| К свежему номеру |
Парковка на СенномВладельцы намечают изменить профиль Сенного. В результате уникальный рынок овощей исчезнет
Сергей ЛЮБИМОВ По имеющимся данным, владельцы Сенного наметили полное перепрофилирование рынка. На первом этаже планируется автосалон, на втором — магазины запчастей. И никаких овощей! Традиции торговли сельскохозяйственной продукцией складывались на Центральном колхозном рынке не одно десятилетие. Старожилы утверждают, что само название Сенной возникло из-за того, что еще до постройки рынка на этом месте торговали сеном. Рынок и при Советской власти считался доходным местом. Поэтому в 90-е годы, когда начался передел собственности, рынки стали объектами особого внимания со стороны различных организаций. Сенной был акционирован в середине 90-х. Акции были распределены между членами трудового коллектива. Сразу после обретения акций большинство рядовых членов трудового коллектива передали их в бизнес-группу, именуемую в милицейских учетах как парковская преступная группировка. Идея езять под контроль Сенной принадлежала лидеру группировки Валерию Булгакову (Лапе). Значительная часть торговых площадей рынка была отдана в аренду. Сам Булгаков, хотя и проживал последние годы за границей, контроль за Сенным он осуществлял через руководство рынка. Однако в нынешнем году произошел ряд событий, изменивших расстановку сил и, возможно, повлиявших на дальнейшую судьбу рынка. В начале года на Сенном появились в должностях контролеров два молодых человека Владимир Персов и Евгений Попов. До этого Персов работал продавцом в супермаркете "Цезарь", Попов — на складе обойного магазина. Появление двух новых контролеров на рынке — событие рядовое и на первый взгляд не заслуживающее особого внимания, если бы не ряд обстоятельств. Весной учредители Сенного начали проявлять недовольство руководством рынка. В апреле по инициативе учредителей началась ревизия хозяйственной деятельности. Ревизоры проявили невиданную ранее дотошность. В вину руководству рынка ставились факты, раньше считавшиеся нормой. Например, руководство рынка по сложившейся традиции преподносило высокопоставленному чиновнику мэрии ценный подарок на день рождения. Средства на подарок были списаны, якобы, на покупку дивана. Ревизоры же требовали отчет за потраченные средства, как будто им неизвестно о сложившейся практике. Первой не выдержала главный бухгалтер рынка, проработавшая в этой должности 18 лет. Уволился и заместитель директора Вадим Квачев. Директор рынка Владимир Карпенко получил предложение подыскать себе новую работу уже к лету. Руководство рынка практически полностью было сменено. По мнению некоторых наблюдателей, именно это обстоятельство и заставило приехать в Саратов Булгакова. Как известно, он был убит сразу же после приезда. По официальной версии, Булгаков погиб от пули, выпущенной его же водителем в неизвестного, напавшего на шефа. Так или иначе, но сам факт нападения на Булгакова имел место. Руководящие посты на Сенном заняли ранее никому не известные контролеры Персов и Попов. Карпенко было предложено уехать из города. В настоящее время он с супругой переехал на ее родину в Ростов-на-Дону. Новые руководители рынка начали серьезные преобразования. Перед рынком была устроена гостевая автостоянка. В период осенних заготовок овощей Сенной полукольцом окружают ряды грузовых машин. Плата за каждый грузовик, по нашим сведениям, составляет 500 рублей в день (официально эта сумма гораздо меньше). Число машин раньше достигало ста. Нетрудно подсчитать, что, если наши сведения верны, доход от уличной торговли составлял 50 тысяч рублей в день. Из-за автостоянки численность грузовых автомобилей сильно сократилась. Стоянка, даже работая круглогодично, не даст того дохода, который приносили за сезон грузовики. Новые руководители произвели изменения и внутри рынка. Началось строительство павильонов, которые будут работать по принципу магазинов самообслуживания. Строительство ведется за счет сокращения мясных рядов. Арендная плата в основном зале возросла. Это привело к появлению свободных мест, чего не было уже много лет. Большие изменения произошли и на втором этаже. Некоторые постоянные арендаторы обустроили на втором этаже магазины. Арендная плата в них резко повысилась. Произошло это за счет нового исчисления торговых площадей. Раньше торговая площадь рассчитывалась исходя из площадей, занимаемых прилавками и рабочими местами продавцов. Делалось это с молчаливого согласия налоговой инспекции. Нынешнее руководство начало считать арендную плату исходя из всей площади торгового зала. В результате расходы арендаторов сильно возросли за счет увеличения арендных платежей и налогов. Часть арендаторов была выселена из своих магазинов. При этом им возмещалась лишь часть затрат, потраченных на обустройство. Правда, затраты рассчитывались исходя из норм, давно не применяющихся в строительстве. Поэтому компенсация составила сумму в 7-10 раз меньше реальной. Договоры с арендаторами заключаются теперь на три месяца, что добавляет в жизнь предпринимателей элемент нестабильности. Поскольку большинство арендующих магазинчики предпринимателей имели на рынке и другие места, всерьез оспаривать нововведения никто не решился. Большинство предпринимателей, осуществляющих торговлю продуктами питания, арендуют склады с холодильниками в подвале рынка. Холодильное оборудование устарело и давно нуждается в замене. Однако администрация предпочитает вкладывать средства в иные проекты, что не способствует росту привлекательности рынка с точки зрения арендаторов. Опасения учредителей вызывает строительство торгового комплекса, развернувшееся прямо напротив рынка. По имеющимся данным, в планах учредителей полное перепрофилирование "Сенного". На первом этаже планируется сделать автосалон, на втором — магазины запчастей и автомобильных аксессуаров. В этом случае сложившийся десятилетиями уникальный для Саратова сезонный рынок для заготовок овощей будет утрачен. Известно, что значительная часть саратовцев каждую осень делает на Сенном закупки овощей для консервирования и заготовок. В этом сегменте рынка у Сенного конкурентов нет. На рынке мяса Сенной тоже занял свою нишу наряду с Крытым рынком и "Славянским миром". Поэтому решение о перепрофилировании Сенного лично я считаю ошибочным. Проигрышные маркетинговые решения, вероятно, связаны с перестановками, происходящими в парковской группировке. Новые времена принесли новые веяния. Лидеры группировки теперь уделяют больше внимания политике, чем экономике.
Весь номер на одной странице
|