Официальный сайт
|
|
Некоторые политики, политологи и представители власти считают, что гражданского общества у нас нет. С одной стороны, они не правы, так как мы все живем в сообществах граждан, объединенных проживанием в многоквартирном доме, микрорайоне, квартале, поселке, городе, участвуем в деятельности некоммерческих организаций, общественных объединений и партий. С другой стороны, они в какой-то мере правы, потому что у нас главные действующие лица – это те, кто выступает от имени власти, которые считают себя «королями», отдающими приказы, а не «…согражданами, которые должны оказывать услугу обществу и населению, и они должны отдавать себе в этом отчет» (учебник по администрации г. Цюриха).
Как должно относиться гражданское общество к «королям», которые ничего не забыли и ничему не научились, для которых:
Одним из основных направлений развития гражданского общества является организация самоуправляемых местных сообществ, таких, как территориальное общественное самоуправление (ТОС) и товарищества собственников жилья (ТСЖ). Каким образом органы государственной власти и местного самоуправления способствуют в г. Саратове этому процессу?
В г. Саратове с 1990 г. развивается такая форма осуществления участия населения в местном самоуправлении, как территориальное общественное самоуправление. Деятельность комитетов (исполнительных органов) ТОС (их в г. Саратове около 30) основывается на 4-х принципах:
Основные направления деятельности КТОСов – это социальная сфера и сфера ЖКХ. В социальной сфере их деятельность заключается в: проведении мероприятий к памятным и знаменательным датам, по патриотическому воспитанию подростков и молодежи, возрождению народных традиций и обычаев, тематических встреч, игр, конкурсов, выставок; организации отдыха детей; трудоустройстве несовершеннолетних граждан в основном из малообеспеченных семей на временные работы по благоустройству территорий; проведении для подростков и молодежи физкультурно-оздоровительных мероприятий, в частности, трехуровневых Спартакиад КТОСов, в основном, по народным видам спорта, приобретении спортивного инвентаря, формы, призов; проведении экологических акций и акций по охране окружающей среды и профилактических мероприятий правоохранительной направленности; согласование вопросов выделения и использования земельных участков и другие вопросы.
В сфере ЖКХ их деятельность заключается в: благоустройстве дворовых территорий, подъездов, детских, спортивных и других площадок; обустройстве малых архитектурных форм, мест общего пользования; озеленении дворовых и прилегающих территорий; поддержке организации и деятельности товариществ собственников жилья и защите прав граждан в жилищной сфере; ликвидации стихийных свалок.
Несмотря на то, что социальная сфера – это основная сфера деятельности КТОСов, в последние два года в этой сфере КТОСам не были переданы полномочия (они могут быть переданы в соответствии с решением Саратовской городской Думы) и не были выделены финансовые и материальные ресурсы для их реализации.
Взаимодействие КТОСов с органами власти является одним из основных принципов их деятельности. Но не всегда это взаимодействие, особенно в последний период, носит позитивный характер. Судите сами. Уже давно прекратил действие КТОС «Октябрьский поселок», который являлся одним из первых КТОСов, созданных в г. Саратове. Причина – председатель КТОСа А.В. Куликов не устраивал районную администрацию, так как слишком активно защищал интересы жителей частного сектора. Справедливости ради надо отметить, что администрация Октябрьского района, действующая в настоящий момент, способствует созданию двух новых КТОСов в частном секторе. А что же городская администрация и Саратовская городская Дума? С августа 2007 года вновь созданные КТОСы в частном секторе Октябрьского района («Спартак», «Смирновское ущелье») не могут зарегистрироваться и приобрести статус юридического лица, так как создаются всяческие препоны при утверждении границ КТОСа Саратовской городской Думой.
Еще при предыдущих администрациях Заводского района «погибли» два КТОСа «Волга» и «Пролетарский». В первом случае администрацию не устраивала деятельность и активная позиция председателя КТОСа – коммуниста Г.Ф. Лепаева, во втором случае не была оказана помощь новому председателю в передаче документов предыдущего председателя, которого поддерживала администрация. В настоящий момент еще два КТОСа на грани прекращения деятельности, так как у них отобрали помещения вследствие отказа Саратовской городской Думы передать в безвозмездное пользование помещений для деятельности КТОСов. Дамоклов меч выселения навис еще над 15-ю КТОСами. В основном, помещения КТОСов имеют небольшую площадь и вряд ли пригодны для какого-либо другого использования (11 КТОСов имеют помещения от 5 до 33 кв. метров, самое большое помещение в подвале старого двухэтажного дома у КТОСа «Мирный» – это единственный КТОС, который получил помещение в безвозмездное пользование). Часть депутатов Саратовской городской Думы под предлогом пополнения бюджета, а иногда по причине неуважительного отношения к некоторым председателям КТОСов из-за их самостоятельности при защите прав населения мешает принять соответствующее решение.
В тяжелейшем положении из-за сопротивления созданию АТСЖ Ленинского района и поддержки тех ТСЖ, которые хотели бы действовать самостоятельно, попал КТОС «Солнечный» – первый и один из самых активных КТОСов г. Саратова, который образован в 1990 г. Незаконно был создан «новый» КТОС на базе АТСЖ Ленинского района при существующем КТОСе, который был силой выселен из помещения и которому, несмотря на договор с администрацией города, о передаче отдельных полномочий было отказано в материальной и финансовой поддержке. Волжский суд признал все эти действия представителей АТСЖ незаконными, отменил решение о создании параллельного КТОСа и вернул помещение. Спор по договорным вопросам до сих пор решается в Арбитражном суде.
Из-за ошибочного представления того, что ТСЖ заменят КТОСы, практически прекратил свою деятельность КТОС «Юбилейный». Почему ошибочного? Да потому, что ТСЖ занимается содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома, объединяя исключительно собственников помещений. КТОСы объединяют всех граждан соответствующей территории, независимо от отношений к собственности, возраста и главная сфера их деятельности – социальная. КТОСы и ТСЖ должны действовать в одном направлении в интересах граждан.
Итог: вместо расширения территориального общественного самоуправления и участия граждан в осуществлении местного самоуправления происходит «удушение», а в некоторых случаях – дискредитация деятельности КТОСов. Одни КТОСы действуют лучше, другие хуже, но все они стремятся помочь различным категориям граждан и, в первую очередь, ветеранам, инвалидам, малообеспеченным, подросткам и детям в решении широкого круга проблем. И здесь одного энтузиазма мало. Нужны материальные и финансовые ресурсы.
Гражданское общество оглохло от хороших слов о реформе ЖКХ, которая проводится в стиле «новые взгляды сквозь старые щели», и ослепло от мелькания на телевидении представителей власти, политиков с обещаниями и заклинаниями по поводу социальной справедливости (коммунизма) для бюджетников, пенсионеров, инвалидов, военных.
Куда загоняют гражданское общество в сфере ЖКХ? От «глобальной» (государственной) собственности к «глобальным» ТСЖ или АТСЖ, объединяющие несуществующие ТСЖ и далее к «глобальным» управляющим компаниям (мудезовского типа). И все это при полном игнорировании прав собственников, нанимателей и арендаторов помещений в сфере ЖКХ. Десятки созданных ТСЖ в многоквартирных домах или вырывающихся ТСЖ из АТСЖ не могут в полной мере осуществлять свою деятельность при попустительстве органов власти и судебной системы.
Саратов – чемпион России, а может быть, и мира в области «глобализации» в ЖКХ, основная цель которой не оказание качественных и своевременных жилищно-коммунальных услуг, а «глобализация» финансовых потоков (много миллионов рублей) в этой сфере.
Видимо, пришло время (чем хуже мы Москвы) создать академический научно-исследовательский институт проблем «глобализации» в сфере ЖКХ. Профессорско-преподавательский состав для такого института готов. Одно только перечисление имен приведет в экстаз значительную часть населения города: О.В. Фадеев, В.А. Дьяков, А.С. Павлов, И.В. Гордополов. Они имеют богатый теоретический и экспериментальный опыт, опробованный на гражданском обществе г. Саратова, особенно в части «глобализации» процесса неоказания жилищно-коммунальных услуг.
Саратов не смог не отличиться в части представительства гражданского общества в Общественной Палате Саратовской области, которую скорее можно назвать Палатой Общественных Лордов (ПОЛ). Вряд ли такая ПОЛ будет защищать интересы гражданского общества, к которому она имеет очень малое отношение. Ее формирование представляет собой тайну Саратовского Двора так же, как и тайна формирования делегаций на Второй Гражданский форум. Кто из членов ПОЛа или представителей власти возьмет на себя смелость рассказать, как формировалась ПОЛ, которая, судя по всему, будет ПОЛом для органов власти?
Почему такой широкий пласт гражданского общества, как КТОСы (объединения граждан на какой-либо конкретной территории), ТСЖ (объединения собственников помещений в многоквартирном доме) и средства массовой информации в Общественной Палате Саратовской области вообще не представлены?
Власть стремится оставить нам как Наполеон Бонапарт только одно право – право быть управляемыми, что ведет к такому типу взаимоотношений власти и гражданского общества, которые предусматривают «отеческую заботу» первых и «сыновью благодарность» вторых за улучшение условий жизнедеятельности.
Обращаясь к представителям власти и представителям Палаты Общественных Лордов, как представитель гражданского общества призываю Вас: перестаньте держать нас за дураков.
Гражданин – не дурак.
5 июля 2008 года
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) – представительным органом муниципального района.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
8. Органы территориального общественного самоуправления:
8.1. Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Александр ДЖАШИТОВ, председатель АСТ г. Саратова
Ассоциация самоуправляемых территорий г. Саратова (сокращенно АСТ) образована девятью органами территориального общественного самоуправления (сокращенно ОТОС) г. Саратова в апреле 1992 г., ее устав зарегистрирован администрацией г. Саратова 18.11.92 г. на основании решения малого Совета Саратовского городского Совета народных депутатов ХХI созыва и она внесена в Государственный реестр юридических лиц и предпринимателей Саратовской области 28.10.97 N 004277 серия Ю-48. В настоящее время АСТ состоит из 24 ОТОСов, действующих на территориях с населением около 280 тыс. человек.
Взаимодействие АСТ с ОТОСами осуществляется на основании договоров. Высшим органом АСТ является собрание ее членов в лице председателей ОТОСов. В период между собраниями руководство АСТ осуществляет ее Совет, в который входят 6 председателей ОТОСов (от каждого района города по одному), председатель АСТ, вице-председатель АСТ, по одному представителю от администрации города и городской Думы. В случае, если на заседании Совета АСТ присутствуют более половины председателей ОТОСов, это заседание переводится в ранг собрания АСТ с правом решающего голоса у всех присутствующих членов АСТ. Текущей работой АСТ руководят председатель АСТ Джашитов А.Э. (избранный в 1994 г. и переизбранный в 1996 г.). В аппарат АСТ входят главный бухгалтер и секретарь-делопроизводитель. С 1994 по 1996 гг. представителем администрации города в Совете АСТ был первый заместитель главы администрации города Аяцков Д.Ф., ныне Губернатор Саратовской области. С 1996 г. членами Совета являются вице-мэр, первый заместитель мэра города Соколов А.И. и заместитель председателя комиссии Городской Думы по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности и защите прав граждан Петров С.П.
Целью создания АСТ является координация деятельности и представление интересов ОТОСов. Основными задачами АСТ являются: создание ОТОСов, содействие в реализации их полномочий, подготовка правовых и информационно-методических материалов, представление и защита интересов этих органов в их взаимодействиях с органами государственной власти и местного самоуправления и другими юридическими и физическими лицами, обобщение и распространение положительного опыта работы, обучение и подбор кадров для них.
За время существования АСТ количество ОТОСов в г.Саратове выросло с 9-ти до 35-ти (25 созданы по инициативе граждан, а 10 – по инициативе администрации Заводского района) большинство из которых создавалось с участием АСТ. Кроме того, в Саратовской области при непосредственном участии АСТ было создано ОТОСов в гг.Энгельсе – 2, Балашове – 4, Марксе – 8.
Координация АСТ усилий ОТОСов в решении общих для них задач заключается в сборе информации, анализе возникающих проблем и внесении проектов решений и постановлений в соответствующие органы местного самоуправления. Так, городской Совет народных депутатов XXI созыва, его Президиум, малый Совет, городская Дума и городская администрация с 1992 по 1998 гг. приняли 33 решения или постановления, которые в той или иной мере затрагивают проблемы территориального общественного самоуправления и которые либо были подготовлены, либо разрабатывались с участием АСТ. Законы Саратовской области «О местном самоуправлении в Саратовской области», «О территориальном общественном самоуправлении в Саратовской области», принятые Саратовской областной Думой и Устав города Саратова, принятый на референдуме, также разрабатывались с участием АСТ.
АСТ подготовлены и изданы методические и научно-методические пособия:
В средствах массовой информации опубликовано около 200-т статей и информационных сообщений и сделано более 20-ти выступлений на телевидении и радио о территориальном общественном самоуправлении.
АСТ, являясь получателем с 1.09.96 г. по 1.09.97 г. гранта Фонда Евразия за счет средств, представленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (AID), организовала Информационно-консультативный Центр (ИКЦ) «Самоуправление», который оборудован современной компьютерной техникой и, успешно действуя с 01.01.97 г., оказал более 1100 бесплатных услуг и консультаций по правовым, методическим и информационным вопросам юридическим и физическим лицам, в том числе ОТОСам, товариществам собственников жилья, органам общественной самодеятельности по месту жительства.
На 152-х собраниях АСТ или заседаниях Совета АСТ за период с 21.10.92 г. по 01.09.98 г. рассмотрено более 600 вопросов, решения по многим из которых дали конкретные результаты как для жителей города, так и для деятельности ОТОСов.
Для решения практических вопросов АСТ организовывает встречи членов АСТ с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, как на собраниях АСТ, так и в этих органах.
Между Администрацией г. Саратова и АСТ с 1996 года заключен Договор о совместной деятельности в вопросах развития территориального общественного самоуправления, что позволяет решать правовые и практические вопросы деятельности ОТОСов.
Представление и защита интересов ОТОСов в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в отношениях с другими юридическими лицами осуществляется через участие АСТ в:
– работе Саратовской городской Думы и ее постоянных комиссиях,
– работе Саратовской областной Думы и ее комитетах,
– постоянно действующих совещаниях и заседаниях коллегий при мэре г.Саратова,
– деятельности Общественной Палаты при Губернаторе области,
– деятельности Координационного Общественного Совета при мэре г.Саратова,
– деятельности Совета по местному самоуправлению при Губернаторе Саратовской области.
АСТ принимала участие в мае 1993 г. в семинаре по проблемам территориального общественного самоуправления в Поволжском регионе, проводимым Поволжским кадровым центром, с 1992 г. в ежегодных семинарах международной программы Евроград XXI в Санкт-Петербурге, в декабре 1995 г. в первом (организационном) съезде Российского Союза местных властей в Москве и в феврале 1997 г. в международной конференции «Развитие территориального местного самоуправления, концепция и практика в России», проводимой Агентством Международного Развития США в Москве.
АСТ регулярно организовывает учебу кадров ОТОСов на: собраниях АСТ, специальных семинарах по финансовым вопросам, вопросам экологии, землепользовании и градостроительства (10 семинаров силами АСТ), недельных курсах по правовым вопросам, организованных с помощью Поволжской академии государственной службы, двухдневном семинаре по вопросам местного самоуправления, организованного с помощью Администрации города в Государственной академии права.
Опыт решения и анализ основных проблем, связанных с деятельностью органов территориального общественного самоуправления и их ассоциации
Становление местного самоуправления в России – это длительный процесс. Пока положено только начало этому процессу. Очевидно, что трудности становления местного самоуправления кроются в глубоких пластах российского бытия, в отсутствии у местного самоуправления социальной базы, каковой может являться «самодеятельное население», собственники, участники рыночных отношений. Поскольку такая социальная база в России очень узка и еще только начинает создаваться, а население не готово к самостоятельной политической, экономической и общественной деятельности, то возникает опасение, которое все больше оправдывается, что реформой местного самоуправления воспользуется, главным образом, муниципальное чиновничество. Лозунгом самоуправления оно, словно щитом, закроется от контроля «сверху». Контроля же «снизу» в силу вышеуказанных обстоятельств население осуществить в полной мере не в состоянии. Таким образом, не менее важной, чем выборы органов местного самоуправления и реализация их полномочий, ставится проблема создания соответствующей социальной базы – «духа и бытия» местного самоуправления. Вот такую роль «контроля снизу» и создание «духа и бытия» – социальной базы местного самоуправления может сыграть территориальное общественное самоуправление.
Через территориальное общественное самоуправление, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеалам, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории, за жизнь в городе или другом муниципальном образовании и государстве.
Накопленный в г. Саратове опыт развития территориального общественного самоуправления, создания его правовой базы и практическая реализация его органами своих полномочий свидетельствует о том, что это жизнеспособная и достаточно эффективная форма привлечения населения к самостоятельному решению своих проблем.
В положениях (уставах) ОТОСов (все уставы разработаны на базе материалов АСТ) определен достаточно широкий круг вопросов в области общественных, экономических и земельных отношений, решения по которым органами управления города и его районов должны согласовываться с ОТОСами на основании законов субъекта Российской Федерации Саратовской области и соответствующих решений и постановлений представительных и исполнительных органов власти города.
В этот круг вопросов входят:
– установление им изменение границ территориального общественного самоуправления;
– использование муниципальной собственности при передаче ее в пользование, аренду, хозяйственное ведение или оперативное управление;
– прием выполненных работ по благоустройству и озеленению территорий, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров;
– формирование промышленных, селитебных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использование природных ресурсов, охрана историко-культурного наследия и окружающей среды;
– приватизация объектов потребительского рынка;
– застройка муниципальных земельных участков, возведение на них зданий и сооружений, осуществление перестройки или сноса строений, кроме случаев застрой земельного участка в соответствии с генеральным планом и проектами планировки и застройки, предоставления (передачи) земельных участков гражданам;
– порядок использования гражданами и юридическими лицами земельных участков общего пользования: территории, на которых расположены внутриквартальные и дворовые спортивные сооружения, зоны отдыха и зеленые насаждения, автостоянки, мусоросборники, хозяйственные пристройки, гаражи, места выгула домашних животных и птиц;
– другие решения, затрагивающие интересы граждан и уставные полномочия ОТОСов.
Несмотря на то, что согласования с ОТОСами вышеназванных вопросов не требуют никаких финансовых средств и позволяют узнать точку зрения граждан до принятия решений по этим вопросам, органы управления города и районов очень неохотно идут на подобные согласования. Так, в 1997 г. с 24-мя ОТОСами (кроме Заводского района) согласовывался всего 41 вопрос. В связи с этим в декабре 1996 г. постановлением Администрации города (подготовленным АСТ) была утверждена инструкция о порядке согласования органами управления города и районов с ОТОСами решений в области общественных, экономических и земельных отношений и об ответственности органов управления города и районов в случае не представления этих решений на согласование ОТОСам, а также об ответственности ОТОСов в случае нарушения прав граждан при согласовании (не согласовании) поставленных вопросов.
Частично вопросы согласования решаются участием председателя АСТ в работе градостроительного Совета, комиссии по приватизации и использованию нежилых помещений.
Постановлением Администрации города (подготовленным АСТ) утверждена также инструкция по информированию ОТОСов органами управления города и районов и о решениях, постановлениях, распоряжениях и деятельности в области общественных, экономических, земельных, экологических и социальных отношений.
Органы управления города могут передавать ОТОСам в установленном законом порядке свое имущество – муниципальную собственность в пользование или оперативное управление. За прошедший период с 1992 г.
ОТОСам с организационной помощью АСТ передавалось в оперативное управление 14 объектов потребительского рынка и нежилых помещений. Полученные ОТОСами земельные участки в пользование передавались затем под огороды гражданам (3000 участков). Передача муниципальной собственности ОТОСам в пользование и оперативное управление сдерживается как нежеланием органов управления города и районов делиться этой собственностью, так и отсутствием соответствующего опыта у должностных лиц ОТОСов.
ОТОСы вправе выступать заказчиками сами или совместно с органами управления города и районов на выполнение работ по благоустройству и озеленению территорий, вывозу мусора, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров с использованием предусмотренных на их выполнение средств из бюджета города или района и собственных финансовых средств.
В 1997 году совместно с районными администрациями 24 ОТОСа выступали в качестве заказчика всего 22 раза. Однако, сами ОТОСы, выступая в качестве заказчика, несмотря на очень небольшие финансовые средства, решили очень много конкретных вопросов благоустройства.
Только их перечень говорит сам за себя: озеленение территорий, асфальтирование тротуаров, ремонт внутриквартальных дорог, небольших мостов и маршевых лестниц, обустройство 8-ми базарчиков, ливневых каналов, туалетов, выгребных ям, водопроводных колонок, гидрантов, поймы реки Елшанки, оврагов, остановочных павильонов, опорных пунктов милиции, придомовых территорий, установок для сушки белья, восстановление столбов освещения, проездов через трамвайные пути, уборка территории, вывоз мусора, организация субботников, строительство 9-ти спортивных и детских площадок и многое другое, что относится к «малому» благоустройству.
ОТОСы как самостоятельно, так и помощью АСТ способствовали гражданам в: строительстве гаражей, хозяйственных построек, автостоянок путем кооперирования на добровольной основе средств граждан и юридических лиц (таким образом, в Саратове построено более 3000 хозблоков и погребов, 400 кооперативных гаражей, организовано 3 автостоянки). АСТ способствует деятельности ОТОСов по:
– созданию санитарно-экологических общественных инспекций;
– организации по требованию населения общественных экологических экспертиз и общественных обсуждений;
– проведению опросов среди населения;
– составлению протоколов об административных правонарушений граждан и юридических лиц в установленном законом порядке;
– организации досуга населения, проведению избирательных компаний.
– АСТ является единственной в г. Саратове организацией, которая занимается вопросами создания товариществ собственников жилья, подготовкой необходимой нормативной базы и ее практической реализацией.
Деятельность ОТОСов в сфере социального обслуживания различных категорий населения на наиболее удобном для них территориальном уровне включает в себя: содействие органам власти в устранении причин, препятствующих человеку, семье, группам граждан достичь оптимального уровня благосостояния; привлечение к этой сфере частных, благотворительных, религиозных и т.п. организаций и координацию их усилий с учреждениями социального обслуживания; осуществление прямых целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся в общественной поддержке дополнительно к той, которая предоставляется государственными и муниципальными учреждениями; организацию индивидуальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социальная помощь ОТОСов в содействии учреждениям социального обслуживания заключается в:
– выявлении, учете семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке и предоставлении этой информации в районные и городские управления социальной защиты населения для принятия совместных решений;
– материальной помощи ветеранам войны и труда, инвалидам труда и детства, больным, лицам, пострадавшим от каких-либо несчастных случаев или попавшим в экстремальные ситуации, одиноким престарелым гражданам и другим малообеспеченным гражданам; надомных услугах семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе;
– помощи в трудоустройстве безработным гражданам и оказании юридических услуг по трудовым вопросам;
– в содействии развитию различных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
– организации различных мероприятий и поощрений в дни праздников и торжественных дней для различных категорий граждан;
– разрешении конфликтных ситуаций между гражданами;
– контроле за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания.
Только в 1997 г. ОТОСы оказали материальную и финансовую помощь на 90 млн.руб. ветеранам войны и труда, малообеспеченным гражданам, лицам, пострадавшим от каких-либо несчастных случаев или попавшим в экстремальные ситуации в виде денежных пособий, бесплатных пайков, питания в столовых, путевок в профилактории, финансовых средств для приобретения школьной формы, льготных цен на продукты и услуги, лечения больных, КТОС «Солнечный» создал фонд социальной защиты и три домработницы обслуживают престарелых граждан на дому.
ОТОСы организовывают различные мероприятия, поощрения и подарки в дни праздников и для различных категорий граждан (День Победы, День ветерана войны, День инвалида, День многодетной семьи, День озеленения, новогодние и рождественские праздники для детей и подростков, дни рождения одиноких и престарелых граждан и др.).
В результате взаимодействия АСТ с управлением социальной защиты в 1998 г. 300 детей малообеспеченных родителей через ОТОСы получили приглашения на новогодние елки с бесплатными подарками, 120 детей малоимущих родителей получили бесплатные путевки в летние лагеря отдыха, решаются вопросы с детскими пособиями. ОТОСы организовывают или содействуют работе подростковых клубов, которых на территории ОТОСов 13, кроме того, работает православная воскресная школа, драмкружок и летняя детская площадка с питанием на 30 дней.
ОТОСы проводят исследования социального состава населения территории для выявления граждан, нуждающихся в социальной помощи и трудоустройстве, контролируют работу общественного транспорта, предприятий потребительского рынка (при 5-ти ОТОСах созданы санитарно-экологические инспекции), разрешают конфликтные ситуации между гражданами.
В социальном обслуживании, социальной защите и социальной работе для граждан с целью создания условий, обеспечивающих каждому из них достойную жизнь и свободное развитие деятельность АСТ направлена на решение таких актуальных вопросов, как: создания и развития территориальной сети учреждений социальной работы с участием ОТОСов; организация ОТОСами различных форм общественного контроля использования финансовых средств в области социальной работы, эффективности и целесообразности программ социальной помощи и профессионально-этического уровня учреждений, организаций, других юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере социальной работы; обеспечение информационно-аналитической деятельности в сфере социальной работы: проведение регулярных опросов общественного мнения и публикации в СМИ.
ОТОС вправе создавать добровольные образования (отряды, дружины, посты) по охране общественного порядка, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами внутренних дел города.
Добровольные образования по охране общественного порядка при ОТОСах совместно с участковыми инспекторами занимаются профилактикой правонарушений и преступлений, борьбой с ними и с этой целью проводят:
– беседы среди населения по разъяснению законодательства и правил поведения;
– беседы с нарушителями и их родственниками;
– проверки на дому ранее судимых, подростков, состоящих на учете и из неблагополучных семей;
– патрулирование по установленным маршрутам;
– рейды совместно с милицией общественной безопасности по выявлению правонарушителей.
Для защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка, пять ОТОСов практиковали в 1995 году с помощью АСТ страхование на один или три месяца граждан, участвующих в охране общественного порядка.
Около 200 горожан участвуют в работе охраны общественного порядка при ОТОСах с почасовой оплатой труда, оказывая большую помощь милиции в охране общественного порядка на территории действия ОТОСов и на бытовом уровне. Взаимодействие УВД города с ОТОСами осуществляется через АСТ.
Для защиты граждан, входящих в добровольные образования по охране общественного порядка. АСТ считает необходимым добиваться обеспечения этих граждан разрешенными законодательством средствами защиты и оперативной связью для немедленного вызова милиции общественной безопасности к месту нарушения общественного порядка и в качестве предупредительной меры к месту назревающего нарушения; страховать этих граждан от несчастных случаев в установленном порядке.
Финансовые ресурсы ОТОСов состоят из собственных средств, средств, передаваемых им органами самоуправления города и другими юридическими лицами и гражданами. Они самостоятельно используются ОТОСами, но не могут быть израсходованы иначе, как в соответствии и во исполнение их финансовых планов.
Собственные средства ОТОСов образуются за счет доходов от деятельности объектов собственности ОТОСов и объектов муниципальной собственности, переданных им в пользование или оперативное управление, а также от предпринимательской деятельности (при условии, что эти средства идут на выполнение уставных целей). Эти финансовые средства ОТОСов пока составляют незначительную часть в их финансовых планах вследствие как отсутствия у них собственности, так и отсутствия соответствующего опыта у должностных лиц ОТОСов.
Все ОТОСы города и АСТ освобождены от уплаты местных налогов и части налогов субъекта Российской Федерации - Саратовской области.
Реализация прав граждан и их сообществ по месту жительства регламентировать значительную часть дел этих сообществ и управлять ими ставит вопрос о необходимости научно обоснованных подходов к процессам организации и деятельности территориального общественного самоуправления и информационно-методического обеспечения этих процессов.
АСТ занимается разработкой научно обоснованных рекомендаций по стратегии действий в этих процессах с учетом особенностей перехода от неорганизованного (хаотичного) местного сообщества к самоуправляемому (установившемуся) местному сообществу с использованием математических методов (в частности, общей теории Детерминированного Хаоса нелинейных динамических систем) и современных компьютерных технологий для составления соответствующих математических моделей.
В развитии территориального общественного самоуправления наметились две крайности: от полного подчинения ОТОСов администрациям (в некоторых случаях даже не администрациям, а МУП ЖКХ или ЖЭУ) без прав и финансовых средств с одними обязанностями до превращения ОТОСов в общественные организации с правами, но без финансовых средств и обязанностей (вплоть до превращения их в политические клубы).
Одной из важных задач в развитии территориального самоуправления является отыскание баланса прав и обязанностей ОТОСов с финансовым обеспечением этих прав и обязанностей и ответственностью как перед гражданами, так и органами местного самоуправления (обязанности по реализации собственных инициатив населения в вопросах местного значения на органы ТОС возлагаются населением с учетом имеющихся возможностей по их обеспечению – примеч. Редактора). Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ
Город Саратов в советское время имел схему административно-территориального деления, в которой существовало 6 разновеликих районов (от 55 до 280 тысяч жителей) с избираемыми депутатами (от 50 до 100) и формирующими бюджет района. В городской совет народных депутатов избиралось 200 депутатов, формирующих бюджет города. 250 депутатов составляли областной совет н.д., из которых более 100 депутатов представляли территории города Саратова. Союзными законами и вышестоящими органами местной власти разграничивались межбюджетные отношения. Межбюджетные и все другие вопросы контролировались «вертикалью КПСС» (с сателлитами: ВЛКСМ, Народный контроль), которая имела свои структуры на всех уровнях власти, а также на подавляющем большинстве предприятий и организаций (ещё и со структурами ВЦСПС).
На многих территориях Саратова до конца 80-х гг. существовали «уличные и домовые советы» – в частном секторе, при ЖЭУ, в призаводских посёлках… Как правило, в них избирался председатель, члены совета. Райком КПСС направлял в совет своего представителя – парторга, из числа пенсионеров. Некоторые советы имели свои печати.
«Перестройка Горбачёва» начала процесс демократизации общественных отношений в стране. Одним из приоритетов этого стало становление местного самоуправления в городах и весях СССР.
Наряду с законами, дающими предприятиям экономические свободы (О кооперации, О всенародном обсуждении Законов СССР, Об акционерных обществах, О советах трудовых коллективов, о выборах Народных депутатов СССР, РСФСР и местных советов, О СМИ…), в апреле 1990 г. был принят Закон «Об основных началах организации местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (Закон о МСУ).
Весной же 1990 г. были проведены первые альтернативные выборы депутатов местных органов советской власти – областных, городских, районных советов народных депутатов.
Закон о МСУ, кроме других новаций, предполагал возможность создания на различных территориях городских и сельских поселений Территориального общественного самоуправления (ТОС) в форме сходов и постоянно действующих органов, которые могли иметь статус юридических лиц.
Следует заметить два очень важных момента. Первый, ещё союзный закон о МСУ и все последующие федеральные были «рамочными» (об основах, о принципах) и утверждали ответственность за организацию МСУ исполнительной и представительной власти, т.е. за создание условий для полноценного и полноправного участия жителей. ТОС и его органы по Закону СССР создавались «по инициативе жителей территорий». Это важно для дальнейшего.
В ходе всенародного обсуждения Закона СССР о МСУ в городах и весях стали обозначать себя подвижники ТОС. Они вели переписку непосредственно, через СМИ, нарабатывали свои проекты уставов ТОС и др. документы, правообеспечивающие деятельность ТОС, писали декларации, в которых нередко ТОС провозглашался основой МСУ с правами на использование земли, имущества, с правом формировать свой бюджет… Проявились лидеры, активисты ТОС, как из числа «депутатов», так и из жителей – при поддержке депутатов или без таковой.
В Саратове к августу 1991 года было несколько зарегистрированных К (комитеты и советы) ТОС: «Солнечный» (Толдонов), «Елшанка» (Губкин), «Центр» (Перепеченов), «3-я Дачная» (Логинов), «Авиатор» (Лепаев) …, и готовящихся к регистрации: «Смирновское ущелье» (Кобец, Арзуманова), «Октябрьский посёлок» и др. Осенью 1991 г. прошла учредительная конференция, создавшая объединение ТОС – «Ассоциацию самоуправляемых территорий» (АСТ). Координацию работы КТОС осуществлял Городской совет н.д. в лице его комиссии по МСУ (председатель Джашитов).
Средства на становление и деятельность КТОС определялись из трёх позиций местных налогов и сборов, которые по решению горсовета н.д. передавались районными советами н.д. КТОСам их территорий. Находились и другие финансовые источники, а также средства от коммерческой и хозяйственной деятельности КТОС. В 1992 году АСТ возглавил Джашитов, председатель комиссии по МСУ горсовета н.д. В 1993 году к моменту ликвидации советской власти в Саратове было более 20-ти зарегистрированных КТОС.
За это время – первой половины 90-х, была возможность изучать опыт организации в США, Европе и т.д. Вся бюрократия все страны изъездила… Фактически же, только один Г. Попов попытался создать систему управления столицей, способную создать условия для осуществления на её территориях МСУ. В Арзамасе, по-моему, ещё пытались изменить схему административно-территориального деления, в Питере тоже пытались избирательный округ сделать первичной единицей МСУ. В Саратове ТСОС «Центр» разработал проект программы по созданию экспериментального муниципального округа.
1993-1996 годы я называю «инерционным периодом, когда местечковая бюрократия перестраивалась, фактически, начав контрреволюцию и контрреформы. Конституция РФ декабря 1993 года и последовавший за ней ФЗ о МСУ провозглашали МСУ «в пределах своих полномочий самостоятельным», органы МСУ в систему гос. власти не входят. И вообще МСУ создаётся по инициативе жителей поселений и их территорий. При этом комментарии к Конституции утверждали, что «МСУ не делится на более или менее полноценное и полноправное».
То есть, всё МСУ – это общественное, по сути, самоуправление!!! В рамках его полномочий. Всё это в 1993-1995 гг. дискуссировалось, обсуждалось. ТОС входило в законодательное противоречие с новыми Конституционными правилами. В Госдуме весь 1995 год готовился к утверждению новый закон о МСУ. На первой стадии был проект, который можно назвать «общественным» – его идеи потом озвучил А. Солженицын в своём выступлении перед депутатами Госдумы (когда он доказывал и показывал руками, как нужно перевернуть пирамиду власти). И власть вдруг, хотя раньше не замечало подвижек разных там перепечёновых и даже травкиных, стала срочно готовить ещё два проекта нового закона о МСУ – президентский и правительственный, которые затем объединились и напрочь игнорировали в рассмотрении первый «общественный проект».
1996 год – момент истины, в частности для Саратова. Комиссия по Уставу города Саратова под председательством Ландо просто переписывает положения «рамочного закона «об общих принципах МСУ в РФ», не внося никаких идей, мыслей, – т.е. в Саратове номенклатурный коммунист Ландо сотоварищи, а в других городах другие ландо, создали «под себя» те правила игры в МСУ, которые им хотелось, напрочь устранив народ, жителей города Саратова и его территорий от участия в МСУ.
ТОС стали «маслом масленым» в новой системе законодательных координат. ТОС образуется по инициативе жителей, МСУ – по инициативе жителей… Не много ли инициатив у жителей, которые в одном подъезде на одной лестничной клетке не могли проявить инициативу в общих интересах?! Организации-то, которая именно и нужна жителям-участникам, как не было, так и нет. Вы наживёте себе врагов, если упрекнёте депутатов и чиновников в том, что они не занимаются организацией МСУ, т.е. своими прямыми обязанностями. И МСУ свелось к одной единственной возможности для людей, жителей, избирателей, налогоплательщиков – жаловаться! Только жаловаться! Чиновникам и депутатам, которые приобрели к 1998 году статус «муниципальных служащих», а высшие должностные лица МСУ – и гос. служащих.
После ликвидации советской власти и инерционного периода – КТОС всё более становятся имитаторами демократии, симулякрами. Но очень выгодными симулякрами для местечковой власти. Дело ведь в том, что схема административно-территориального деления Саратова – абсолютно не изменилась: 6 разновеликих районов, но уже лишённые бюджетных полномочий и депутатского представительства, полномочия сосредоточены только в центре – в мэрии! Даже не в Гордуме – депутаты сами отказались от многих своих полномочий в пользу чиновников (по разработке бюджета, тарифов, контроль передали счётной палате, только условно подчинённой думе). В городе с населением 840 тысяч 20 избирательных округов, в которых избираются депутаты – 1 депутат на 42 тысячи жителей (!?), фактически не имеющий полноценной обратной связи, необходимых возможностей и инструментов для работы с избирателями и необходимой ответственности (никогда ни в одном округе деятельность депутата не подвергалась даже намёкам на его отзыв, хотя многолетне проводящиеся опросы свидетельствуют, что жители не знают своих представителей в органах МСУ).
Стоит ли сравнивать систему представительства в городе Саратове с МСУ в сельских муниципальных образованиях, коих в Саратовской области 350. Местная власть (организация МСУ) физически далека от нужд, интересов и потребностей горожан.
***
Что же ТОС? При советской власти они были естественным продолжением её на самом близком уровне житейских интересов и создавались, в общем-то, под ответственность районных советов города, депутатов трёх уровней и при инициативе некоей части жителей, которые в «новые времена» после 1996 г. не могли обеспечить легитимность КТОС – эта форма напрочь исчерпала себя, в том виде, в каком поддерживалась АСТ Джашитова. По сведениям сайта АСТ (последние правки в него внесены в 2010 году), в Саратове 30 КТОС, 6 из которых не входят в АСТ. Численность жителей на территориях ТОС от 3 до 28 тысяч жителей. Всего охвачено жителей города 378 тысяч.
КТОС – все юридические лица, т.е. ведут бухгалтерский учёт, налоговую и прочую отчётность. Председатель и члены комитета избираются на конференциях жителей. Делегирование представителей в ТОС от домов обеспечивается сбором подписей. Конференции проводятся раз в год или в 3-5 лет по Уставу. С 1997 года финансирование КТОС ведётся в рамках финансирования муниципального заказа (из городского бюджета), который проходит через АСТ. Система – грантовая. Суммы финансирования зависят от числа жителей территории и участия в одной, двух или трёх номинациях: социальная работа, благоустройство, создание народных дружин.
Вопросов по организации ТОС с начала 90-х накапливалось множество: могут ли члены КТОС обеспечить хоть в какой-то степени легитимность своего избрания на территориях с тысячами жителей? В подавляющем большинстве КТОС не имеют помещений для осуществления своей деятельности. Зачем каждому КТОС иметь свою бухгалтерию, содержать бухгалтера? Почему нельзя создать ассоциативную бухгалтерию? Вообще, являются ли КТОС частью городского самоуправления как системы и в чём это выражается?
Представители КТОС никогда не участвуют в Публичных слушаниях по застройке территорий, нет их в работе с депутатами городской и областной дум в округах.
С момента своего образования АСТ никогда не брала на себя ответственность за становление и развитие ТОС, никакой программы, укрепляющей позиции ТОС и создающей условия ответственности её лидера – Джашитова , не было. Делает-то , что делает. КТОС превратились в органы общественной бюрократии, симулякры общественной жизни.
В ТСОС «Центр» была своя программа – АСТ игнорировалась. Формировался свой банк данных о территории – игнорировался. Имелось своё средство информации – игнорировалось.
***
После ликвидации советов народных депутатов КТОС должны были уйти с арены общественных отношений. Подвижничество лидеров ТОС в крупных городах, таких как Саратов, должно было провоцировать политиков-конституционалистов на создание новой (после 1995 года) системы городского (местного) самоуправления, а не использование схем административно-территориального деления, общественных отношений и т.п., полностью унаследованных от прежней системы. На уровне городского самоуправления (полноценного и полноправного, по сути общественного), его территорий НОВЫЕ лидеры должны были создать условия для проявления жителями инициатив, для их объединения вокруг общих интересов…
Новая схема начала действовать в Москве в самом конце 1993 года. Про это отдельный рассказ. В нашей области была единственная попытка «войти в МСУ со своим Уставом» - сделала её команда В. Мальцева в Энгельсском муниципальном районе. Эту попытку в 1996 г. забили! Как и всё остальное подвижничество в МСУ, ТОС, сфере общественных отношений…
Смею уверять, что в Саратове все демократические идеи зарегистрированных МСУ, ТОС и проч. уничтожались коммунистической номенклатурой (Ландо, Джашитов и проч.) – ТОС служило им «выдававшейся за демократию», ширмой для захвата МСУ – муниципальной власти, старыми-новыми номенклатурными бюрократами, устранившими жителей от управления городом, народ как источник власти в стране. Все средства, проходившие и проходящие через ТОС, – кормушка безответственности, средства на отстранение жителей от гражданского участия в МСУ…
Газета «Богатей», 22 мая 2016 года ДЖАШИТОВ А.Э., Председатель комиссия по развитию различных форм участия населения в осуществлении самоуправления Общественной палаты Саратовской области
Под территориальным общественным самоуправлением (ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
ТОС, представляя гражданское общество части территории поселения, защищает права и законные интересы населения, взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления, с общественными объединениями, партиями, коммерческими и некоммерческими организациями и другими юридическими и физическими лицами при решении вопросов местного значения с сочетанием интересов населения соответствующей территории и интересов населения всего поселения.
На настоящий момент в г. Саратове 23 ТОС представляют интересы гражданских обществ микрорайонов и поселков города, в которых проблемы комфортного проживания граждан стоят наиболее остро, так как они не расположены в центральной части города.
При поддержке администраций районов муниципального образования «Город Саратов», депутатов Саратовской городской и областной дум, МОУ СОШ и подростковых клубов ТОС проводят мероприятия к памятным и знаменательным датам, по патриотическому воспитанию подростков и молодёжи, по возрождению народных традиций и обычаев, а также организуют тематические встречи, игры, конкурсы, выстави. В 2011г. проведено 273 мероприятия, выделено 1642500руб. субсидий, привлечено ТОС 308600руб. дополнительных средств.
При поддержки управления по физической культуре и спорту и комитета по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования «Город Саратов», МОУ СОШ были организованы и проведены АТОС «АСТ г.Саратова» и ТОС физкультурно-оздоровительные мероприятия на территориях ТОС: соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, шахматам, шашкам, спортивному ориентированию (191 мероприятие). Ежегодно проводятся Спартакиады ТОС среди юношей, девушек и ветеранов по 13-и видам: городки, дартс, подтягивание на перекладине, триабол (сочетание футбола, баскетбола и волейбола), жонглирование мячом, легкая атлетика (юноши и девушки), перетягивание каната (юноши и девушки), скакалка, шашки, «Чапаевцы» (электронная игра), скок 5Д (в 6-й Спартакиаде ТОС в 2011г. приняли участие 20 ТОС, 169 команд ТОС, 1103 человека-участника). По этому направлению выделено 756900 руб. субсидий, привлечено ТОС 33000руб. дополнительных средств.
При поддержке администраций районов и комитета по социальной защиты и труду администрации муниципального образования «Город Саратов», депутатов Саратовской городской и областной дум, центров занятости ТОС занимались благоустройством и озеленением территорий, проведением субботников, трудоустройством несовершеннолетних граждан на временные работы по благоустройству территории (проведено 1296 мероприятий, выделено 710400 руб. субсидий, привлечено ТОС 1832700 руб. дополнительных средств).
Кроме вышеназванной деятельности ТОС: проводят собрания, конференции, консультации, лекции, мониторинги, профилактические мероприятия правоохранительной направленности, работу по информированию населения, в том числе через средства массовой информации и свои информационные листки; осуществляют приём граждан; защищают права и представляют интересы жителей территории в органах власти и других организациях; взаимодействуют с администрациями районов и города, депутатами различных уровней, советами ветеранов, некоммерческими организациями, предпринимателями и другими юридическими лицами.
ТОС г. Саратова были представлены 29-30 сентября 2011г. в Москве на Социальном форуме России «Социальная модернизация в России - стратегический вектор общественно-государственного партнерства»,. Проект «Реализация прав граждан через потенциал территориального общественного самоуправления» был реализован АТОС «АСТ г. Саратова» в рамках победителя конкурса по предоставлению субсидий на оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, проведенного администрацией муниципального образования «Город Саратов». На форуме, на стенде Саратовской области были представлены ТОС г. Саратова.
Значительное уменьшение количества ТОС в г. Саратове: Волжский район – 3(было 5), Заводской район – 8(было 11), Кировский район – 3(было 4), Ленинский район – 8(было 14), Октябрьский район – 0(было 4), Фрунзенский район – 1. Итого – 23(было 39).
Что делать? Гражданам не на словах (с трибуны или на скамеечке у дома), а на деле принимать участие в организации и использовании потенциал ТОС для решения конкретных проблем своего микрорайона, поселка. Администрациям не на словах (с трибуны или в кабинете), а на деле принимать участие в организации и использовании потенциал ТОС для решения конкретных проблем микрорайонов, поселков. Некоммерческим организациям принять практическое участие в развитии потенциала ТОС.
Необходимость изменений в федеральном законодательстве в части обязательного участия не менее 25% граждан территории в собраниях, конференциях ТОС (в настоящее время 50%).
Что делать? Саратовской областной Думе выйти с соответствующей законодательной инициативой в Государственную Думу РФ.
Необходимость создания механизмов согласования с гражданским обществом через ТОС решений вопросов местного значения, защиты прав потребителей (в том числе в сфере ЖКХ) и гражданского контроля (это не стоит ни рубля, но нужна политическая воля).
Что делать? Саратовской городской Думе и администрации муниципального образования «Город Саратов» принять соответствующие решения и постановления.
Недостаточные финансовые средства ТОС для решения более широкого круга проблем местного значения (в среднем 10667 руб. на ТОС в месяц в 2012 г. на три направления, в 2-3 раза меньше, чем 2002-2005 гг., как следствие, уменьшение количества проведенных ТОС мероприятий в 2-3 раза); Необходимо также отметить наметившуюся ненормальную ситуацию, при которой выделенные явно недостаточные для деятельности ТОС субсидии направляются формально через какой-либо ТОС на другие районные мероприятия (пример: выделение субсидий не по целевому назначению администрациями Ленинского и Волжского районов в 2010г. и 2011г.).
Что делать? Саратовской городской Думе и администрации муниципального образования «Город Саратов» при принятии бюджета города выделять субсидии ТОС с учетом необходимости решения вопросов местного значения в микрорайонах, поселках через потенциал ТОС.
Недостаточная компетентность кадров ТОС – председателей и бухгалтеров. Большая ответственности и малая компенсация труда и желание некоторых администраций районов сделать ТОС «ручными» привели к ухудшению качества работы председателей и комитетов ТОС, а иногда и прекращению работы некоторых ТОС.
Что делать? Председателей и бухгалтеров учить на базе Поволжского института управления им. П.А.Столыпина РАНХ и ГС при Президенте РФ и использовать студенческий потенциал высших учебных заведений.
Отсутствие конкурсов в Саратовской области по определению лучшего ТОС и лучшей администрации по работе с ТОС (были до 2007г.).
Что делать? Правительству Саратовской области принять постановление о проведении ежегодных конкурсов по определению лучшего ТОС и лучшей администрации по работе с ТОС.
Отсутствие муниципальной целевой программы «Развитие территориального общественного самоуправления г. Саратова».
Что делать? Саратовской городской Думе и администрации муниципального образования «Город Саратов» разработать и принять муниципальную целевую программу «Развитие территориального общественного самоуправления г. Саратова».
Накануне в администрации Саратова состоялось совещание по вопросу участия объединений территориального общественного самоуправления (ТОС) в проектах по благоустройству города. В обсуждении актуальных вопросов приняли участие председатель комитета по общественным отношениям, анализу и информации Евгения Кознова, заместители глав администраций районов по благоустройству, члены профильной комиссии Общественной палаты Саратова, представители КТОС «Северный», «Орбита», «МКР-1», «Созидание», «МКР-2», «Добродея», «Новый», «Затон».
Председатель ассоциации территориальных общественных самоуправлений «Ассоциация самоуправляемых территорий» Александр Глазунов представил справочную информацию о работе ТОСов в текущем году. Так же по вопросу взаимодействия выступили члены профильной комиссии городской Общественной палаты Владимир Фадеев и Ольга Сокольская.
Было принято решение о переформатировании схемы взаимодействия органов власти и активистов ТОС. Необходимо планировать деятельность на год вперед.
В ближайшее время начнет работу комиссия с участием представителей администрации города, районов Саратова, общественности и депутатского корпуса. Всем ТОСам предложено пройти необходимую перерегистрацию в качестве юридического лица и оперативно включиться в городскую повестку. Для оказания консультативной помощи со стороны администрации будут проводиться встречи с представителем комитета по общественным отношениям, анализу и информации.
24 сентября 2020 года Н.А. БОБРИНСКИЙ, С.М. ДМИТРИЕВСКИЙ
Безнаказанность преступлений стала в России обыденностью. О ней регулярно сообщают средства массовой информации и правозащитные организации. Сотни таких случаев были рассмотрены в международных механизмах защиты прав человека, прежде всего в Европейском Суде по правам человека. Эту проблему признают и представители властей.
При разработке предлагаемой структуры мы исходили из следующих принципов:
Из последнего общего принципа вытекает ещё три специальных:
а) ни один следователь или прокурор, причастный к антиконституционным репрессиям, не может вести расследование и поддерживать уголовное преследование в отношении других лиц, подозреваемых в серьёзных нарушениях прав человека и злоупотреблениях властью;
б) ни один судья, причастный к антиконституционным репрессиям, не может осуществлять пересмотр дел потерпевших от антиконституционных репрессий или выносить приговор в отношении других лиц, подозреваемых в серьёзных нарушениях прав человека или злоупотреблениях властью;
в) ни один институт, вовлечённый в прошлом в серьёзные нарушения прав человека и злоупотребления властью, не может вести расследование или уголовное преследование по делам о серьёзных нарушениях прав человека и злоупотреблениях властью до тех пор, пока он не будет реформирован таким образом, чтобы исключить нарушение принципов 4(а) и 4(б).
Для осуществления этих принципов понадобится создать ряд специальных органов и модифицировать существующие. Несомненно, что институциональная реформа – длительный и многоэтапный процесс; откладывать меры преодоления безнаказанности до его завершения было бы в высшей степени несправедливо. Учитывая это обстоятельство, а также указанный выше принцип 4 и следующие из него специальные принципы, устройство органов переходного правосудия представляется в значительной степени как система ad hoc. В противном случае расследование нарушений прав человека и судебное преследование виновных оказалось бы возложено на самих нарушителей.
С другой стороны, органы переходного правосудия предлагается создавать в структуре существующих и подлежащих реформированию институтов государственной власти – судов, прокуратуры, следственного комитета, МВД и министерства юстиции. Предполагается, что помимо решения поставленных перед ними собственных задач, органы переходного правосудия окажут благотворное воздействие на реформируемые (реанимируемые) институты и могут стать положительным примером для их возрождения.
Вместе с тем в качестве возможной альтернативы «встраиванию» органов переходного правосудия в существующие институты государственной власти мы предлагаем создание двух новых структур – гибридного судебного органа (Специальный суд для преследования лиц, несущих ответственность за грубые нарушения прав человека, международного гуманитарного права и тяжкие злоупотребления властью) и федерального ведомства по розыску и предварительному расследованию преступлений, относящихся к областям системной безнаказанности, а также обеспечению деятельности внесудебных механизмов установления фактов и возмещения вреда (Служба по борьбе с безнаказанностью и защите потерпевших).
Необходимо пояснить, что вкладывается в наименования переходных органов, которые предложены далее. Этот вопрос отнюдь не второстепенный. Выбор названий любых государственных структур, а тем более экстраординарных, должен отражать их основное назначение таким образом, чтобы их сотрудникам, как и любым гражданам, было понятно, для чего они создаются.
Как правило, в названиях правоохранительных органов и их подразделений указывается на объект и характер их деятельности. Так, назначение оперативно-розыскных и следственных подразделений раскрывается через отглагольные существительные «борьба» (управление по борьбе с организованной преступностью), «противодействие» (управление по противодействию коррупции) либо собственно «розыск» (управление уголовного розыска) или «расследование» (управление по расследованию особо важных дел). Однако «противодействовать» можно явлению современному, присутствующему в настоящем, в то время как переходное правосудие имеет дело с событиями прошлого (пусть и, в том числе, довольно близкого). В настоящем от прошлого остаётся лишь состояние безнаказанности преступлений. Тем не менее безнаказанность сама по себе может быть объектом «преодоления» или «борьбы». Для сравнения, в Германии для общей характеристики правовых мер, направленных на преодоление последствий противоправных практик тоталитарных режимов, используется термин «юридическая проработка» (нем.: juristische Aufarbeitung).
Определение объекта деятельности также имеет свои особенности. Наиболее очевидный способ – соотнести его с прежним политическим режимом, который совершал и закрывал глаза на преступления. Примером такого определения может служить функционировавшее в Чехии в качестве подразделения МВД Бюро по документации и расследованию преступлений коммунизма. Однако в нашем случае отсылка к прежнему режиму затруднительна, поскольку он не имеет (во всяком случае, к настоящему времени) устоявшейся описательной характеристики, а идентифицируется, как правило, лишь по имени возглавляющего его политика.
Возможной альтернативой может быть описание объекта деятельности органов переходного правосудия через характеристику преступности, для борьбы с которой они создаются, – социальная область её распространения, родовой объект или специальный субъект преступлений. Например, в Германии объект деятельности некоторых органов по расследованию преступлений режима СЕПГ был обозначен как правительственная преступность. Так назывался, в частности, Центральный отдел полиции Берлина по расследованию правительственной преступности и преступности, связанной с объединением страны. Хотя термин «правительственная преступность» в русском языке не встречается, его использование в названиях органов переходного правосудия может быть удачным выбором, если понимать под такой преступностью социальное явление, проистекающее из политики безнаказанности, исчерпавшее себя с её прекращением. Разумеется, эта интерпретация не очевидна, поскольку появление службы розыска или следствия для правительственной преступности неизбежно создаст у общества ожидания, что такая служба направит свои усилия и на современные криминальные проявления. Кроме того, в постсоветской России слово «правительство», как правило, отождествляется с конкретным органом государственной власти – Правительством Российской Федерации, а не с органами власти (или исполнительной власти) в целом.
Отсылка к родовому объекту (например, преступления против конституционных прав граждан) или специальному субъекту (должностные лица) также вводит в заблуждение. Без дополнительных пояснений совершенно не понятно, почему ведомство, именуемое, к примеру, службой по расследованию должностных преступлений, ограничивает свою деятельность лишь определённым периодом в прошлом.
Казалось бы, естественным выбором наименования для органов переходного правосудия должно быть включение в него самого этого термина. Однако, как говорилось выше (см. параграф 3 введения), этот термин, по своему происхождению скорее научный, описывает в самом общем смысле совокупность политико-правовых решений, объединённых общим контекстом и содержанием, а его применимость к её отдельным составляющим сомнительна. Для чего предназначены, например, Специальный трибунал по переходному правосудию или Служба по расследованию переходных преступлений – без подробных разъяснений не понятно.
Предложенные далее варианты наименований – это сочетание подходящих, по нашему мнению, заимствований и характеристик, отсылающих к особенностям переходного правосудия и при этом не вызывающих трудностей в восприятии.
Вариант I
Специальный суд для преследования лиц, несущих ответственность за грубые нарушения прав человека, международного гуманитарного права и тяжкие злоупотребления властью
Тип органа: Ad hoc гибридный (национально-международный) уголовный суд, созданный на основании соглашения между ООН и Правительством России. Международные аналоги: Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи по рассмотрению преступлений, совершённых в период существования Демократической Кампучии; Специальный суд по Сьерра-Леоне; Группа Окружного суда Дили с исключительной юрисдикцией по серьёзным уголовным преступлениям в Восточном Тиморе; Специальный африканский трибунал. Структура: Судебный орган (палата предварительного производства, три судебных и одна апелляционная палаты) со смешанным составом судей (российские и международные, назначаемые органами власти России из числа предложенных Генеральным секретарём ООН кандидатур); Канцелярия следственных судей со смешанным составом судей (российские и международные); Прокурор (обвинитель, назначаемый органами власти РФ из числа предложенных Генеральным секретарём ООН кандидатур); Административный отдел; Секция поддержки Защиты; Секция поддержки потерпевших и свидетелей. Предметная компетенция: 1) Международные преступления: военные преступления, преступления против человечности, геноцид, агрессия. 2) Преступления по законодательству Российской Федерации: а) совершённые в целях незаконного присвоения или удержания власти; б) сопровождавшиеся широкомасштабными и систематическими нарушениями прав и свобод человека либо систематической незаконной дискриминацией; в) широкомасштабные коррупционные преступления; а также г) преступления против мира и безопасности человечества. Персональная компетенция: Рассмотрение по первой и апелляционной инстанции уголовных дел лиц (в том числе военнослужащих), несущих наибольшую ответственность за грубые нарушения прав человека, международного гуманитарного права и тяжкие злоупотребления властью. К таким лицам, как правило, относятся организаторы высшего и среднего звена, а также исполнители и другие участники наиболее бесчеловечных и широкомасштабных преступлений. Дополнительные полномочия: Подготовка консультативных заключений по запросам органов государственной власти. Комплементарность: В интересах правосудия Специальный суд может истребовать дела к своему производству у внутригосударственных судов общей юрисдикции и передавать таковые этим судам по своему усмотрению.
Вариант II
Коллегии по уголовным делам особой подследственности, реабилитации потерпевших от антиконституционных репрессий и люстрации (в судах субъектов РФ, апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции)
Состав: Судьями Коллегий назначаются лица, обладающие высокой профессиональной и личной репутацией и не имеющие опыта службы в судебной и правоохранительной системе РФ. Предметная компетенция: Рассматривают уголовные дела о преступлениях, предварительное расследование которых осуществлялось органами переходного правосудия (отсюда термин «особая подследственность»). Кроме того, производят пересмотр приговоров и постановлений об административных правонарушениях в отношении лиц, подвергшихся антиконституционным уголовным и административным репрессиям и их реабилитацию, а также люстрацию причастных к антиконституционным репрессиям должностных лиц. Персональная компетенция: Уголовные дела в отношении любых лиц (в том числе военнослужащих), за исключением отнесённых к компетенции Специального суда либо принятых им к своему рассмотрению (если Специальный суд создается).
Как и в случае с судебными органами, применительно к расследованию преступлений и уголовному преследованию нам видятся две возможные конструкции переходного правосудия. В первом случае органы переходного правосудия встраиваются в существующие институты – Прокуратуру, Следственный комитет и МВД. Во втором случае создается новое ведомство, к компетенции которого будет отнесено расследование безнаказанных преступлений и проведение розыска (ОРМ) по таким преступлениям.
Вариант I
Главное управление Следственного комитета РФ по расследованию безнаказанных преступлений (далее – ГУРБП СК России)
Тип органа: Следственный орган СК России (на правах подразделения центрального аппарата). Структура: Штаб-квартира в рамках центрального аппарата СК с подразделениями в федеральных округах, специальный отдел в структуре Главного военного следственного управления. Подчинение: Руководитель Главного управления выполняет указания Прокурора Специального суда (если Специальный суд будет создан). Председатель Следственного комитета РФ организует деятельность Главного управления, но не может давать его Руководителю какие-либо указания по проводимым им и его подчинёнными расследованиям. Компетенция: Следователи Главного управления расследуют уголовные дела о безнаказанных преступлениях (подробнее о подследственности см. параграф 6 настоящей главы).
Подразделения МВД России по борьбе с государственной преступностью
Тип органа: Подразделения полиции. Структура: Главное управление в центральном аппарате МВД и территориальные подразделения в федеральных округах. Подчинение: Руководитель Главного управления выполняет указания Прокурора Специального суда (если Специальный суд будет создан). Министр внутренних дел РФ организует деятельность Главного управления и нижестоящих подразделений, но не может давать его руководителю каких-либо служебных указаний. Полномочия: а) Проведение ОРМ по преступлениям, сопряжённым с грубыми нарушениями прав человека, международного гуманитарного права и злоупотреблениями властью, а также оперативное сопровождение расследования уголовных дел, подследственных ГУРБП СК России; б) Проведение операций по задержанию и конвоированию лиц, подозреваемых или обвиняемых в грубых нарушениях прав человека, международного гуманитарного права и злоупотреблениях властью; в) Обеспечение безопасности лиц, вовлечённых в реализацию государственной политики в области переходного правосудия, включая государственных служащих и участников уголовного судопроизводства (потерпевших, свидетелей, представителей защиты, прокуроров, следователей, судей и других); г) Проведение оперативно-розыскных мероприятий по поручению комиссий по установлению фактов.
Вариант II
Служба по борьбе с безнаказанностью и защите потерпевших
Тип органа: Вновь создаваемое федеральное ведомство. Компетенция: Та же, что описана выше для ГУРБП СК России и подразделений МВД по борьбе с государственной преступностью, а также организационная поддержка деятельности внесудебных органов установления фактов и возмещения вреда. Структура: Центральный аппарат и подразделения в федеральных округах. Подчинение: Руководитель в пределах компетенции службы самостоятелен, выполняет указания Прокурора Специального суда (если Специальный суд будет создан).
Общие характеристики вариантов I и II
Кадровый состав: Кадры Главных управлений СК и МВД или Службы по борьбе с безнаказанностью должны быть набраны заново, в том числе, по возможности, не из числа работников «старого» следствия и розыска, после прохождения проверки на причастность к антиконституционным репрессиям.
Главное управление переходного правосудия Генеральной прокуратуры РФ (далее – ГП РФ)
Тип органа: Подразделение ГП РФ. Структура: Штаб-квартира в рамках центрального аппарата ГП РФ, подчинённые ей управления в федеральных округах. Подчинение: Начальник Главного управления (в ранге заместителя Генерального прокурора РФ) при осуществлении своих полномочий самостоятелен, начальники управлений ему подчиняются. Генеральный прокурор РФ организует деятельность Главного управления, но не может давать ему каких-либо служебных указаний. Полномочия: Осуществление прокурорского надзора и поддержание государственного обвинения в судах общей юрисдикции по уголовным делам особой подследственности, обращение в суды с заявлениями о реабилитации потерпевших от антиконституционных репрессий, с исками о признании недействительными сделок, о применении последствий недействительности ничтожных сделок и об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения (статья 52 АПК РФ), с заявлениями в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образований (статья 45 ГПК РФ), а также с заявлениями об обращении имущества в доход государства на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
https://trjustice.ilpp.ru/introduction.html (Материалы, размещенные на сайте Института trjustice.ilpp.ru распространяются некоммерческой организацией, включенной в реестр организаций, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)
В рамках сотрудничества с Российским Красным Крестом (РКК) компания направит 2 млн рублей на оказание поддержки пострадавшим от обстрелов в приграничных регионах страны.
На выделенные средства общественная организация закупит товары первой необходимости: одежду, продуктовые наборы и средства гигиены. Гуманитарную помощь затем передадут жителям Курской области и других областей приграничья, находящихся в зоне ЧС.
Ранее в рамках соглашения между АО «РНГ» и РКК была оказана поддержка жителям Намского района Якутии, попавшим в зону подтоплений. Пострадавшим в короткие сроки были доставлены наборы с вещами первой необходимости.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.05.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
История становления и деятельности Ассоциации самоуправляемых территорий г. Саратова
Территориальноое общественное самоуправление в Саратове. История и Современность
Как жители Саратова устранялись от управления городом
Территориальное общественное самоуправление – самое близкое к органам власти гражданское общество
Деятельность территориальных общественных самоуправлений
Актуальные проблемы территориальных общественных самоуправлений
Власть народу, а не чиновникам
В администрации города обсудили взаимодействие с ТОС
Между местью и забвением: концепция переходного правосудия для России
Настоящий материал (информация) произведён, распространён иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
Продолжение. Начало см. в № 9 (838) от 22.10.2021
Глава 9. Структура органов переходного правосудия
1. Общие принципы
2. Выбор наименований
3. Краткая характеристика органов переходного правосудия
3.1. Судебная власть
3.2. Розыск и следствие
3.3. Прокуратура
АО «РНГ» окажет помощь жителям Курской области