стороны, продолжался всего неделю, однако в ходе данного столкновения всеми сторонами были совершены нарушения международного гуманитарного права, prima facie образующие составы военных преступлений и преступлений против человечности. 23 января 2009 года неправительственной организацией Human Rights Watch был опубликован специальный доклад «На войне как на войне? Нарушения гуманитарного права и жертвы среди гражданского населения в связи с конфликтом вокруг Южной Осетии». По нашему мнению, на сегодняшний момент этот документ содержит наиболее полный и беспристрастный анализ ситуации с соблюдением международного гуманитарного права в зоне конфликта. Кроме того, 27 января 2016 года Палатой предварительного производства Международного уголовного суда дана санкция на возбуждение расследования преступлений, совершённых в Южной Осетии с 1 июля по 10 октября 2008 года. Дальнейшее изложение представляет собой преимущественно выдержки из вышеупомянутого доклада, дополненные документами Международного уголовного суда и некоторыми другими источниками.

3.1 Краткие сведения о конфликте

Грузия – государство с трёхтысячелетней историей, расположенное в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря, граничит с Россией на востоке и севере. С 1921 по 1991 год Грузинская ССР входила в состав СССР. Процесс восстановления независимости Грузии сопровождался острыми межнациональными конфликтами. Одной из горячих точек стала Южная Осетия (бывшая Юго-Осетинская автономная область Грузинской ССР), 20 сентября 1990 года в одностороннем порядке провозгласившая свою независимость от Грузии в составе СССР. В ответ правительство Грузии упразднило Юго-Осетинскую автономию. С января 1991 по июль 1992 года происходил кровопролитный грузино-осетинский вооружённый конфликт с периодическим участием России де-факто на стороне Осетии, завершившийся выводом грузинских войск, исходом большого количества беженцев (как грузин, так и осетин) и фактическим выходом самопровозглашённой Республики Южная Осетия (со столицей в Цхинвали) из состава Грузии.

24 июня 1992 года в Сочи президенты России и Грузии подписали соглашение о принципах урегулирования конфликта. В соответствии с ним создавалась Смешанная контрольная комиссия из представителей Грузии, России, Северной и Южной Осетии, а также трёхсторонние миротворческие силы в составе грузинского, российского и осетинского батальонов.

В январе 2004 года после победы «революции роз» президентом Грузии был избран Михаил Саакашвили, сделавший восстановление территориальной целостности страны одним из главных приоритетов своей политики. Грузинское правительство попыталось вернуть Южную Осетию, одновременно перекрыв каналы контрабанды, чтобы лишить югоосетинское руководство основного источника доходов, и, проведя «гуманитарное наступление», завоевать симпатии населения. Это привело к обострению обстановки и возобновлению спорадических боестолкновений. Напряжённость в отношениях между Цхинвали и Тбилиси усугублялась последовательным охлаждением в российско-грузинских отношениях. Они были полностью прекращены в сентябре 2006 года, когда Россия, в ответ на задержание в Грузии сотрудников её военной разведки, прервала всякое сообщение с Тбилиси и развернула на своей территории антигрузинскую кампанию. В ходе последней из России было выдворено более 2 300 грузинских граждан. К апрелю 2008 года российское руководство, раздражённое последовательным курсом Тбилиси на вступление в НАТО, стало наращивать сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией. В ответ Грузия заблокировала процесс вступления России в Всемирную торговую организацию.

В течение нескольких последующих месяцев происходила дальнейшая эскалация напряжённости в Южной Осетии на фоне столкновений между грузинскими и югоосетинскими силами, человеческих жертв и взаимных обвинений. В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские войска начали массированные обстрелы Цхинвали и окрестных сёл. Тбилиси утверждает, что войска открыли огонь, чтобы подавить южноосетинские огневые позиции, с которых ополченцы обстреливали грузинских миротворцев и грузинские сёла. Грузинская сторона также утверждает, что была получена информация о движении российских войск через Рокский тоннель на государственной границе утром 7 августа и что артиллерия применялась, чтобы не допустить полномасштабного российского вторжения. Российская сторона утверждает, что движение войск через Рокский тоннель осуществлялось в рамках нормальной ротации российских миротворческих сил и что нападение грузинских войск на Цхинвали было актом агрессии против российских миротворцев и гражданского населения.

В течение ночи с 7 на 8 августа грузинские войска обстреливали Цхинвали, используя, среди прочего, установки залпового огня «Град». Утром 8 августа грузинские войска начали наступление на Цхинвали и заняли несколько южноосетинских сёл. В течение 8 августа российские войска через Рокский тоннель выдвигались в направлении Цхинвали, в то время как российская артиллерия и авиация наносили удары по грузинским войскам. Те, в свою очередь, бомбили и обстреливали российские военные цели из состава продвигавшихся к Цхинвали войск. К вечеру 8 августа части и подразделения российской 58-й армии вышли на окраину Цхинвали и подавили грузинские огневые позиции. Начиная с 8 августа российская авиация также наносила удары по целям на территории непосредственно Грузии. Примерно с половины десятого утра 8 августа наносились удары по целям в нескольких сёлах Горийского района и Гори, во второй половине дня – по авиабазам близ Тбилиси. На протяжении следующих двух дней в Южную Осетию вводились всё новые российские войска. Грузинские войска пытались вновь занять Цхинвали, но были отброшены. Рано утром 10 августа министр обороны Грузии отдал приказ об отводе войск от Цхинвали в район Гори.

12 августа российские войска перешли административную границу Южной Осетии и начали продвижение по грузинской территории в сторону Гори. Параллельно со стороны Абхазии российские войска заняли стратегически важные города Поти, Зугдиди и Сенаки и выставили блокпосты.

К 16 августа президенты Михаил Саакашвили и Дмитрий Медведев при посредничестве французского президента Николя Саркози подписали соглашение о прекращении огня.

С 15 августа российская сторона начала постепенно выводить свои войска с территории Грузии. В начале октября российские войска были отведены в пределы административной границы Южной Осетии, сохранив контроль над несколькими приграничными сёлами. 26 августа Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, что вызвало широкую критику со стороны ЕС, Совета Европы, НАТО и ОБСЕ.

3.2. Нарушения в действиях российской и южноосетинской сторон конфликта

По результатам работы в зоне конфликта Human Rights Watch считает установленными следующие обстоятельства.

В ряде случаев на территории Южной Осетии и собственно Грузии российские войска допускали нарушения международного гуманитарного права, неизбирательно применяя авиацию, артиллерию и танки, в результате чего было убито и ранено значительное число гражданских лиц. Российские войска применяли кассетное оружие, что повлекло за собой гибель гражданских лиц и создало отложенную во времени угрозу для значительного числа жителей, поскольку после применения такого оружия остаются неразорвавшиеся боевые элементы.

Россия, в целом, не выполнила своих обязанностей в качестве оккупирующей державы по обеспечению, насколько это было возможно, общественного порядка и безопасности на контролируемых территориях, позволив южноосетинским силам, включая ополченцев, в массовом порядке совершать грабежи и поджоги грузинских домов, убивая, избивая, насилуя и терроризируя жителей.

После выхода 10 августа грузинских войск из Южной Осетии южноосетинские силы на протяжении нескольких недель преднамеренно и систематически разрушали те грузинские сёла, которые до конфликта находились под административным управлением Тбилиси. Это сопровождалось многочисленными грабежами, избиениями, угрозами и задержаниями жителей, несколько человек было убито по признаку этнической принадлежности и предполагаемой политической ориентации. Всё это делалось с явной целью заставить оставшихся жителей уехать и исключить возможность их возвращения в будущем. На основании этого Human Rights Watch пришла к выводу, что южноосетинские силы пытались осуществлять в таких сёлах этнические чистки. На момент подготовки доклада Human Rights Watch в свои дома не могли вернуться примерно 22 000 человек, большинство из которых уехали из Южной Осетии ещё до начала конфликта.

В период, когда российские войска оккупировали грузинскую территорию к югу от административной границы с Южной Осетией, осетинские ополченцы в массовом порядке грабили, разрушали и жгли дома, преднамеренно убив по меньшей мере 9 гражданских лиц и совершив по меньшей мере 2 изнасилования. Российские войска временами были причастны к грабежам и разрушениям, выступая то пассивными наблюдателями, то непосредственными участниками, а также предоставляя ополченцам транспорт.

После отвода грузинских войск из Южной Осетии южноосетинскими силами, в некоторых случаях при участии российских сил, были произвольно задержаны и содержались под стражей по меньшей мере 159 грузин. При этом один задержанный был убит, почти все подверглись бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Кроме того, не менее четырёх грузинских военнопленных были подвергнуты пыткам, а трое были казнены.

Прокурор Международного уголовного суда оценивает численность жертв среди гражданского населения грузинской стороны конфликта следующим образом: «В результате нападения на гражданское население имели место от 51 до 113 случаев умышленных убийств этнических грузин, уничтожение 5 000 жилищ и перемещение от 13 400 до 18 500 этнических грузинских жителей из деревень и городов Южной Осетии и „буферной зоны“».

3.3. Уровень безнаказанности, квалификация нарушений как военных преступлений и преступлений против человечности

За время, прошедшее с момента завершения конфликта, ни одна из его сторон не провела эффективного расследования совершённых её представителями преступлений, ни один из подозреваемых не предстал перед судом. Как следствие, 13 октября 2015 года Прокурор Международного уголовного суда обратился в Палату предварительного производства с просьбой о санкции на возбуждение расследования в связи с предполагаемыми преступлениями, совершёнными в Южной Осетии в период с 1 июля 2008 года по 10 октября 2008 года.

27 января 2016 года разрешение Палаты предварительного производства было получено, расследование – начато. Вооружённый конфликт характеризуется Палатой предварительного производства как международный. Она пришла к выводу о наличии в собранной Прокурором информации конкретных элементов военных преступлений в виде умышленного убийства, уничтожения имущества, разграбления, которые были совершены южноосетинскими силами в отношении этнических грузин и, соответственно, принадлежащего им имущества, а также в виде умышленного нанесения ударов по миротворческим силам (совершённых как южноосетинскими, так и грузинскими силами). Также Палата предварительного производства удостоверилась в наличии конкретных элементов преступлений против человечности, заключающихся в убийствах, депортации или насильственном перемещении населения и преследованиях в рамках нападения южноосетинских сил на гражданское население.

3.4. Перспективы уголовного преследования и возмещения вреда

Существуют три теоретически возможных способа осуществления уголовной юрисдикции в отношении преступлений, совершённых представителями российской и южноосетинской сторон конфликта:

Несмотря на то, что МУС начал своё расследование, оно может быть прекращено в том случае, если стороны конфликта эффективно расследуют преступления и предадут подозреваемых суду.

Как и в случае с чеченским контекстом, потерпевшие от преступлений, совершённых представителями российской и южноосетинской сторон конфликта, не получили какого-либо возмещения причинённого им вреда.

4. Нарушения, совершённые в ходе вооружённого конфликта на Украине

4.1. Обстоятельства вооружённого конфликта

Территория современной Украины со столицей в Киеве являлась колыбелью возникшего в конце первого тысячелетия от Р. Х. Древнерусского государства. С 1654 года Украина входила в состав Московского государства и Российской империи, а затем в состав СССР на правах союзной республики. Независимость страны от СССР была провозглашена 24 августа 1991 года.

В ходе русско-турецкой войны Крымский полуостров был завоёван и присоединён к Российской империи в 1783 году. 18 октября 1921 года в составе РСФСР была образована Крымская Автономная ССР. После проведённой сталинским режимом в мае-июне 1944 года депортации крымских татар, армян, болгар, греков, немцев и представителей других народов, Крымская АССР 30 июня 1945 года была преобразована в Крымскую область. В апреле 1954 года Крымская область была передана в состав Украинской ССР. В 1989 году депортация крымских татар была признана Верховным Советом СССР незаконной и преступной, им было разрешено селиться в Крыму, началось их массовое возвращение на историческую родину. 12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской АССР», которая впоследствии была переименована в Автономную Республику Крым (далее – АРК).

8 декабря 1991 года Россия, Украина и Белоруссия подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в соответствии с которым обязались уважать «территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества». 5 декабря 1994 года лидерами Украины, США, России и Великобритании был подписан Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум), в соответствии с которым стороны обязались уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины, а также воздерживаться от угрозы силы или её применения против территориальной целостности и политической независимости Украины и никогда не применять никакие вооружения против неё, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом ООН. 31 мая 1997 года президенты России и Украины подписали в Киеве Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной. Согласно этому договору, стороны обязались строить «отношения друг с другом на основе принципов взаимного уважения, суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости границ».

Осенью 2013 года на Украине началась волна протестов в связи с отказом президента Виктора Януковича подписать соглашение об интеграции с Евросоюзом. 22 февраля 2014 года, после длительного и кровавого противостояния власти и оппозиции на Майдане, Янукович бежал в Россию. В условиях революционных перемен центральная власть в Киеве и силовые структуры оказались временно парализованы. Используя это обстоятельство, российские власти, воспринявшие победу оппозиции как вызов своим интересам, начинают реализацию плана дестабилизации обстановки и территориальных захватов на Украине.

В Крыму российскими властями были использованы пророссийские настроения существенной части русскоязычного населения. Наличие российских военных баз с большим количеством дислоцированных на полуострове военнослужащих позволило последним оперативно установить контроль над правительственными зданиями и блокировать военные объекты Вооружённых сил Украины (далее – ВСУ). Российские военнослужащие действовали без опознавательных знаков. Одновременно с этим активисты пророссийских движений при поддержке российской армии, спецслужб и доставленных с территории России многочисленных наёмников и добровольцев создали в Крыму сеть паравоенных формирований («самооборона Крыма»).

Первоначально Путин отрицал какое-либо участие российских силовых структур в операции по захвату полуострова, однако 17 апреля 2014 года, в ходе «прямой линии», он признал, что за спинами бойцов «самообороны» стояли российские военнослужащие. Первым военачальником, который публично раскрыл подробности российской операции в Крыму, стал бывший командующий российским Черноморским флотом адмирал Игорь Касатонов. Кроме того, в интервью для документального фильма «Крым. Путь на Родину» Президент РФ прямо признал, что лично руководил действиями российских войск в Крыму, а также рассказал, когда и при каких обстоятельствах им был отдан приказ о начале аннексии.

В качестве пропагандистского прикрытия для применения вооружённых сил и вторжения была использована «необходимость защиты прав русскоязычного населения», которым якобы угрожали «фашисты», пришедшие к власти в Киеве после победы Майдана.

В ночь с 26 на 27 февраля 2014 года российским спецназом были заняты здания Верховного Совета и Совета министров АРК в Симферополе. 27 февраля решением Верховного совета Автономной Республики Крым, депутаты которого были согнаны в зал заседаний под дулами автоматов, лидер партии «Русское единство» Сергей Аксёнов был назначен на пост председателя правительства автономии. Это решение, требовавшее, согласно Конституции Украины и Конституции АРК, согласования с президентом Украины, не было признано новыми украинскими властями. Верховный совет также объявил о проведении всекрымского референдума по вопросу о статусе автономии и расширении её полномочий.

1 марта Сергей Аксёнов переподчинил себе все силовые структуры Республики и обратился к Путину с просьбой «об оказании содействия в обеспечении мира и спокойствия на территории АРК». В тот же день Путин внёс в Совет Федерации обращение об использовании Вооружённых сил России на территории Украины «до нормализации общественно-политической обстановки в этой стране». Совет Федерации дал своё согласие на использование российских войск на Украине. 4 марта Владимир Путин заявил, что Россия не рассматривает вариант присоединения Крыма к России. 6 марта власти Крыма и Севастополя объявили об изменении формулировки вопроса, по которому должен был проводиться референдум, и о переносе самого голосования на 16 марта 2014 года. На референдум было вынесено два следующих варианта дальнейшего развития событий: присоединение Крыма к России на правах субъекта федерации или восстановление Конституции 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. 7 марта 2014 года исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов, ссылаясь на соответствующие статьи Конституции Украины и Конституции АРК, издал указ о приостановлении действия постановления Верховного совета АРК о проведении референдума. 14 марта Конституционный суд Украины объявил решение о признании общекрымского референдума неконституционным. 15 марта 2014 года Верховная Рада Украины приняла решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета АРК, ссылаясь на соответствующие статьи Конституции Украины и Конституции АРК, а также на указанное решение Конституционного суда Украины.

В начале марта российскими военнослужащими и «отрядами самообороны» были блокированы все военные объекты украинских вооружённых сил в Крыму, включая гавани военных кораблей. В условиях отсутствия чётких приказов из Киева украинские военнослужащие не оказали вооружённого сопротивления российским войскам, что позволило последним захватить без боя военные базы и гарнизоны, а также корабли и суда Военно-морских сил Украины на полуострове. Тем не менее, отдельные столкновения с применением оружия всё же происходили.

В ходе агитации накануне референдума Российская Федерация развернула в Крыму мощную антиукраинскую пропагандистскую кампанию: новые власти Украины представлялись в качестве нацистов, основной целью которых является истребление либо принудительная украинизация русскоязычного населения. В то же время против сторонников единства с Украиной была развязана кампания травли и террора.

Референдум был проведён 16 марта. 17 марта 2014 года Верховный Совет АРК провозгласил Крым независимым суверенным государством и обратился к РФ с предложением о принятии Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. С аналогичным обращением выступил и Севастопольский городской совет, предложивший России принять Севастополь в состав РФ как город федерального значения. В тот же день президент Путин подписал указ о признании независимости Республики Крым и одобрил проект договора о принятии в состав РФ Республики Крым. 18 марта договор был подписан, Россия установила полный контроль над полуостровом.

27 марта 2014 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № A/RES/68/262 «Территориальная целостность Украины», в которой подтвердила «свою приверженность суверенитету, политической независимости, единству и территориальной целостности Украины в её международно признанных границах» и подчеркнула, что «референдум, проведённый в Автономной Республике Крым и городе Севастополе 16 марта 2014 года, не имея законной силы, не может быть основой для любого изменения статуса Автономной Республики Крым или города Севастополя».

Пророссийские силы, вдохновлённые успехом в Крыму, активизировались и на востоке Украины, который в значительной степени населён русскоговорящими людьми. Первоначально здесь были использованы те же методы: провозглашение независимых от Украины органов власти, захват административных зданий, отделов милиции и войсковых частей. Российская Федерация последовательно опровергала участие своих вооружённых сил в конфликте на востоке Украины, однако целый ряд фактов указывает на то, что российские военнослужащие принимали участие в боевых действиях. Засылка же из России организованных вооружённых групп так называемых добровольцев широко освещалась российскими СМИ. Таким образом, вербовка бойцов в эти отряды и их отправка в зону конфликта велись в условиях очевидности.

В то же время пророссийские настроения на востоке Украины не были столь сильны, как в Крыму. Общество разделилось, контрмитинги сторонников и противников единства с Украиной постепенно перерастали в столкновения с применением оружия и значительным количеством жертв. Политическая программа так называемых донбасских сепаратистов была столь же однозначной, как и в Крыму – присоединение к России.

Хронология начала конфликта выглядит следующим образом.

6 апреля 2014 года участники пророссийских митингов перешли к захвату ряда административных зданий в Харьковской, Донецкой и Луганской областях. 7 апреля в Донецке была провозглашена Донецкая Народная Республика (далее – ДНР). В тот же день в Харькове выбрали «альтернативных депутатов» харьковской территориальной общины, которые решили создать Харьковскую Народную Республику. 8 апреля власти Украины восстановили контроль над ситуацией в Харькове. Но уже 12-13 апреля влияние провозглашённой в Донецке ДНР распространилось на всю Донецкую область. 12 апреля группа вооружённых сепаратистов во главе с российским гражданином Гиркиным (Стрелковым) захватила Славянск, на следующий день на окраинах этого города завязались боестолкновения. 13 апреля под контроль ДНР перешли Енакиево, Макеевка и Мариуполь. 14 апреля сепаратисты захватили Горловку, Харцызск, Ждановку и Кировское. 15 апреля бои завязались в районе аэропортов Краматорска и Славянска. 16 апреля кровопролитные столкновения произошли при попытке захвата части Внутренних войск в Мариуполе. 16 апреля сепаратисты захватили Новоазовск, 18 апреля – Северск, 19 апреля – Комсомольское и посёлок Старобешево, а 1 мая – Красноармейск и Родинское.

28 апреля в Луганске сепаратисты заявили о создании Луганской Народной Республики (далее – ЛНР) и захватили здание Службы безопасности Украины. На следующий день они заняли здания обладминистрации и облпрокуратуры. Над зданием областной государственной администрации был поднят флаг России. 30 апреля под контроль сепаратистов перешёл город Алчевск.

11 мая противники центрального правительства объявили о своей победе на организованном ими референдуме по вопросу о независимости Донецкой и Луганской областей. По их результатам самопровозглашённые власти обеих «республик» выразили желание войти в состав России. Пресс-службой Президента России было заявлено, что «в Москве с уважением относятся к волеизъявлению населения Донецкой и Луганской областей и исходят из того, что практическая реализация итогов референдумов пройдёт цивилизованным путём». От прямого признания «республик» Кремль воздержался.

С середины мая украинские войска начали наступление против сепаратистов. Им удалось освободить большую часть городов Донбасса, включая Славянск и Краматорск, и фактически взять в окружение Донецк, полностью отрезав его от сообщения с Луганском. Территория самопровозглашённых ДНР и ЛНР с начала боевых действий сократилась на три четверти. Сохранение наступательной динамики вплотную приблизило ВСУ к главной задаче: восстановлению контроля над государственной границей с Россией. Однако 19-20 августа на фронте произошёл перелом, и украинское наступление захлебнулось.

17 июля 2014 года в районе вооружённого противостояния на востоке Украины был сбит Боинг-777 авиакомпании «Malaysia Airlines», выполнявший рейс МН17 из Амстердама в Куала-Лумпур. Все находившиеся на борту 298 человек погибли. Стороны конфликта возлагают вину за трагедию друг на друга. Как было впоследствии установлено в отчёте Совета безопасности Нидерландов, самолёт был сбит ракетой «земля-воздух».

После гибели Боинга значительно усилилось давление международного сообщества на Россию, были введены экономические санкции, которые в дальнейшем неоднократно расширялись. Эта политика возымела определённый сдерживающий эффект. 5 сентября 2014 года в Минске был подписан «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина». После подписания документа режим прекращения огня вступил в силу в тот же день, однако к середине января 2015 года вооружённый конфликт разгорелся с новой силой, при этом сепаратистам удалось вернуть под свой контроль ряд важных населённых пунктов. 11-12 февраля 2015 года руководителями Германии, Франции, Украины, России и непризнанных республик был подписан документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Оба документа предусматривают прекращение огня и возвращение неконтролируемых Украиной территорий в обмен на их широкую автономию, а также амнистию участникам незаконных вооружённых формирований. К моменту завершения работы над настоящим докладом положения «Минских соглашений» остаются неисполненными.

По данным Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, общее число людских потерь, связанных с конфликтом на Украине (за период с 14 апреля 2014 года по 15 февраля 2020 года) составляет 41 000-44 000 человек: 12 300-13 000 погибших (по меньшей мере 3 350 гражданских лиц, около 4 100 украинских военных и примерно 5 650 членов вооружённых групп) и 29 000-31 000 раненых (около 7 000-9 000 гражданских лиц, 9 500-10 500 украинских военных и 12 500-13 500 членов вооружённых групп). В 2016 году количество внутренне перемещённых лиц на Украине достигало 1,8 миллиона человек, к концу 2019 года их численность сократилась до 1,4 миллиона человек.

Вооружённый конфликт сопровождался небывалой для новейшей истории России пропагандистской кампанией: призывами к развязыванию и продолжению войны, поддержкой сепаратистов, стигматизацией Украины (её властей и государственности) и в целом ценностей демократии и прав человека. Кроме того, для дегуманизации образа противника российскими СМИ обильно использовались различные фальсификации.

https://trjustice.ilpp.ru/introduction.html (Материалы, размещенные на сайте Института trjustice.ilpp.ru распространяются некоммерческой организацией, включенной в реестр организаций, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)

Продолжение следует…

Адрес статьи на сайте:
http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=28042023081715&oldnumber=852