"Газета "Богатей"
Официальный сайт

Статья из № 8 (826) от 15.09.2020

Второе июля

О завершении проигранной эпохи и перспективах

Григорий ЯВЛИНСКИЙ

От редакции

В очередной раз в России, вслед за уже решенными вопросами: Что происходит? (Гибель Первой Российской республики) и Кто виноват? (Путин и созданный им олигархически-полицейский режим) во весь рост встал вопрос «Что делать?» Ответ на него дает лидер единственной оставшейся «в живых» после убиения нынешним бандитским режимом оппозиции демократической партии «ЯБЛОКО» Григорий Явлинский.

Григорий Явлинский

О чем этот текст

Внесение путинских поправок в Конституцию ознаменовало поражение демократических реформ, начатых в России в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Основные причины провала:

На этой основе в стране создан автократический, неправовой, полукриминальный и антисоциальный политический режим с хронически стагнирующей экономикой и беднеющим населением. Результатом также стали политика, продиктованная имперским мышлением, следование принципу «ограниченного суверенитета» в отношении республик бывшего СССР, попытки грубого вмешательства в дела соседних государств, аннексия Крыма и война на Донбассе, заказные убийства политических оппонентов и журналистов, бессмысленное кровавое участие в войне в Сирии, принятие множества репрессивных реакционных законов.

Цель оппозиции в новых условиях – переоснование российского государства: созыв Учредительного собрания, принятие легитимной и по-настоящему народной Конституции и строительство на ее основе современной страны. Для этого необходимо решить следующие задачи:

Демократическая оппозиция более не должна выступать в роли советника или консультанта властей. Необходимо политическое принуждение власти к диалогу с оппозицией. Важно развивать современную политическую партию, практиковать современную публичную политику, готовить политические кадры. Конец эпохи, проигранной демократическими силами, надо превратить в начало новой. Для этого необходим новый способ действия, другие приоритеты и принципиально новая политика, тезисы которой изложены в этой статье.

Содержание

  1. Вместо вступления
  2. Конец эпохи
  3. Рубежи поражения
  4. Причины провала
  5. Первоиюльская система: генезис и этапы становления
  6. Новое начало: «программа 2 июля»
  7. Новые препятствия
  8. Достигнуть практических результатов

Вместо вступления

События лета 2020 года подводят черту под целой эпохой и четко обозначают намерения постсоветских властей на ближайшие годы. Фальсификации уступили место откровенной и наглой лжи. Тезис «мы никогда никуда не уйдем» стал универсальным ответом власти на требования перемен.

В Беларуси и России ситуации по сути очень похожи: авторитарные режимы не в состоянии вести диалог с обществом, единственное, что их занимает, – это вопрос самосохранения. Протестующие против лжи на выборах и возмущенные насилием сотни тысяч граждан Беларуси вышли в августе на улицы, но благородный патриотический протест столкнулся с тоталитарной машиной подавления, готовой, защищая режим, безжалостно расправиться с собственным народом.

На горьком примере Беларуси очевидно, как гражданскому протесту не хватает политики, политической составляющей. И дело не только в формальном отсутствии каких-либо органов оппозиции или деклараций, которые можно спешно создать «под ситуацию». Политическое содержание не виньетка, не брошюра, а стержень альтернативы, основа обращенной в будущее идеологии, программы реформ, обязательная предпосылка для существования политической партии с серьезным и уважаемым лидером, для борьбы и победы. Безусловно, необходимым условием действенного протеста является настроение и решимость людей выйти на улицы, и чем больше таких людей, тем лучше. Однако это необходимое, но недостаточное условие. Требуются массовая осознанная идея, оппозиционная политическая программа и лидер. Без этого даже самые многочисленные митинги неспособны поменять режим. Политика — единственный путь к реальным переменам.

Демонстрация протеста против фальсификации на выборах, репрессий и диктатуры. Минск, 23 августа 2020 года

И в России, и в Беларуси несменяемые режимы десятилетиями выжигали политическое поле, уничтожая политику, деполитизируя граждан, убивая содержательную альтернативу правящей авторитарной модели, умышленно вели общество к политической деградации. И то, как сегодня Кремль реагирует на события в Минске, – продолжение этой линии. Москва говорит, что «внутрибелорусские проблемы» могут быть решены только «руководством этой страны в диалоге с ее гражданами», заявляя при этом о «согласии с любым решением Лукашенко». Вот Лукашенко и ведет этот «диалог» с автоматом в руках, называя граждан Беларуси «крысами». Судя по всему, такая модель «общения» власти с оппозицией, да и вообще со всеми самостоятельно мыслящими гражданами будет реализоваться в России в ближайшие годы: жесткое подавление любых протестов, репрессии, пытки, покушения, отравления, убийства. История с Алексеем Навальным – тому подтверждение.

Поэтому тем, кому небезразлично будущее нашей страны, нужно вновь начинать серьезную политическую работу. Прежде всего необходимо понять причины провала постсоветской модернизации и без иллюзий определить, каким образом нужно действовать в сложившихся обстоятельствах. Чтобы, когда страна всколыхнется снова, когда сложатся условия – как это было в России в 1990 году или в Беларуси в 2020-м, – люди наконец победили: обрели свободу, демократию, справедливость и уважение.

Конец эпохи

1 июля 2020 года произошел слом российской государственности, просуществовавшей почти тридцать постсоветских лет: официально был закреплен отказ от формальной ориентации на демократическую легитимность, федерализма, движения вперед от советского прошлого к современной цивилизации XXI века.

Несменяемость персональной власти Владимира Путина теперь закреплена в Конституции страны. Там же прописаны основы корпоративного полумафиозного и суперавторитарного государства с шовинистической идеологией.

Митинг за свободу и демократию, 4 февраля 1990 года, Москва, Манежная площадь

Надо признать, что подобный исход был практически неизбежен: это логическое следствие многих ключевых решений, принимавшихся на государственном уровне все постсоветские годы. Эпоха постсоветской модернизации России завершилась. Демократия потерпела поражение.

События, предопределившие 1 июля 2020 года:

  1. 1. Отказ от российской программы перехода к рыночной экономике и Экономического договора с бывшими республиками СССР о создании общего рынка; вместо этого – в обмен на кредиты МВФ – реализация не соответствующего российским реалиям плана экономической реформы, основанного на рецептах концепции «Вашингтонский консенсус».
  2. 2. Волюнтаристское, неподготовленное и непродуманное подписание Беловежских соглашений; почти полное разрушение экономических связей с бывшими республиками СССР.
  3. 3. Отказ от всесторонней государственно-правовой оценки большевизма, сталинизма и советского периода, массовое сохранение во властных структурах «перекрасившихся» партийно-советских кадров.

1. 1992

Гиперинфляция за год в 2600%, конфискация сбережений населения; ваучерная приватизация

2. 1993

Отказ от диалога с обществом и расстрел Белого дома; объявление о «принятии» авторитарной президентской Конституции

3. 1994

Начало Первой чеченской войны

5. 1995

Залоговые аукционы: формирование олигархии; слияние власти с собственностью и бизнесом

6. 1996

Отказ от проведения открытых, равноправных и честных президентских выборов; массовые фальсификации при определении результатов голосования; начало государственной монополизации СМИ, прежде всего телевидения

Взрывы домов в Москве, 1999 год

Грозный, Вторая чеченская война, 1999 год

Борис Ельцин передает Владимиру Путину президентский знак, 31 декабря 1999 года

Рубежи поражения

Постсоветские реформы решили ряд потребительских задач: наполнили магазины, обеспечили доступность простейших услуг, создали хотя и ограниченный, монопольный, но реальный рынок товаров и услуг, связав его с внешними рынками (внешняя торговля). По сути, состоялся обмен нефти и газа на магазины с более или менее заполненными прилавками.

Однако, с точки зрения экономики как системы, задача достижения нового качества экономики и уровня жизни людей так и не была решена. Постсоветская модернизация ни в полноценном экономическом, ни в человеческом плане не состоялась.

За последние тридцать лет были существенно улучшены условия жизни 15-20% населения – прежде всего жителей столицы и некоторых других крупных городов, а также тех, кто имеет отношение к сырьевой отрасли и финансовому сектору, «элит» в различных областях, государственных чиновников.

При этом уровень жизни абсолютного большинства населения (80-85%) все эти десятилетия оставался низким, а в последние годы и вовсе стал падать.

Но главный итог постсоветской модернизации – это отсутствие перспективы практически для всех граждан страны. Для многих, кстати, произошедшее 1 июля 2020 года ознаменовало конец эпохи несбывшихся надежд. Осознание этого будет так или иначе приходить, влиять на поведение людей.

В сфере высоких технологий сделано крайне мало. Международный успех российских технологических проектов – заслуга частных разработчиков, работавших скорее вопреки государственной системе, чем благодаря ей.

Достижения в военно-промышленном комплексе также сомнительны. Путинские презентации нового оружия с использованием анимации и кинематографических спецэффектов не внушают доверия, а только нагнетают страх. Главным стратегическим ресурсом российского ВПК по-прежнему являются не новые разработки, а созданный в советское время огромный ядерный арсенал, способный уничтожить планету. При этом реальная угроза уничтожения страны и людей в результате атомной войны усиливается по мере разрушения глобальной системы ядерной безопасности. Возросла вероятность локальных войн по периметру российских границ. Спустя тридцать лет после вывода советских войск из Афганистана наши соотечественники воюют в Сирии, Ливии, Судане.

Когда в 1990-е только начиналось движение к переменам, основным мотивом этого процесса было развитие человека, реализация интеллектуального и творческого потенциала нации. Но к 2020 году не удалось достигнуть самого главного:

Надо признать, что начавшиеся три десятилетия назад демократические реформы в России завершились неудачей.

Причины провала

Говоря о причинах провала демократизации в России, конечно, нельзя не вспомнить об исторических и культурных особенностях нашей страны1, а также о мировых политических и экономических трендах последних трех десятилетий2. Эти факторы существенные, но все же не определяющие, они заслуживают отдельного разговора.

В 2019 году роль Сталина в истории положительно оценивали 70% россиян

Ключевые же причины краха постсоветской модернизации – и одновременно важнейшие политические явления 1990-2020 годов – следующие:

  1. категорический отказ от полномасштабной оценки и преодоления большевизма, сталинизма, преступлений советского периода; сохранение преемственности со сталинистско-большевистской государственной политикой и современный большевизм; формирование отношения к советско-большевистскому наследию как к основе суверенитета, отождествляемого с неприкосновенностью собственной власти; отказ от диалога как инструмента политики, понимание политической конкуренции только как покушения на власть, а независимого суда – как источника потенциальной опасности; неосуществленная после исчезновения СССР смена элит, концентрация вокруг кандидата в Политбюро ЦК КПСС Бориса Ельцина советских кадров – парторгов, комсомольских функционеров и «красных директоров»
  2. грубые просчеты в логике и содержании реформ3: переоценка значения экономических преобразований и фактическое следование марксистскому тезису «базис предопределяет надстройку»; недооценка необходимости политических реформ, глубинной перестройки судебной и административной систем, коренных изменений в системе органов безопасности, защиты свободы слова и СМИ от фактической цензуры, реализации антикриминальной и антикоррупционной политики; полное сохранение кадровой преемственности.

Особое значение имел отказ от собственной российской программы экономической реформы. И это при наличии отечественного интеллектуального потенциала для разработки такой реформы, человеческого потенциала для ее реализации, при уникальном характере реформируемой экономики. Причина – неверие во внутренние силы (прежде всего в людей), слепое следование «универсальным» рецептам, психологическая зависимость от внешнего одобрения и западных кредитов.

Именно поэтому не были реализованы программа «500 дней» и Экономический договор между бывшими республиками СССР.

Осенью 1991 года главы тринадцати бывших советских республик (балтийские государства как наблюдатели, остальные – как участники) подписали Экономический договор и пакет специальных соглашений к нему. Договор предусматривал создание банковского союза, введение общей валюты (рубля), единое таможенное пространство, свободную торговлю, общий рынок и общее правовое пространство на территории бывшего СССР.

В 1992 году инфляция в России составила 2600%, началась ваучерная приватизация

В результате грубых экономических ошибок, сознательных и несознательных преступных решений, следования часто политически мотивированным иностранным рекомендациям, подкрепленным кредитами, вместо основы для современной рыночной экономики в России был заложен фундамент олигархической мафиозной корпоративной авторитарной системы. Самыми крупными блоками в этом фундаменте стали: