Между местью и забвением: концепция переходного правосудия для РоссииНастоящий материал (информация) произведён, распространён иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
Н.А. БОБРИНСКИЙ, С.М. ДМИТРИЕВСКИЙ Безнаказанность преступлений стала в России обыденностью. О ней регулярно сообщают средства массовой информации и правозащитные организации. Сотни таких случаев были рассмотрены в международных механизмах защиты прав человека, прежде всего в Европейском Суде по правам человека. Эту проблему признают и представители властей. Продолжение. Начало см. в № 9 (838) от 22.10.2021
Глава 9. Структура органов переходного правосудия1. Общие принципыПри разработке предлагаемой структуры мы исходили из следующих принципов: - Институты переходного правосудия должны представлять собой единую систему государственных органов с чётко определёнными и распределёнными функциями, их взаимодействие должно координироваться.
- Ни один государственный орган не может эффективно реформировать сам себя.
- Одинаковые по содержанию и методам задачи не должны возлагаться на разные органы системы.
- Расследование нарушений прав человека и реабилитация потерпевших от таких нарушений не может быть поручена нарушителям.
Из последнего общего принципа вытекает ещё три специальных: а) ни один следователь или прокурор, причастный к антиконституционным репрессиям, не может вести расследование и поддерживать уголовное преследование в отношении других лиц, подозреваемых в серьёзных нарушениях прав человека и злоупотреблениях властью; б) ни один судья, причастный к антиконституционным репрессиям, не может осуществлять пересмотр дел потерпевших от антиконституционных репрессий или выносить приговор в отношении других лиц, подозреваемых в серьёзных нарушениях прав человека или злоупотреблениях властью; в) ни один институт, вовлечённый в прошлом в серьёзные нарушения прав человека и злоупотребления властью, не может вести расследование или уголовное преследование по делам о серьёзных нарушениях прав человека и злоупотреблениях властью до тех пор, пока он не будет реформирован таким образом, чтобы исключить нарушение принципов 4(а) и 4(б). Для осуществления этих принципов понадобится создать ряд специальных органов и модифицировать существующие. Несомненно, что институциональная реформа – длительный и многоэтапный процесс; откладывать меры преодоления безнаказанности до его завершения было бы в высшей степени несправедливо. Учитывая это обстоятельство, а также указанный выше принцип 4 и следующие из него специальные принципы, устройство органов переходного правосудия представляется в значительной степени как система ad hoc. В противном случае расследование нарушений прав человека и судебное преследование виновных оказалось бы возложено на самих нарушителей. С другой стороны, органы переходного правосудия предлагается создавать в структуре существующих и подлежащих реформированию институтов государственной власти – судов, прокуратуры, следственного комитета, МВД и министерства юстиции. Предполагается, что помимо решения поставленных перед ними собственных задач, органы переходного правосудия окажут благотворное воздействие на реформируемые (реанимируемые) институты и могут стать положительным примером для их возрождения. Вместе с тем в качестве возможной альтернативы «встраиванию» органов переходного правосудия в существующие институты государственной власти мы предлагаем создание двух новых структур – гибридного судебного органа (Специальный суд для преследования лиц, несущих ответственность за грубые нарушения прав человека, международного гуманитарного права и тяжкие злоупотребления властью) и федерального ведомства по розыску и предварительному расследованию преступлений, относящихся к областям системной безнаказанности, а также обеспечению деятельности внесудебных механизмов установления фактов и возмещения вреда (Служба по борьбе с безнаказанностью и защите потерпевших). 2. Выбор наименованийНеобходимо пояснить, что вкладывается в наименования переходных органов, которые предложены далее. Этот вопрос отнюдь не второстепенный. Выбор названий любых государственных структур, а тем более экстраординарных, должен отражать их основное назначение таким образом, чтобы их сотрудникам, как и любым гражданам, было понятно, для чего они создаются. Как правило, в названиях правоохранительных органов и их подразделений указывается на объект и характер их деятельности. Так, назначение оперативно-розыскных и следственных подразделений раскрывается через отглагольные существительные «борьба» (управление по борьбе с организованной преступностью), «противодействие» (управление по противодействию коррупции) либо собственно «розыск» (управление уголовного розыска) или «расследование» (управление по расследованию особо важных дел). Однако «противодействовать» можно явлению современному, присутствующему в настоящем, в то время как переходное правосудие имеет дело с событиями прошлого (пусть и, в том числе, довольно близкого). В настоящем от прошлого остаётся лишь состояние безнаказанности преступлений. Тем не менее безнаказанность сама по себе может быть объектом «преодоления» или «борьбы». Для сравнения, в Германии для общей характеристики правовых мер, направленных на преодоление последствий противоправных практик тоталитарных режимов, используется термин «юридическая проработка» (нем.: juristische Aufarbeitung). Определение объекта деятельности также имеет свои особенности. Наиболее очевидный способ – соотнести его с прежним политическим режимом, который совершал и закрывал глаза на преступления. Примером такого определения может служить функционировавшее в Чехии в качестве подразделения МВД Бюро по документации и расследованию преступлений коммунизма. Однако в нашем случае отсылка к прежнему режиму затруднительна, поскольку он не имеет (во всяком случае, к настоящему времени) устоявшейся описательной характеристики, а идентифицируется, как правило, лишь по имени возглавляющего его политика. Возможной альтернативой может быть описание объекта деятельности органов переходного правосудия через характеристику преступности, для борьбы с которой они создаются, – социальная область её распространения, родовой объект или специальный субъект преступлений. Например, в Германии объект деятельности некоторых органов по расследованию преступлений режима СЕПГ был обозначен как правительственная преступность. Так назывался, в частности, Центральный отдел полиции Берлина по расследованию правительственной преступности и преступности, связанной с объединением страны. Хотя термин «правительственная преступность» в русском языке не встречается, его использование в названиях органов переходного правосудия может быть удачным выбором, если понимать под такой преступностью социальное явление, проистекающее из политики безнаказанности, исчерпавшее себя с её прекращением. Разумеется, эта интерпретация не очевидна, поскольку появление службы розыска или следствия для правительственной преступности неизбежно создаст у общества ожидания, что такая служба направит свои усилия и на современные криминальные проявления. Кроме того, в постсоветской России слово «правительство», как правило, отождествляется с конкретным органом государственной власти – Правительством Российской Федерации, а не с органами власти (или исполнительной власти) в целом. Отсылка к родовому объекту (например, преступления против конституционных прав граждан) или специальному субъекту (должностные лица) также вводит в заблуждение. Без дополнительных пояснений совершенно не понятно, почему ведомство, именуемое, к примеру, службой по расследованию должностных преступлений, ограничивает свою деятельность лишь определённым периодом в прошлом. Казалось бы, естественным выбором наименования для органов переходного правосудия должно быть включение в него самого этого термина. Однако, как говорилось выше (см. параграф 3 введения), этот термин, по своему происхождению скорее научный, описывает в самом общем смысле совокупность политико-правовых решений, объединённых общим контекстом и содержанием, а его применимость к её отдельным составляющим сомнительна. Для чего предназначены, например, Специальный трибунал по переходному правосудию или Служба по расследованию переходных преступлений – без подробных разъяснений не понятно. Предложенные далее варианты наименований – это сочетание подходящих, по нашему мнению, заимствований и характеристик, отсылающих к особенностям переходного правосудия и при этом не вызывающих трудностей в восприятии. 3. Краткая характеристика органов переходного правосудия3.1. Судебная властьВариант I Специальный суд для преследования лиц, несущих ответственность за грубые нарушения прав человека, международного гуманитарного права и тяжкие злоупотребления властью Тип органа: Ad hoc гибридный (национально-международный) уголовный суд, созданный на основании соглашения между ООН и Правительством России. Международные аналоги: Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи по рассмотрению преступлений, совершённых в период существования Демократической Кампучии; Специальный суд по Сьерра-Леоне; Группа Окружного суда Дили с исключительной юрисдикцией по серьёзным уголовным преступлениям в Восточном Тиморе; Специальный африканский трибунал. Структура: Судебный орган (палата предварительного производства, три судебных и одна апелляционная палаты) со смешанным составом судей (российские и международные, назначаемые органами власти России из числа предложенных Генеральным секретарём ООН кандидатур); Канцелярия следственных судей со смешанным составом судей (российские и международные); Прокурор (обвинитель, назначаемый органами власти РФ из числа предложенных Генеральным секретарём ООН кандидатур); Административный отдел; Секция поддержки Защиты; Секция поддержки потерпевших и свидетелей. Предметная компетенция: 1) Международные преступления: военные преступления, преступления против человечности, геноцид, агрессия. 2) Преступления по законодательству Российской Федерации: а) совершённые в целях незаконного присвоения или удержания власти; б) сопровождавшиеся широкомасштабными и систематическими нарушениями прав и свобод человека либо систематической незаконной дискриминацией; в) широкомасштабные коррупционные преступления; а также г) преступления против мира и безопасности человечества. Персональная компетенция: Рассмотрение по первой и апелляционной инстанции уголовных дел лиц (в том числе военнослужащих), несущих наибольшую ответственность за грубые нарушения прав человека, международного гуманитарного права и тяжкие злоупотребления властью. К таким лицам, как правило, относятся организаторы высшего и среднего звена, а также исполнители и другие участники наиболее бесчеловечных и широкомасштабных преступлений. Дополнительные полномочия: Подготовка консультативных заключений по запросам органов государственной власти. Комплементарность: В интересах правосудия Специальный суд может истребовать дела к своему производству у внутригосударственных судов общей юрисдикции и передавать таковые этим судам по своему усмотрению. Вариант II Коллегии по уголовным делам особой подследственности, реабилитации потерпевших от антиконституционных репрессий и люстрации (в судах субъектов РФ, апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции) Состав: Судьями Коллегий назначаются лица, обладающие высокой профессиональной и личной репутацией и не имеющие опыта службы в судебной и правоохранительной системе РФ. Предметная компетенция: Рассматривают уголовные дела о преступлениях, предварительное расследование которых осуществлялось органами переходного правосудия (отсюда термин «особая подследственность»). Кроме того, производят пересмотр приговоров и постановлений об административных правонарушениях в отношении лиц, подвергшихся антиконституционным уголовным и административным репрессиям и их реабилитацию, а также люстрацию причастных к антиконституционным репрессиям должностных лиц. Персональная компетенция: Уголовные дела в отношении любых лиц (в том числе военнослужащих), за исключением отнесённых к компетенции Специального суда либо принятых им к своему рассмотрению (если Специальный суд создается). 3.2. Розыск и следствиеКак и в случае с судебными органами, применительно к расследованию преступлений и уголовному преследованию нам видятся две возможные конструкции переходного правосудия. В первом случае органы переходного правосудия встраиваются в существующие институты – Прокуратуру, Следственный комитет и МВД. Во втором случае создается новое ведомство, к компетенции которого будет отнесено расследование безнаказанных преступлений и проведение розыска (ОРМ) по таким преступлениям. Вариант I Главное управление Следственного комитета РФ по расследованию безнаказанных преступлений (далее – ГУРБП СК России) Тип органа: Следственный орган СК России (на правах подразделения центрального аппарата). Структура: Штаб-квартира в рамках центрального аппарата СК с подразделениями в федеральных округах, специальный отдел в структуре Главного военного следственного управления. Подчинение: Руководитель Главного управления выполняет указания Прокурора Специального суда (если Специальный суд будет создан). Председатель Следственного комитета РФ организует деятельность Главного управления, но не может давать его Руководителю какие-либо указания по проводимым им и его подчинёнными расследованиям. Компетенция: Следователи Главного управления расследуют уголовные дела о безнаказанных преступлениях (подробнее о подследственности см. параграф 6 настоящей главы). Подразделения МВД России по борьбе с государственной преступностью Тип органа: Подразделения полиции. Структура: Главное управление в центральном аппарате МВД и территориальные подразделения в федеральных округах. Подчинение: Руководитель Главного управления выполняет указания Прокурора Специального суда (если Специальный суд будет создан). Министр внутренних дел РФ организует деятельность Главного управления и нижестоящих подразделений, но не может давать его руководителю каких-либо служебных указаний. Полномочия: а) Проведение ОРМ по преступлениям, сопряжённым с грубыми нарушениями прав человека, международного гуманитарного права и злоупотреблениями властью, а также оперативное сопровождение расследования уголовных дел, подследственных ГУРБП СК России; б) Проведение операций по задержанию и конвоированию лиц, подозреваемых или обвиняемых в грубых нарушениях прав человека, международного гуманитарного права и злоупотреблениях властью; в) Обеспечение безопасности лиц, вовлечённых в реализацию государственной политики в области переходного правосудия, включая государственных служащих и участников уголовного судопроизводства (потерпевших, свидетелей, представителей защиты, прокуроров, следователей, судей и других); г) Проведение оперативно-розыскных мероприятий по поручению комиссий по установлению фактов. Вариант II Служба по борьбе с безнаказанностью и защите потерпевших Тип органа: Вновь создаваемое федеральное ведомство. Компетенция: Та же, что описана выше для ГУРБП СК России и подразделений МВД по борьбе с государственной преступностью, а также организационная поддержка деятельности внесудебных органов установления фактов и возмещения вреда. Структура: Центральный аппарат и подразделения в федеральных округах. Подчинение: Руководитель в пределах компетенции службы самостоятелен, выполняет указания Прокурора Специального суда (если Специальный суд будет создан). Общие характеристики вариантов I и II Кадровый состав: Кадры Главных управлений СК и МВД или Службы по борьбе с безнаказанностью должны быть набраны заново, в том числе, по возможности, не из числа работников «старого» следствия и розыска, после прохождения проверки на причастность к антиконституционным репрессиям. 3.3. ПрокуратураГлавное управление переходного правосудия Генеральной прокуратуры РФ (далее – ГП РФ) Тип органа: Подразделение ГП РФ. Структура: Штаб-квартира в рамках центрального аппарата ГП РФ, подчинённые ей управления в федеральных округах. Подчинение: Начальник Главного управления (в ранге заместителя Генерального прокурора РФ) при осуществлении своих полномочий самостоятелен, начальники управлений ему подчиняются. Генеральный прокурор РФ организует деятельность Главного управления, но не может давать ему каких-либо служебных указаний. Полномочия: Осуществление прокурорского надзора и поддержание государственного обвинения в судах общей юрисдикции по уголовным делам особой подследственности, обращение в суды с заявлениями о реабилитации потерпевших от антиконституционных репрессий, с исками о признании недействительными сделок, о применении последствий недействительности ничтожных сделок и об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения (статья 52 АПК РФ), с заявлениями в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов или муниципальных образований (статья 45 ГПК РФ), а также с заявлениями об обращении имущества в доход государства на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». https://trjustice.ilpp.ru/introduction.html (Материалы, размещенные на сайте Института trjustice.ilpp.ru распространяются некоммерческой организацией, включенной в реестр организаций, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях») Продолжение следует…
Весь номер на одной странице
|