"Газета "Богатей"
Официальный сайт

№ 1 (869) от 15.01.2025

Главная проблема Саратова. В продолжение темы…

Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ

Мне бы не хотелось, чтобы предыдущая моя заметка (см. статью, опубликованную в саратовских газетах Богатей и Земское обозрение в 2011 году) о нашей – жителей – незавидной роли в городском самоуправлении, свидетельствовала лишь о критиканских наклонностях автора. Напомню, что речь шла и идёт о системе ЖКХ, трансформируемой в рамках Жилищного кодекса РФ, который называют «новым», несмотря на то, что с момента его принятия Государственной думой РФ прошло 7 лет.

Основная цель этого закона полностью капитализировать как само жилищно-коммунальное хозяйство, так и обеспечить за счёт немалых сборов с ЖКХ-услуг постоянный прирост доходной части бюджета МСУ. Как и во всех процессах российской капитализации не маловажной задачей при этом является создание т.н. «среднего класса». Создание, я бы сказал, любыми путями, само собой за наш счёт! Учредители управляющих компаний и ассоциаций ТСЖ, как и коррумпированные с ними чиновники, депутаты – и есть те самые герои капиталистического труда, которые в последнее десятилетие пополнили собой «средний класс», ранее формировавшийся на стезе разгосударствления собственности некогда общенародных предприятий и учреждений промышленности, науки, сельского хозяйства, торговли, культуры, здравоохранения и пр.

Интересно, но некоторых звонивших мне по поводу предыдущей статьи читателей, очень удивило, что управляющие компании я назвал «частными структурами» – ни продолжают воспринимать современное ЖКХ как систему подведомственную если не обкомам – исполкомам, то по крайней мере – главам районов, мэру, губернатору. Какое уж тут понимание места и роли жителей в городском самоуправлении? Как система, городское хозяйство (так что ли назвать систему давно уже без советской власти и всё ещё без конституционного местного самоуправления) за последнее 20-летие практически не подверглась реформированию. При этом институты демократии – представительные органы по численности сократились в два десятка раз, депутатов в своём большинстве не избирают территории, не стало мощных структур общественного участия, коими были до 90-х г. домовые и уличные советы. Реально действовавшие в первой половине 90-х годов комитеты общественного самоуправления, общественно-консультативные советы города и некоторых районов – или ликвидированы, или «приватизированы» «общественниками» – назначенцами.

Давайте посмотрим, что же противостоит «развалинам городского самоуправления» и его представительной основе, в лице одного избранного от территории в 40 тысяч жителей, депутата? Армия, по крайней мере, дивизия муниципальных чиновников (только муниципальных, не считая региональных, федеральных) мэрии и её служб, районных администраций! А также суды, в первую очередь, мировые, а также различные территориальные федеральные и региональные структуры (прокуратура, налоговики, полиция и т.д.) – они как и учредители управляющих компаний, МУПов – ГУПов – хотя бы как-то ассоциируются с жителями в единой системе городского самоуправления? Ответ однозначный – нет.

И тогда какова же роль жителей в этой системе – партнёров, клиентов, участников или быдла, которое только грабят и унижают все их «партнёры» по МСУ?

Эти наши партнеры – чиновники и депутаты, призваны по Конституции РФ и ФЗ -131 «Об общих принципах организации (!) местного самоуправления в РФ» заинтересованно создавать условия для нашего с вами участия во всех процессах городской жизни, в решении вопросов местного значения. Это их обязанность, которую они не несут уже около 20 лет. И не собираются нести, наверное, никогда.

После революционных событий 1991/93 г.г. напрочь изменилась власть в России, основа государственного устройства. Механизмом этих изменений стала капитализация всего и вся – я с этого начал свою заметку. Саратов – это часть России, часть истории, памяти, часть того, что для 830 тысяч жителей нашего города – является Родиной. Никакой не «малой», а «самой близкой и родной».

Здесь, как и во всей стране, 19-20 лет назад изменились принципы, изменились условия, изменилась жизнь!

Что для жителя города Саратова изменилось? Были 6 разновеликих района, формировавших свои бюджеты. Финансово-экономических основ у этих структур городского управления не осталось, как не осталось огромных дополнительных источников реального наполнения самых близких нуждам и потребностям жителей бюджетов, коими были «средства на социальное развитие территорий вокруг промышленных предприятий и улучшение условий жизни людей». Десятки саратовских предприятий участвовали в новом строительстве, ремонте эксплуатации и содержании жилья, дорог, объектов образования, культуры, спорта… Ничего не меняя в системе управления городом, «отчимы города»: Китов, Маликов, Аксёненко, тройка приблудных «проектов партии власти», и теперь Грищенко сотоварищи эксплуатируют схему административно-территориального деления города, которая просто не может работать в новых политических и экономических условиях! Ну не может в современных условиях телевизор «КВН» или «Рекорд-64» быть массовым средством информации и выполнять требующиеся новому времени функции.

Схема же административно-территориального деления крупного города – в полностью изменившейся среде оказывается быть может неизменной (?!). Не случайно этой схеме (кроме Москвы крупные города России в этой части не претерпели никаких изменений) потребовалась и тоталитарная партия власти – вместо КПСС – «Единая Россия», и сохранившие во власти и рядом с ней вся прежняя партхознаменклатура, и всё растущая армия чиновников – только за последние 10 лет их число увеличилось в 2,5 раза. Потребовалась и подмена гражданского участия в МСУ различными симулякрами типа «народного фронта» и «вперед, Саратов» (десяток лет назад были «Любимый город», «Городское собрание»…) Жители-собственники, приватизировав свой «метраж» в многоквартирных домах, так и не изменили своей иждивенческой сущности. При этом интересно, что доморощенные оккупанты местечковой власти «дерут» с нас такие деньги за разного рода ЖКХ-услуги, которые давно бы покрыли любые расходы на создание цивилизованной системы городского самоуправления с развитой демократией и эффективным жилищно-коммунальным хозяйством.

Но в новой системе нужно работать новым политикам, а их просто нет. С 90-х годов в систему региональной власти и МСУ идут и идут стройными шеренгами и колоннами всё новые и новые чиновники с менталитетом инструкторов обкома, секретарей райкомов и прочих «комков».

Такое интересное, действительно интереснейшее дело как преобразование, демократизация страны путём создания полноправно обеспеченного местного самоуправления, модернизация общественных отношений – почему-то не привлекает внимания уже второго поколения новых чиновников и депутатов?

Затянувшееся на десятилетия недоверие со стороны жителей с потенциалом самых эффективных собственников к чиновникам – ретроградам и обратное явление с презрением т.н. «элиты» к простым горожанам, к сожалению, не позволяет субъектам прав городского самоуправления «двинуться навстречу друг другу». Но это «движение снизу» просто необходимо России, которая «без народовластия, без местного самоуправления (по А.И. Солженицыну) никогда не станет «сильным государством».

В той же системе ЖКХ вновь создающиеся «сверху» ТСЖ и управляющие компании в своей организации «наступают на грабли» в 10-й раз и будут наступать в 11-й и 105-й, потому что единственным критерием их эффективности является прибыль. Почему не взяться за создание альтернатив в ЖКХ новым «студенческим отрядам» – это будет реальная модернизация! Пусть ребята из СГТУ других саратовских вузов вместе с преподавателями с жителями берутся строить те же УК, ТСЖ, эксплуатирующие и ремонтные структуры по учебникам, так как надо стране, городу, людям без откатов и взяток с учетом опыта развитых стран. Используя их и свой приобретаемый опыт, саратовцы внесли бы реальный вклад в развитие, модернизацию страны.

Сейчас, вместо этого сорокалетние и старше политики вспоминают себя в студенческих отрядах, строящих курятники и чуть ли не призывают молодёжь 21-го века последовать их примеру. Модернизацию ЖКХ, МСУ можно вести только новыми силами, молодыми грамотными по-современному мыслящими людьми. Они есть в Саратове. Мы, саратовцы, могли бы стать застрельщиками в становлении городского самоуправления в крупных городах России, запроектировать стратегию становления, развития МСУ и бороться за звание лучшего в мире города на стезе самоуправления! Кстати у нас есть интересный нереализованный опыт 1999/2000 г.г., когда был разработан проект «Стратегического плана развития Саратовской области». Идеи и подходы того проекта – интереснейшего документа индикативного планирования могли бы привлечь к огромной общественной работе новых сторонников и прежних адептов.

Ведь если начать всем вместе это интересное дело, оно непременно даст результаты – промежуточные и в итоге. И начать, нужно как начинал Господь – со Слова.


Многомиллиардный федеральный проект в Саратове поставлен на паузу

Материал подготовил Андрей ТРИАДСКИЙ

В Саратове остается туманной перспектива реализации многомиллиардного федерального проекта «Оздоровление Волги». Об этом ИА «Взгляд-инфо» сообщили источники в региональном правительстве и администрации областного центра.

«Оздоровление Волги» предполагает строительство комплекса очистных сооружений на ливневом коллекторе в Глебучевом овраге. На эти цели в прошлом году суммарно – из разных бюджетных источников – было выделено 2 млрд 245 млн рублей. Работы планировалась завершить до 6 октября 2025-го. В марте на аукцион никто не заявился. Повторные торги выявили победителя – московскую ГК «Монолиттехно», однако контракт был расторгнут по соглашению сторон», – напомнил предысторию один из собеседников агентства.

Правительство РФ оценивало строительство новых очистных сооружений в Саратове в сумму порядка 12 млрд рублей.

В сентябре 2023 года тогда вице-премьер Виктория Абрамченко по итогам поездки в регион поручила Росприроднадзору проверить исходные данные, которые легли в основу проекта строительства очистных сооружений в областном центре.

«Прежде чем начинать стройку, необходимо убедиться, что проектная документация построена на объективных данных о загрязнении, поскольку ранее эти данные были занижены», – подчеркнула Абрамченко, и, как выяснилось впоследствии, ее рекомендацию руководство правительства Саратовской области и муниципалитета не восприняло всерьез.

Вместе с губернатором Романом Бусаргиным вице-премьер осмотрела площадку для строительства.

Проектной документацией предусматривалось строительство очистных сооружений поверхностного стока в Глебучевом овраге накопительного типа с максимальным расходом 3600 л/с по приему наиболее загрязненной части поверхностных сточных вод и 84 л/с по очистке.

Все это необходимо для того, чтобы минимизировать загрязнение Волги.

Также в рамках проектирования решались вопросы подачи наиболее загрязненной части ливневого стока от существующих коллекторов 500-1000 мм по улицам Большой Затонской и Чернышевского в голову проектируемых очистных сооружений ливневых стоков со строительством напорного коллектора и канализационной насосной станции.

Технология очистки поверхностных сточных вод предусматривалась на механических решетках, сепараторах тонкой очистки (для отделения из воды мелких взвесей и нефтепродуктов) и оборудовании доочистки (осветлительных и сорбционных фильтрах) с коагулированием и обеззараживанием стоков.

Водоотведение стоков после очистки предусматривалось по существующему самотечному коллектору через водовыпускной оголовок в Волгоградское водохранилище.

Для решения вопроса переработки (плавления) снега проектом предусматривалось строительство модульного снегоплавильного пункта заводского изготовления производительностью 200 куб.м/ч.

Заказчиком строительства выступал городской комитет по строительству и инженерной защите.

В конце июля 2024 года факт срыва проекта официально подтвердил и.о. зампреда правительства Сергей Соколов.

Он отмечал, что проектно-изыскательные работы по объекту администрацией Саратова проводились в 2019 году, когда схемы водоснабжения города еще не было (то, о чем и предупреждала Виктория Абрамченко).

В результате в основу документации легли данные практически 20-летней давности, которые сейчас не отражают объективную картину, – сетовал Соколов.

Речь, по словам и.о. зампреда правительства, идет о площади водосбора и объеме сточных вод, которые будут проходить через ливневой коллектор.

«Обсуждали этот вопрос с экспертами, они подтвердили, что в случае использования имеющегося проекта на выходе можно получить неработающие очистные сооружения. В связи с этим принял решение, что проект уйдет на доработку», – сообщал Соколов.

Чиновник пообещал, что до конца июля 2024 года будет подготовлено техническое задание и объявлены торги на корректировку проектной документации.

Он отметил, что на строительство очистных сооружений Саратовская область получила из федерального бюджета 1,6 млрд рублей.

«Губернатором перед моим блоком поставлена задача сделать все, чтобы финансирование сохранилось за регионом на будущий год», – анонсировал Соколов.

Однако редакции до сих пор так и не удалось найти на сайте Госзакупок информации о каких-либо новых торгах на строительство новых очистных сооружений в Саратове.

Напомним, в августе 2024 года зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Жанна Рябцева (ЕР) подчеркнула, что в случае провала проекта строительства в Саратове очистных сооружений с руководства региона, включая губернатора Романа Бусаргина, будет серьезный спрос.

«Прискорбно, что понимание необходимости корректировки проекта строительства пришло к региональным властям лишь в 2024 году и только после проверок. Потому что федеральный проект «Оздоровление Волги» был инициирован президентом в 2018 году.

Важно, чтобы руководство регионов понимало, что просто «освоить» федеральные деньги и забыть про них – не получится. Спрос будет», – заявила депутат ГД.

Редакция направила этот материал и.о. зампреда правительства Сергею Соколову для получения комментария.

https://www.vzsar.ru/news/2025/01/16/mnogomilliardnyy-federalnyy-proekt-v-saratove-postavlen-na-payzy.html


Правительство Бусаргина не намерено собирать комиссию для анализа провалов крупных проектов

Материал подготовил Константин ХАЛИН

Правительство Саратовской области (возглавляет губернатор Роман Бусаргин) считает «преждевременным» создание постоянно действующей комиссии для контроля исполнения крупных стройпроектов за бюджетный счет.

Соответствующий ответ от и.о. зампреда регионального кабмина Сергея Соколова получил депутат облдумы Денис Буланов.

В начале декабря парламентарий направлял в адрес Бусаргина обращение, в котором указал, что «многие крупные проекты, реализуемые в нашем регионе, зачастую срываются или затягиваются».

В связи с этим Буланов предлагал главе региона «рассмотреть возможность создания постоянно действующей комиссии, в которую могли бы войти представители правительства Саратовской области и депутаты Саратовской областной думы».

«Данная комиссия могла бы контролировать ход исполнения крупных проектов, реализующихся на территории Саратовской области», – полагает облдеп, отмечая, что его коллеги «неоднократно обращали внимание чиновников и предупреждали власть о рисках, связанных с реализацией крупных проектов».

По словам Буланова, в пользу актуальности такого предложения говорит и опубликованный вчера ИА «Версия-Саратов» материал на эту тему – «Сорванцы: десять знаковых объектов, которые саратовские власти не смогли осилить в срок (и не факт, что осилят вообще)».

Коллеги составили рейтинг «знаковых объектов, которые саратовские власти не смогли осилить в намеченные сроки, нещадно срывая их (порой неоднократно)». В список попали:

Однако в правительстве области полагают, что создание спецкомиссии – преждевременная мера, сетует Буланов.

«В настоящее время работа по формированию крупных проектов в сфере коммунальной инфраструктуры на 2025 год и последующие периоды не завершена.

Контроль за расходованием бюджетных средств (в том числе в рамках инфраструктурных проектов), согласно действующему законодательству, осуществляют (кроме исполнительных органов региона) федеральные исполнительные органы власти, органы прокуратуры Российской Федерации, Счетная палата Саратовской области.

С учетом изложенного создание комиссии по контролю за реализацией крупных проектов в сфере коммунальной инфраструктуры является преждевременным», – цитирует депутат ответ Сергея Соколова и добавляет от себя: «В итоге окажется, что вчера было рано, сегодня преждевременно, а завтра будет уже поздно».

https://www.vzsar.ru/news/2025/01/16/pravitelstvo-bysargina-ne-namereno-sobirat-komissiu-dlya-analiza-provalov-krypnyh-proektov.html


Проекты и провалы 2024 года

Дмитрий КОЗЕНКО

Прошлый год в Саратове был годом больших проектов. Сейчас приходится констатировать, что ни один из них не был выполнен. Реализация перенесена на этот год и то не для всех проектов. Некоторые как представляется, будут вообще благополучно забыты. Не до них сейчас, когда такое творится.

О каждом из этих проектов саратовские СМИ писали достаточно, но все равно, если свести всю информацию о главных проектах в одном тексте, то получится совсем уж неприглядная картина.

«Скоростной» трамвай

Конечно, притча во языцех – это так называемый скоростной трамвай. Почему так называемый? По той простой причине, что на девятом маршруте, а речь идет, прежде всего, о нем, трамвай в принципе не может развить большую скорость – слишком много поворотов и пересечений с другими улицами – почти тридцать. Кстати, единственный реально скоростной трамвай – в Волгограде, но там маршрут идет по прямой, а пересечения с другими улицами упрятаны в тоннели.

На начало года ситуация такова:

16 декабря Арбитражный суд Саратовской области внес изменения в мировое соглашение по резонансному спору ООО «Саратовгорэлектротранс» (учреждено правительством области) и ООО «ФракДжет-Строй» по поводу реконструкции сети трамвайного маршрута № 9 в региональном центре. Соответствующее определение опубликовано в картотеке арбитражных дел «Электронное правосудие».

В решении арбитража сказано: «Стороны договорились продлить срок выполнения работ по договору генерального подряда до 30.06.2025 (включительно) (…) В пункт 5.1 договора генерального подряда внести следующее изменение: слова «не позднее 01.12.2024» заменить словами «не позднее 30.06.2025». То есть полноценный пуск 9 маршрута намечен на начало июля. Будут ли соблюдены эти срока – покажет время.

Конечно, возникают вопросы. Например, такой: почему нигде ничего не говорится о маршруте № 10? Сейчас он, понятно, не функционирует, ведь большая его часть совпадает с маршрутом девятки? Но что будет потом — будут ли и его реконструировать, оставят как есть, закроют вообще? Подвергнутся ли реконструкции пока еще работающие маршруты 3 и 11? Если да, то жителям Дачных, СХИ и Солнечного можно только посочувствовать. Придется ли нам опять читать в канале губернатора, что он пешком пройдет весь маршрут, лично инспектируя ход работ?

Театр оперы и балета

Работы по реконструкции саратовского оперного театра были начаты в 2020 году и должны были завершиться ещё до конца декабря 2022 года. Тогдашний губернатор Валерий Радаев обещал в 2021 году, что реконструкция объекта «будет идти как по нотам». Но в том же году работы были приостановлены на несколько месяцев и возобновились в сентябре. В 2022 году Бусаргин, будучи уже врио главы региона, признал, что реконструкцию невозможно закончить вовремя. Аукционы на реконструкцию здания оперного театра срывались несколько раз. В общей сложности подрядчика искали около трех лет. Изначально ремонт оценили в 2,5 миллиарда рублей, правительство же выделило на него 1,4 миллиарда. С компанией «Адепт Строй» контракт заключили на сумму 1,6 миллиарда рублей.

В декабре 2023 года выяснилось, что театр не законсервирован, через оконные проемы в здание попадают осадки, хотя правительство собиралось решить этот вопрос. В январе губернатор сообщил, что власти найдут деньги для решения проблемы. Контракт на создание проекта консервации театра заключили с ООО «Эсгал». Он обойдется властям в 3,39 миллиона рублей.

Осенью прошлого года в канале Бусаргина появилась информация, что за реконструкцию театра будет отвечать федеральное министерство культуры.

12 ноября губернатор писал: «В настоящий момент идет сложный юридический процесс передачи объекта на федеральный уровень. Это займет определенное время, поэтому первоочередная задача – обеспечить сохранность объекта культурного наследия до момента возобновления строительства. Все судебные разбирательства с бывшим подрядчиком реконструкции театра оперы и балета завершены. С него удалось взыскать около 1 миллиарда рублей».

В этом году выделили из областного бюджета средства на разработку проекта по консервации. Сейчас он проходит государственную экспертизу. После положительного заключения будет объявлен аукцион. Договор планируется заключить до конца декабря, чтобы с начала 2025 года приступить к проведению всех необходимых работ, включающих в себя закрытие контура здания, восстановление системы отопления и другие направления.

Но как выяснили коллеги, министерство культуры РФ не может взять в оперативное управление Саратовский академический театр оперы и балета. Такой ответ министр культуры Ольга Любимова дала на запрос депутата Госдумы Ольги Алимовой. В ответе говорится: «Принимая во внимание наличие финансовой задолженности по ранее заключенному договору подряда, отсутствие финансирования на содержание объекта, а также имеющиеся незавершенные судебные разбирательства, закрепление на праве оперативного управления объекта за Минкультуры России и подведомственными учреждениями в настоящее время не представляется возможным».

Но ничего об этом губернатор не писал – так же, как о взаимоотношениях с ООО «Эсгал», которое выиграло тендер на разработку проекта консервации руин театра. На конец прошлого года проекта не было. 12 декабря областной арбитраж открыл дело, в рамках которого с «Эсгала» взыскиваются пени за сорванные сроки в сумме 295,4 тысячи рублей.

И о начале работ с первых дней января ничего не известно. Это понятно – какие могут быть работы без проекта? Потом, по всей видимости, последуют суды, новые конкурсы на проведение работ. За это время здание еще больше разрушится.

Столыпинский индустриальный парк

Сейчас уже никто и не помнит, что осенью 2023 года губернатор трижды с короткими интервалами обратился к народу с посланиями, названными «О развитии Саратова» – части 1, 2 и 3. Одной из главных тем было создание Столыпинского индустриального парка. Основных тезисов было два: природа не пострадает, а, наоборот, улучшится. «Знаю, что многие скептически относятся к этому, но хочу поставить точку в обсуждении – парк будет отвечать всем экологическим стандартам. Это принципиальная позиция и обязательное требование к площадке, а также будущим резидентам. Никаких уступок на этот счет не будет. Более того, проектом предусмотрено не только сохранение прилегающих прудов, но и организация там мест отдыха», – писал губернатор. Тезис второй – парк привлечет инвестиции, там будут функционировать двадцать два предприятия. Пока об инвестициях известно одно: на обустройство коммуникаций был привлечен федеральный кредит на сумму более миллиарда рублей. Но уже в начале прошлого года в канале губернатора не было ни одного поста о технопарке.

О природе можно сказать одно: прекрасное место отдыха, которое в народе звали Золотая долина, уничтожено.

Что же до многочисленных резидентов парка, то и здесь ситуация не лучше: их как было три в начале прошлого года, так три и осталось. Почему так? Об этом много писали – среди причин назывались трудности с логистикой, подвозом рабочей силы, наконец, дефицит рабочих рук, общая ситуация в экономике.

Бюджетные вливания в Столыпинский парк оценивались в 3,2 миллиарда рублей. В основном это кредиты, а их нужно отдавать. На нулевую рентабельность проект выйдет лишь к 2039 году – при удачном стечении всех обстоятельств.

В правительстве заявляли, что деятельность индустриального парка привлечет 3,8 миллиарда рублей дополнительных поступлений в бюджет. Но за пятнадцать лет. Тогда в пересчете на год получается чуть более 250 миллионов. Стоило ли огород городить?

Пассажирское речное сообщение

Первоначально пассажирское сообщение на скоростных судах на подводных крыльях (СПК) «Валдай 45Р» было анонсировано на осень прошлого года. Но не срослось – теперь рейсы по Волге перенесены на весну этого года. Почему так случилось – понятно: первое судно для Саратова было спущено на воду 27 ноября.

Первоначально было объявлен, что область собирается приобрести пять судов типа «Валдай 45Р». Почему именно пять, кто проводил подсчеты, сколько их нужно для области – неизвестно. К примеру, у куда более состоятельной Самары три СПК, в Ростовской области и в Чувашии по два.

Пока, со слов министра транспорта области Алексея Петаева, известно, что область уже приобрела два. Но на сайте Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях о втором «Валдае» для Саратова информации нет. Ну, пять, значит пять. В декабре прошлого года был объявлен аукцион на приобретение трех СПК по цене 170 миллионов за корабль. На участие в аукционе не было подано ни одной заявки. «По результатам несостоявшихся закупочных процедур в форме электронного аукциона в настоящее время министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области ведётся процедура согласования заключения контрактов на поставку судов «Валдай 45 Р» с единственным поставщиком», – заявил глава ведомства Алексей Петаев. Единственный поставщик – это производитель «Валдаев» Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева. Но там переизбытка судов не наблюдается, их строят под заказ — это первое. Второе и главное: 170 миллионов рублей «Валдай» стоил летом 2023 года. Сейчас можно прикинуть, что стоимость СПК приближается к 200 миллионам.

Очистные сооружения, пляж в Затоне, новый микрорайон на месте аэропорта

Теперь коротко о еще нескольких проектах, так и нереализованныхв прошлом году. Пляж в Затоне. Его запуск чиновники обещали к 1 августа, но сроки оказались сорваны. Берегоукреплением в Затоне занимается ярославская компания «ЕКС». В 2023 году ей выделили на работу 1,2 миллиарда рублей, в 2024 – ещё 1,9 миллиарда.

«Ищите тех, кто будет отвечать за свои слова. Это что такое? Погода стоит прекрасная, никто не работает. Разве это дело? Позор так организовать работу!» – возмущался Вячеслав Володин летом прошлого года.

Строительство очистных сооружений в Глебучевом овраге, для этих целей федеральный бюджет выделил области 1,6 миллиарда рублей. Первый конкурс по определению подрядчика сорвался – никто не сделал заявку. Договор, заключенный после второго конкурса, был вскоре расторгнут. Тут же выяснилось, что проект очистных сооружений, подготовленный в 2019 году, основан на устаревших данных. Если бы очистные были построены по этому проекту, то они оказались бы попросту нерабочими. Кстати, строительство очистных сооружений включено в федеральную программу «Оздоровление Волги».

Строительство нового микрорайона на территории старого аэропорта. Когда летом прошлого года проект был обнародован, то вызвал дискуссию среди архитекторов и общественников. Дело, прежде всего, в том, что микрорайон «запр ёт» Юбилейный и другие поселки в сторону Усть-Курдюма. Там и сейчас постоянные пробки в часы пик. Новый микрорайон рассчитан на 30 тысяч жителей, это дополнительно примерно 10 тысяч автомашин. Но дорога туда только одна – по Соколовогорской и обратно, в город – тоже одна – по Мясницкой. Расширить их невозможно, мешают застройки и рельеф местности. Осенью на территории начались подготовительные работы, но велись они ни шатко, ни валко. Сейчас встали вообще.

Новый год – новые проекты – в дополнение к нереализованным. Намечены строительство транспортной развязки на Славянской площади, вторая очередь Парка покорителей космоса, дворцы гандбола и единоборств. Насколько эти проекты остро необходимы – судить вам.

https://fnvolga.ru/news/view/id/237084


Александр Бастрыкин пообещал уделить «особое внимание» поискам настоящего заказчика убийства прокурора Григорьева

Сергей МАКСИМОВ

На встрече председателя СК РФ Александра Бастрыкина с представителями ведущих российских СМИ руководитель проекта «Честный детектив» Эдуард Петров задал вопрос об убийстве в 2008 году прокурора Саратовской области Евгения Григорьева, в частности, отметив, что настоящий заказчик по этому делу, судя по всему, до сих пор не установлен.

По словам Бастрыкина, еще будучи руководителем Следственного комитета при прокуратуре РФ, он взял расследование дела под личный контроль, провел расширенное совещание в Саратове, заслушал отчет оперативно-следственной группы. В настоящее время, отметил Бастрыкин, этому резонансному убийству действительно необходимо уделить особое внимание.

Напомним, прокурор Григорьев был убит вечером 13 февраля 2008 года у подъезда своего дома на Большой Горной. Неизвестный выстрелил ему в голову из пистолета с глушителем. С самого начала следствие было убеждено, что убийство непосредственно связано с профессиональной деятельностью погибшего. Вскоре задержали несколько человек, в том числе Марата Казакова, который позже получил 20 лет колонии как непосредственный исполнитель, и гендиректора завода «Серп и молот» Алексея Максимова, якобы заказчика. В 2010 году Максимова обнаружили в камере мертвым – то есть до судебного процесса он не дожил.

Среди тех, кто допрашивался по делу об убийстве Григорьева в качестве свидетелей, – известный и в то время влиятельный саратовский предприниматель и депутат Сергей Курихин. Спустя 15 лет, в январе 2025 года, стало известно, что Бастрыкин затребовал от саратовских следователей доклад о деятельности Курихина. «Ранее фигурант мог быть причастен к организации нападения на корреспондента, занимавшегося журналистским расследованием особо тяжкого преступления в 2008 году, по которому бывший депутат допрашивался в качестве свидетеля как возможный заказчик преступления (как раз убийство Евгения Григорьева. – ОМ.)», – говорится в сообщении информационного центра Следственного комитета.

https://om-saratov.ru/social/16-january-2025-i152228-aleksandr-bastrykin-poobes

От редакции Информационно-аналитического портала Богатей-онлайн: упомянутым в статье «корреспондентом, занимавшимся журналистским расследованием особо тяжкого преступления в 2008 году», мог быть журналист-расследователь Александр Крутов, автор статьи «Жертвы уголовно-политической многоходовки» (http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=0&article=31032008110132&oldnumber=437)


В Саратове возбуждено дело из-за масштабного вреда Волге канализацией

Антон КРУГЛОВ

В Саратове возбуждено уголовное дело в связи с установленными фактами нанесения вреда окружающей среде – сбросом стоков канализации в Волгу.

Как информирует пресс-служба СУ СКР по региону, решение о возбуждении уголовного дела принято следователями Кировского района после проведения проверочных мероприятий по сведениям, размещенным в публичных источниках.

Сообщается, что специалисты определили – сброс неочищенных сточных вод в реку осуществляется через канализационную насосную станцию. Проводятся необходимые следственные действия, устанавливаются причастные к допущенному нарушению закона.

https://reporter64.ru/content/view/v-saratove-vozbuzhdeno-delo-iz-za-masshtabnogo-vreda-volge-kanalizaciej


«Может хватит отчётностью заниматься?»: горожане завалили исполняющего полномочия мэра сообщениями о неочищенных улицах

Полина АКСЁНОВА

После ночного снегопада жители Саратова рассказали исполняющему полномочия главы города Павлу Суркову о неочищенных дорогах. Десятки комментариев оставили под утренним постом главы в Telegram.

Отметим, утром 16 декабря Сурков отчитался, что провёл рабочую планерку с заместителями и главами районных администраций. «Главный вопрос на повестке дня уборка снега. Главы районов должны обеспечить контроль за работой подчинённых учреждений. Необходимо активно работать с управляющими компаниями и предприятиями по вопросам уборки прилегающей территории, очистки кровли. Тех, кто ненадлежащим образом выполняет эту работу, следует привлекать к административной ответственности. Необходимо обеспечить подъезд к контейнерным площадкам, чтобы спецтехника могла своевременно вывезти мусор.

Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта – обеспечить контроль за работой общественного транспорта. Должен соблюдаться график движения, чтобы жители могли добраться до работы, учебы», – сказано в публикации.

Под постом горожане оставили множество сообщений о неочищенных улицах. Многие саратовцы отметили, что помимо неубранного снега, в городе всё ещё не решена проблема с постоянными течами. Сложная ситуация, по словам горожан, сложилась на Соколовой горе, в районе СГТУ имен Гагарина на улицах Миротворцева, Вишневая, Чернышевского, на проспекте Строителей. «Снег – большая проблема, но течь по всему городу – ещё большая проблема!» – высказалась комментатор под именем Ольга.

«Спасибо администрации! На работу сегодня пешком пошёл. Невозможно выехать со двора. Чернышевского/2-й Вакуровский проезд», – поведал о своих злоключениях горожанин Андрей.

«Весь Волжский район в воде. В посёлке Новосоколовогорском застрял автобус с детьми. Там водоканал уже месяц течь устранить не может. Сплошная каша. В Юбилейном дороги не чистят, автобусные остановки не чистят. Повесили знаки парковки для уборки снега на Фёдоровской, 1, так уже не первый снег, а уборки там до сих пор не было», – рассказала пользователь Надежда.

Многие саратовцы начали сетовать на бездействие чиновников. «Ставьте сроки и контролируйте выполнения. Не справился – значит освобождает место другому. Может хватит отчётностью заниматься в кабинетах и проводить планерки в тёплых стенах администрации? Выводите всех сотрудников администрации на субботник ежедневно с лопатами. Это научит всех эффективно и результативно выполнять свои обязанности», – предложил один из горожан.

«Методы бывшего мэра Мокроусовой пиарить себя всегда и везде так и остался. Одни заседания и ничего не делание», – высказался комментатор по имени Анатолий.

Отметим, что сейчас Сурков исполняет полномочия мэра. Выборы градоначальника Саратова пройдут только весной 2025 года. Их отменили, чтобы посмотреть, как администрация справится с работой зимой. «Справедливо, если решение по главе областного центра будет приниматься весной, когда можно будет в полной мере оценить, как администрация прошла это испытание», – заявил ранее председатель городской думы Сергей Овсянников.

https://nversia.ru/news/mozhet-hvatit-otchetnostyu-zanimatsya-gorozhane-zavalili-ispolnyayuschego-polnomochiya-mera-soobscheniyami-o-neochischennyh-ulicah/


Олег Комаров назвал главные проблемы Саратова и способы их решения

Подготовил Антон КРУГЛОВ

Курировать городское хозяйство и благоустройство в Саратове поставлен 1-й замглавы администрации Павел Сурков, уже приступивший к соответствующим кадровым перестановкам. Президент Русского экономического общества, доктор экономических наук, предприниматель Олег Комаров перечислил проблемы, которые необходимо решать в городе новому руководству.

Первым делом следует провести полную инвентаризацию всего муниципального имущества, объектов ООО «СПГЭС» и других городских коммунальных организаций. Все должно быть на учете, бюджет не должен терять деньги, он в Саратове, как известно, и так недостаточный. Соответственно нельзя допускать, чтобы государственная, муниципальная собственность использовались в коммерческих целях в ущерб бюджету, как это было в случае с ДК «Россия», где не платился налог с имущества, отсутствовал договор аренды земли.

Также необходимо провести проверку кадров в муниципальных организациях и предприятиях, чтобы выяснить, имеют ли должностные лица профильное образование, опыт работы в определенной сфере. Или, быть может, где-то на важные хозяйственные должности людей набирали по каким-то другим критериям? Так нужны ли такие «специалисты»?

Кроме того, нужно проанализировать, насколько бюджетное финансирование позволяет тем или иным муниципальным предприятиям, а их порядка 17-18, осуществлять реализацию проектов, муниципальных программ. Обеспечены ли они для этого адекватными средствами? Ведь, отмечу еще раз, городской бюджет, увы, невелик – в районе 41 миллиарда рублей. В Москве столько на уход за газонами тратят.

Мне, например, известно, что в ряде муниципальных спортивных учреждений из-за скромного финансирования проведены сокращения штатов и там не справляются с объемом поставленных задач. Работают четыре человека и ничего не успевают, кроме как отчетность составлять. Поэтому стоит, наверное, выяснить, сколько на самом деле требуется сотрудников в этих организациях для полноценной работы.

Разумеется, нельзя обойтись без проверок на предмет коррупционной составляющей, в том числе при реализации проектов в ЖКХ и дорожной сфере. Нужно выяснить, как происходит, что многие объекты принимаются при крайне невысоком качестве выполнения работ. Такие случаи необходимо исключить, если мы действительно хотим изменить ситуацию в городском хозяйстве.

Отдельный вопрос касается коммунальных организаций. Пора, наконец, выяснить, почему не решаются проблемы с мусором, хватает ли контейнеров, способен ли вообще «Ситиматик» перестроить свою работу так, чтобы не было массовых жалоб от жителей. Если не способен, значит требуются радикальные перемены. Ведь деньги население платит за эту коммунальную услугу исправно.

Нужно также установить, почему столько (!) аварий происходит на сетях «Саратовводоканала», какие кардинальные меры нужны для изменения этой тенденции. Необходим жесткий контроль за деятельностью «Т Плюс», нельзя позволять им вскрывать асфальт восемь раз за год в одном и том же месте, как например, в Торговом проезде. То есть они обязаны синхронизировать свою работу с дорожниками, иначе население будет и дальше испытывать неудобства.

Пора, наконец, делать конкретные шаги по созданию в городе ливневой канализации. Не отчитываться о каких-то десятках метров ливневок в отдельных местах, а решать глобальную проблему областного центра так, чтобы город не уходил под воду при дождях, а только что уложенный асфальт не разрушался от стекающих всюду потоков. Есть МУПП «Водосток», пора понять, чем они заняты и обеспечить их работой.

Большой блок проблем скопился в дорожно-транспортной сфере. Некоторые из анонсированных жизненно необходимых проектов, как, например, развязка в районе Стрелка, пока, к сожалению, так и остаются проектами. Вопрос с введением платных парковок, который назрел давно, также решается крайне медленно. Пора уже от слов переходит к делу, а заодно и продумать вопрос с парковочными карманами для организации нормального движения транспорта.

Не могу, конечно, не сказать о том, что эти трудности усугубляет «стройка века» – реконструкция трамвайных путей, из-за которой Саратов перекопан, люди испытывают трудности в поездках на работу и домой, боятся за детей из-за многочисленных ям. Город тоже несет определенную ответственность за происходящее, власти районов должны думать, как помочь жителям, а не наблюдать со стороны.

Есть множество других городских проблем, требующих безотлагательных мер. Например, дети пошли в школу, а на дорогах зачастую не видно пешеходную «зебру» – краска стерлась, но никому до этого нет дела. А ведь это вопрос безопасности детей, горожан. Пора также организовать цивилизованно торговлю на рынке-барахолке в Кировском районе. Он нужен саратовцам, но там элементарно нет туалетов.

К слову, о туалетах. Горожане заждались, когда они появятся в достаточном количестве на той же набережной, и они при этом будут нормально работать, а не стоять закрытыми «на ремонт». В общем, проблем множество и решить их полностью при скромном саратовском бюджете, наверное, невозможно. Но многое сделать вполне реально, если в городе на ответственных должностях будут работать умные и честные люди.

https://reporter64.ru/content/view/oleg-komarov-nazval-glavnye-problemy-saratova-i-sposoby-ih-resheniya


Трамвай пойдёт по плите: на Слонова укладывают покрытие, которое похоронит идею скоростного электротранспорта в пользу личных авто

Павел ЛИТВИНЕНКО

В центре Саратова на трамвайном маршруте № 9 идут активные работы по укладке бетонных плит. Специальное покрытие, которое стыкуется между собой и к рельсам с помощью резиновых накладок, укладывают почти по всей ширине проезжей части.

Кучи плит штабелями сложены на кольце у Детского парка, на тротуарах по улице Слонова и на участке улицы Разина. Сейчас рабочие «Фракджет-Строй» ведут укладку на участке между Разина и Университетской, около театра драмы плиты уложены частично. Когда работы закончат, рельсы будут со всех сторон окружены и утоплены в бетон. Это делается для беспрепятственного проезда автомобилей.

Между тем укладка плит означает, что трамваи поедут, как и раньше, в общем потоке движения. При реконструкции проектом не было предусмотрено строительство выделенной полосы на улице Слонова или хотя бы ограждение путей с помощью заборчиков.

Такая организация движения будет удобна для владельцев личных авто, но ставит крест на идее скоростного трамвая, который должен ходить по выделенной полосе. В противном случае, общественный электротранспорт попадает в зависимость от трафика, пробок, дорожных аварий. Это значит, что велика вероятность, что трамвай не сможет поддерживать среднюю скорость на «скоростном» уровне и, самое главное, будет как до закрытия часто выбиваться из расписания.

Напомним, изначально маршрут № 9 власти обещали достроить в 2023 году и запустить в начале 2024 года. Но сроки были сорваны, а после поданного иска и мирового соглашения исполнение контракта перенесли на 1 декабря 2024 года. Но и этот срок был провален.

Теперь достройка маршрута официально перенесена на 30 июня 2025 года. При этом в проект реконструкции не попало разворотное кольцо у Детского парка. По всей видимости, его решили немного откопать и оставить старые рельсы.

https://nversia.ru/news/tramvay-poydet-po-plite-na-slonova-ukladyvayut-pokrytie-kotoroe-pohoronit-ideyu-skorostnogo-elektrotransporta-v-polzu-lichnyh-avto/


В Якутии пройдет четвертый ежегодный конкурс в сфере образования на средства АО «РНГ»

Компания – инициатор мероприятия и его Генеральный партнер. В рамках сотрудничества

с Целевым фондом будущих поколений Республики Саха (Якутия) ежегодно выделяются финансовые средства на выплаты премий ста лучшим учителям.

Прием заявок начнется 3 марта 2025 года. Принять участие в конкурсе могут преподаватели со стажем не менее трех лет, реализующие программы дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования, вне зависимости от типа и вида организации.

Премии в размере 100 тыс. рублей получат лучшие педагоги Якутии, заслужившие общественное признание за существенный вклад в развитие системы образования. Конкурсная комиссия будет оценивать участников по следующим критериям: высокая успеваемость воспитанников и учеников, результативность участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах и социально-образовательных проектах, профессиональные достижения самого педагога. Участники конкурса уже начали готовить свои портфолио.

Впервые конкурс среди работников в сфере образования на средства АО «РНГ» был проведен в 2022 году. За три года уже 300 педагогических работника в Республике Саха (Якутия) удостоились этой премий.