История становления и деятельности Ассоциации самоуправляемых территорий г. Саратова
Александр ДЖАШИТОВ, председатель АСТ г. Саратова Ассоциация самоуправляемых территорий г. Саратова (сокращенно АСТ) образована девятью органами территориального общественного самоуправления (сокращенно ОТОС) г. Саратова в апреле 1992 г., ее устав зарегистрирован администрацией г. Саратова 18.11.92 г. на основании решения малого Совета Саратовского городского Совета народных депутатов ХХI созыва и она внесена в Государственный реестр юридических лиц и предпринимателей Саратовской области 28.10.97 N 004277 серия Ю-48. В настоящее время АСТ состоит из 24 ОТОСов, действующих на территориях с населением около 280 тыс. человек. Взаимодействие АСТ с ОТОСами осуществляется на основании договоров. Высшим органом АСТ является собрание ее членов в лице председателей ОТОСов. В период между собраниями руководство АСТ осуществляет ее Совет, в который входят 6 председателей ОТОСов (от каждого района города по одному), председатель АСТ, вице-председатель АСТ, по одному представителю от администрации города и городской Думы. В случае, если на заседании Совета АСТ присутствуют более половины председателей ОТОСов, это заседание переводится в ранг собрания АСТ с правом решающего голоса у всех присутствующих членов АСТ. Текущей работой АСТ руководят председатель АСТ Джашитов А.Э. (избранный в 1994 г. и переизбранный в 1996 г.). В аппарат АСТ входят главный бухгалтер и секретарь-делопроизводитель. С 1994 по 1996 гг. представителем администрации города в Совете АСТ был первый заместитель главы администрации города Аяцков Д.Ф., ныне Губернатор Саратовской области. С 1996 г. членами Совета являются вице-мэр, первый заместитель мэра города Соколов А.И. и заместитель председателя комиссии Городской Думы по местному самоуправлению, вопросам социальной сферы, законности и защите прав граждан Петров С.П.
Целью создания АСТ является координация деятельности и представление интересов ОТОСов. Основными задачами АСТ являются: создание ОТОСов, содействие в реализации их полномочий, подготовка правовых и информационно-методических материалов, представление и защита интересов этих органов в их взаимодействиях с органами государственной власти и местного самоуправления и другими юридическими и физическими лицами, обобщение и распространение положительного опыта работы, обучение и подбор кадров для них.
За время существования АСТ количество ОТОСов в г.Саратове выросло с 9-ти до 35-ти (25 созданы по инициативе граждан, а 10 – по инициативе администрации Заводского района) большинство из которых создавалось с участием АСТ. Кроме того, в Саратовской области при непосредственном участии АСТ было создано ОТОСов в гг.Энгельсе – 2, Балашове – 4, Марксе – 8.
Координация АСТ усилий ОТОСов в решении общих для них задач заключается в сборе информации, анализе возникающих проблем и внесении проектов решений и постановлений в соответствующие органы местного самоуправления. Так, городской Совет народных депутатов XXI созыва, его Президиум, малый Совет, городская Дума и городская администрация с 1992 по 1998 гг. приняли 33 решения или постановления, которые в той или иной мере затрагивают проблемы территориального общественного самоуправления и которые либо были подготовлены, либо разрабатывались с участием АСТ. Законы Саратовской области «О местном самоуправлении в Саратовской области», «О территориальном общественном самоуправлении в Саратовской области», принятые Саратовской областной Думой и Устав города Саратова, принятый на референдуме, также разрабатывались с участием АСТ.
АСТ подготовлены и изданы методические и научно-методические пособия:
- «Территориальное общественное самоуправление (сборник документов)» выпуск 1, издательство СПИ, Саратов, 1993 г. (33 стр., тираж 300 экз.),
- «Территориальное общественное самоуправление» выпуск 2, издательство Слово, Саратов, 1996 г. (190 стр., тираж 1500 экз.),
- «Самоуправление. Ч.1. Территориальное общественное самоуправление», издательство газеты «Саратовская мэрия», 1997 г. (121 стр., тираж 400 экз.),
- «Самоуправление. Ч.2. Товарищества собственников жилья», издательство газеты Саратовская мэрия, 1997 г. (93 стр., тираж 400 экз.),
- «Самоуправление. Ч.3. Органы общественной самодеятельности по месту жительства», издательство газеты Саратовская мэрия, 1997 г. (42 стр., тираж 400 экз.).
В средствах массовой информации опубликовано около 200-т статей и информационных сообщений и сделано более 20-ти выступлений на телевидении и радио о территориальном общественном самоуправлении.
АСТ, являясь получателем с 1.09.96 г. по 1.09.97 г. гранта Фонда Евразия за счет средств, представленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (AID), организовала Информационно-консультативный Центр (ИКЦ) «Самоуправление», который оборудован современной компьютерной техникой и, успешно действуя с 01.01.97 г., оказал более 1100 бесплатных услуг и консультаций по правовым, методическим и информационным вопросам юридическим и физическим лицам, в том числе ОТОСам, товариществам собственников жилья, органам общественной самодеятельности по месту жительства.
На 152-х собраниях АСТ или заседаниях Совета АСТ за период с 21.10.92 г. по 01.09.98 г. рассмотрено более 600 вопросов, решения по многим из которых дали конкретные результаты как для жителей города, так и для деятельности ОТОСов.
Для решения практических вопросов АСТ организовывает встречи членов АСТ с должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, как на собраниях АСТ, так и в этих органах.
Между Администрацией г. Саратова и АСТ с 1996 года заключен Договор о совместной деятельности в вопросах развития территориального общественного самоуправления, что позволяет решать правовые и практические вопросы деятельности ОТОСов.
Представление и защита интересов ОТОСов в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в отношениях с другими юридическими лицами осуществляется через участие АСТ в:
– работе Саратовской городской Думы и ее постоянных комиссиях,
– работе Саратовской областной Думы и ее комитетах,
– постоянно действующих совещаниях и заседаниях коллегий при мэре г.Саратова,
– деятельности Общественной Палаты при Губернаторе области,
– деятельности Координационного Общественного Совета при мэре г.Саратова,
– деятельности Совета по местному самоуправлению при Губернаторе Саратовской области.
АСТ принимала участие в мае 1993 г. в семинаре по проблемам территориального общественного самоуправления в Поволжском регионе, проводимым Поволжским кадровым центром, с 1992 г. в ежегодных семинарах международной программы Евроград XXI в Санкт-Петербурге, в декабре 1995 г. в первом (организационном) съезде Российского Союза местных властей в Москве и в феврале 1997 г. в международной конференции «Развитие территориального местного самоуправления, концепция и практика в России», проводимой Агентством Международного Развития США в Москве.
АСТ регулярно организовывает учебу кадров ОТОСов на: собраниях АСТ, специальных семинарах по финансовым вопросам, вопросам экологии, землепользовании и градостроительства (10 семинаров силами АСТ), недельных курсах по правовым вопросам, организованных с помощью Поволжской академии государственной службы, двухдневном семинаре по вопросам местного самоуправления, организованного с помощью Администрации города в Государственной академии права.
Опыт решения и анализ основных проблем, связанных с деятельностью органов территориального общественного самоуправления и их ассоциации
Становление местного самоуправления в России – это длительный процесс. Пока положено только начало этому процессу. Очевидно, что трудности становления местного самоуправления кроются в глубоких пластах российского бытия, в отсутствии у местного самоуправления социальной базы, каковой может являться «самодеятельное население», собственники, участники рыночных отношений. Поскольку такая социальная база в России очень узка и еще только начинает создаваться, а население не готово к самостоятельной политической, экономической и общественной деятельности, то возникает опасение, которое все больше оправдывается, что реформой местного самоуправления воспользуется, главным образом, муниципальное чиновничество. Лозунгом самоуправления оно, словно щитом, закроется от контроля «сверху». Контроля же «снизу» в силу вышеуказанных обстоятельств население осуществить в полной мере не в состоянии. Таким образом, не менее важной, чем выборы органов местного самоуправления и реализация их полномочий, ставится проблема создания соответствующей социальной базы – «духа и бытия» местного самоуправления. Вот такую роль «контроля снизу» и создание «духа и бытия» – социальной базы местного самоуправления может сыграть территориальное общественное самоуправление.
Через территориальное общественное самоуправление, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеалам, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории, за жизнь в городе или другом муниципальном образовании и государстве.
Накопленный в г. Саратове опыт развития территориального общественного самоуправления, создания его правовой базы и практическая реализация его органами своих полномочий свидетельствует о том, что это жизнеспособная и достаточно эффективная форма привлечения населения к самостоятельному решению своих проблем.
В положениях (уставах) ОТОСов (все уставы разработаны на базе материалов АСТ) определен достаточно широкий круг вопросов в области общественных, экономических и земельных отношений, решения по которым органами управления города и его районов должны согласовываться с ОТОСами на основании законов субъекта Российской Федерации Саратовской области и соответствующих решений и постановлений представительных и исполнительных органов власти города.
В этот круг вопросов входят:
– установление им изменение границ территориального общественного самоуправления;
– использование муниципальной собственности при передаче ее в пользование, аренду, хозяйственное ведение или оперативное управление;
– прием выполненных работ по благоустройству и озеленению территорий, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров;
– формирование промышленных, селитебных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использование природных ресурсов, охрана историко-культурного наследия и окружающей среды;
– приватизация объектов потребительского рынка;
– застройка муниципальных земельных участков, возведение на них зданий и сооружений, осуществление перестройки или сноса строений, кроме случаев застрой земельного участка в соответствии с генеральным планом и проектами планировки и застройки, предоставления (передачи) земельных участков гражданам;
– порядок использования гражданами и юридическими лицами земельных участков общего пользования: территории, на которых расположены внутриквартальные и дворовые спортивные сооружения, зоны отдыха и зеленые насаждения, автостоянки, мусоросборники, хозяйственные пристройки, гаражи, места выгула домашних животных и птиц;
– другие решения, затрагивающие интересы граждан и уставные полномочия ОТОСов.
Несмотря на то, что согласования с ОТОСами вышеназванных вопросов не требуют никаких финансовых средств и позволяют узнать точку зрения граждан до принятия решений по этим вопросам, органы управления города и районов очень неохотно идут на подобные согласования. Так, в 1997 г. с 24-мя ОТОСами (кроме Заводского района) согласовывался всего 41 вопрос. В связи с этим в декабре 1996 г. постановлением Администрации города (подготовленным АСТ) была утверждена инструкция о порядке согласования органами управления города и районов с ОТОСами решений в области общественных, экономических и земельных отношений и об ответственности органов управления города и районов в случае не представления этих решений на согласование ОТОСам, а также об ответственности ОТОСов в случае нарушения прав граждан при согласовании (не согласовании) поставленных вопросов.
Частично вопросы согласования решаются участием председателя АСТ в работе градостроительного Совета, комиссии по приватизации и использованию нежилых помещений.
Постановлением Администрации города (подготовленным АСТ) утверждена также инструкция по информированию ОТОСов органами управления города и районов и о решениях, постановлениях, распоряжениях и деятельности в области общественных, экономических, земельных, экологических и социальных отношений.
Органы управления города могут передавать ОТОСам в установленном законом порядке свое имущество – муниципальную собственность в пользование или оперативное управление. За прошедший период с 1992 г.
ОТОСам с организационной помощью АСТ передавалось в оперативное управление 14 объектов потребительского рынка и нежилых помещений. Полученные ОТОСами земельные участки в пользование передавались затем под огороды гражданам (3000 участков). Передача муниципальной собственности ОТОСам в пользование и оперативное управление сдерживается как нежеланием органов управления города и районов делиться этой собственностью, так и отсутствием соответствующего опыта у должностных лиц ОТОСов.
ОТОСы вправе выступать заказчиками сами или совместно с органами управления города и районов на выполнение работ по благоустройству и озеленению территорий, вывозу мусора, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и тротуаров с использованием предусмотренных на их выполнение средств из бюджета города или района и собственных финансовых средств.
В 1997 году совместно с районными администрациями 24 ОТОСа выступали в качестве заказчика всего 22 раза. Однако, сами ОТОСы, выступая в качестве заказчика, несмотря на очень небольшие финансовые средства, решили очень много конкретных вопросов благоустройства.
Только их перечень говорит сам за себя: озеленение территорий, асфальтирование тротуаров, ремонт внутриквартальных дорог, небольших мостов и маршевых лестниц, обустройство 8-ми базарчиков, ливневых каналов, туалетов, выгребных ям, водопроводных колонок, гидрантов, поймы реки Елшанки, оврагов, остановочных павильонов, опорных пунктов милиции, придомовых территорий, установок для сушки белья, восстановление столбов освещения, проездов через трамвайные пути, уборка территории, вывоз мусора, организация субботников, строительство 9-ти спортивных и детских площадок и многое другое, что относится к «малому» благоустройству.
ОТОСы как самостоятельно, так и помощью АСТ способствовали гражданам в: строительстве гаражей, хозяйственных построек, автостоянок путем кооперирования на добровольной основе средств граждан и юридических лиц (таким образом, в Саратове построено более 3000 хозблоков и погребов, 400 кооперативных гаражей, организовано 3 автостоянки). АСТ способствует деятельности ОТОСов по:
– созданию санитарно-экологических общественных инспекций;
– организации по требованию населения общественных экологических экспертиз и общественных обсуждений;
– проведению опросов среди населения;
– составлению протоколов об административных правонарушений граждан и юридических лиц в установленном законом порядке;
– организации досуга населения, проведению избирательных компаний.
– АСТ является единственной в г. Саратове организацией, которая занимается вопросами создания товариществ собственников жилья, подготовкой необходимой нормативной базы и ее практической реализацией.
Деятельность ОТОСов в сфере социального обслуживания различных категорий населения на наиболее удобном для них территориальном уровне включает в себя: содействие органам власти в устранении причин, препятствующих человеку, семье, группам граждан достичь оптимального уровня благосостояния; привлечение к этой сфере частных, благотворительных, религиозных и т.п. организаций и координацию их усилий с учреждениями социального обслуживания; осуществление прямых целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся в общественной поддержке дополнительно к той, которая предоставляется государственными и муниципальными учреждениями; организацию индивидуальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Социальная помощь ОТОСов в содействии учреждениям социального обслуживания заключается в:
– выявлении, учете семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке и предоставлении этой информации в районные и городские управления социальной защиты населения для принятия совместных решений;
– материальной помощи ветеранам войны и труда, инвалидам труда и детства, больным, лицам, пострадавшим от каких-либо несчастных случаев или попавшим в экстремальные ситуации, одиноким престарелым гражданам и другим малообеспеченным гражданам; надомных услугах семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе;
– помощи в трудоустройстве безработным гражданам и оказании юридических услуг по трудовым вопросам;
– в содействии развитию различных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания;
– организации различных мероприятий и поощрений в дни праздников и торжественных дней для различных категорий граждан;
– разрешении конфликтных ситуаций между гражданами;
– контроле за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания.
Только в 1997 г. ОТОСы оказали материальную и финансовую помощь на 90 млн.руб. ветеранам войны и труда, малообеспеченным гражданам, лицам, пострадавшим от каких-либо несчастных случаев или попавшим в экстремальные ситуации в виде денежных пособий, бесплатных пайков, питания в столовых, путевок в профилактории, финансовых средств для приобретения школьной формы, льготных цен на продукты и услуги, лечения больных, КТОС «Солнечный» создал фонд социальной защиты и три домработницы обслуживают престарелых граждан на дому.
ОТОСы организовывают различные мероприятия, поощрения и подарки в дни праздников и для различных категорий граждан (День Победы, День ветерана войны, День инвалида, День многодетной семьи, День озеленения, новогодние и рождественские праздники для детей и подростков, дни рождения одиноких и престарелых граждан и др.).
В результате взаимодействия АСТ с управлением социальной защиты в 1998 г. 300 детей малообеспеченных родителей через ОТОСы получили приглашения на новогодние елки с бесплатными подарками, 120 детей малоимущих родителей получили бесплатные путевки в летние лагеря отдыха, решаются вопросы с детскими пособиями. ОТОСы организовывают или содействуют работе подростковых клубов, которых на территории ОТОСов 13, кроме того, работает православная воскресная школа, драмкружок и летняя детская площадка с питанием на 30 дней.
ОТОСы проводят исследования социального состава населения территории для выявления граждан, нуждающихся в социальной помощи и трудоустройстве, контролируют работу общественного транспорта, предприятий потребительского рынка (при 5-ти ОТОСах созданы санитарно-экологические инспекции), разрешают конфликтные ситуации между гражданами.
В социальном обслуживании, социальной защите и социальной работе для граждан с целью создания условий, обеспечивающих каждому из них достойную жизнь и свободное развитие деятельность АСТ направлена на решение таких актуальных вопросов, как: создания и развития территориальной сети учреждений социальной работы с участием ОТОСов; организация ОТОСами различных форм общественного контроля использования финансовых средств в области социальной работы, эффективности и целесообразности программ социальной помощи и профессионально-этического уровня учреждений, организаций, других юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере социальной работы; обеспечение информационно-аналитической деятельности в сфере социальной работы: проведение регулярных опросов общественного мнения и публикации в СМИ.
ОТОС вправе создавать добровольные образования (отряды, дружины, посты) по охране общественного порядка, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами внутренних дел города.
Добровольные образования по охране общественного порядка при ОТОСах совместно с участковыми инспекторами занимаются профилактикой правонарушений и преступлений, борьбой с ними и с этой целью проводят:
– беседы среди населения по разъяснению законодательства и правил поведения;
– беседы с нарушителями и их родственниками;
– проверки на дому ранее судимых, подростков, состоящих на учете и из неблагополучных семей;
– патрулирование по установленным маршрутам;
– рейды совместно с милицией общественной безопасности по выявлению правонарушителей.
Для защиты граждан, участвующих в охране общественного порядка, пять ОТОСов практиковали в 1995 году с помощью АСТ страхование на один или три месяца граждан, участвующих в охране общественного порядка.
Около 200 горожан участвуют в работе охраны общественного порядка при ОТОСах с почасовой оплатой труда, оказывая большую помощь милиции в охране общественного порядка на территории действия ОТОСов и на бытовом уровне. Взаимодействие УВД города с ОТОСами осуществляется через АСТ.
Для защиты граждан, входящих в добровольные образования по охране общественного порядка. АСТ считает необходимым добиваться обеспечения этих граждан разрешенными законодательством средствами защиты и оперативной связью для немедленного вызова милиции общественной безопасности к месту нарушения общественного порядка и в качестве предупредительной меры к месту назревающего нарушения; страховать этих граждан от несчастных случаев в установленном порядке.
Финансовые ресурсы ОТОСов состоят из собственных средств, средств, передаваемых им органами самоуправления города и другими юридическими лицами и гражданами. Они самостоятельно используются ОТОСами, но не могут быть израсходованы иначе, как в соответствии и во исполнение их финансовых планов.
Собственные средства ОТОСов образуются за счет доходов от деятельности объектов собственности ОТОСов и объектов муниципальной собственности, переданных им в пользование или оперативное управление, а также от предпринимательской деятельности (при условии, что эти средства идут на выполнение уставных целей). Эти финансовые средства ОТОСов пока составляют незначительную часть в их финансовых планах вследствие как отсутствия у них собственности, так и отсутствия соответствующего опыта у должностных лиц ОТОСов.
Все ОТОСы города и АСТ освобождены от уплаты местных налогов и части налогов субъекта Российской Федерации - Саратовской области.
Реализация прав граждан и их сообществ по месту жительства регламентировать значительную часть дел этих сообществ и управлять ими ставит вопрос о необходимости научно обоснованных подходов к процессам организации и деятельности территориального общественного самоуправления и информационно-методического обеспечения этих процессов.
АСТ занимается разработкой научно обоснованных рекомендаций по стратегии действий в этих процессах с учетом особенностей перехода от неорганизованного (хаотичного) местного сообщества к самоуправляемому (установившемуся) местному сообществу с использованием математических методов (в частности, общей теории Детерминированного Хаоса нелинейных динамических систем) и современных компьютерных технологий для составления соответствующих математических моделей.
В развитии территориального общественного самоуправления наметились две крайности: от полного подчинения ОТОСов администрациям (в некоторых случаях даже не администрациям, а МУП ЖКХ или ЖЭУ) без прав и финансовых средств с одними обязанностями до превращения ОТОСов в общественные организации с правами, но без финансовых средств и обязанностей (вплоть до превращения их в политические клубы).
Одной из важных задач в развитии территориального самоуправления является отыскание баланса прав и обязанностей ОТОСов с финансовым обеспечением этих прав и обязанностей и ответственностью как перед гражданами, так и органами местного самоуправления (обязанности по реализации собственных инициатив населения в вопросах местного значения на органы ТОС возлагаются населением с учетом имеющихся возможностей по их обеспечению – примеч. Редактора).
Весь номер на одной странице
|