Главная проблема Саратова. В продолжение темы…
 Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ Мне бы не хотелось, чтобы предыдущая моя заметка (см. статью, опубликованную в саратовских газетах Богатей и Земское обозрение в 2011 году) о нашей – жителей – незавидной роли в городском самоуправлении, свидетельствовала лишь о критиканских наклонностях автора. Напомню, что речь шла и идёт о системе ЖКХ, трансформируемой в рамках Жилищного кодекса РФ, который называют «новым», несмотря на то, что с момента его принятия Государственной думой РФ прошло 7 лет. Основная цель этого закона полностью капитализировать как само жилищно-коммунальное хозяйство, так и обеспечить за счёт немалых сборов с ЖКХ-услуг постоянный прирост доходной части бюджета МСУ. Как и во всех процессах российской капитализации не маловажной задачей при этом является создание т.н. «среднего класса». Создание, я бы сказал, любыми путями, само собой за наш счёт! Учредители управляющих компаний и ассоциаций ТСЖ, как и коррумпированные с ними чиновники, депутаты – и есть те самые герои капиталистического труда, которые в последнее десятилетие пополнили собой «средний класс», ранее формировавшийся на стезе разгосударствления собственности некогда общенародных предприятий и учреждений промышленности, науки, сельского хозяйства, торговли, культуры, здравоохранения и пр. Интересно, но некоторых звонивших мне по поводу предыдущей статьи читателей, очень удивило, что управляющие компании я назвал «частными структурами» – ни продолжают воспринимать современное ЖКХ как систему подведомственную если не обкомам – исполкомам, то по крайней мере – главам районов, мэру, губернатору. Какое уж тут понимание места и роли жителей в городском самоуправлении? Как система, городское хозяйство (так что ли назвать систему давно уже без советской власти и всё ещё без конституционного местного самоуправления) за последнее 20-летие практически не подверглась реформированию. При этом институты демократии – представительные органы по численности сократились в два десятка раз, депутатов в своём большинстве не избирают территории, не стало мощных структур общественного участия, коими были до 90-х г. домовые и уличные советы. Реально действовавшие в первой половине 90-х годов комитеты общественного самоуправления, общественно-консультативные советы города и некоторых районов – или ликвидированы, или «приватизированы» «общественниками» – назначенцами. Давайте посмотрим, что же противостоит «развалинам городского самоуправления» и его представительной основе, в лице одного избранного от территории в 40 тысяч жителей, депутата? Армия, по крайней мере, дивизия муниципальных чиновников (только муниципальных, не считая региональных, федеральных) мэрии и её служб, районных администраций! А также суды, в первую очередь, мировые, а также различные территориальные федеральные и региональные структуры (прокуратура, налоговики, полиция и т.д.) – они как и учредители управляющих компаний, МУПов – ГУПов – хотя бы как-то ассоциируются с жителями в единой системе городского самоуправления? Ответ однозначный – нет. И тогда какова же роль жителей в этой системе – партнёров, клиентов, участников или быдла, которое только грабят и унижают все их «партнёры» по МСУ? Эти наши партнеры – чиновники и депутаты, призваны по Конституции РФ и ФЗ -131 «Об общих принципах организации (!) местного самоуправления в РФ» заинтересованно создавать условия для нашего с вами участия во всех процессах городской жизни, в решении вопросов местного значения. Это их обязанность, которую они не несут уже около 20 лет. И не собираются нести, наверное, никогда. После революционных событий 1991/93 г.г. напрочь изменилась власть в России, основа государственного устройства. Механизмом этих изменений стала капитализация всего и вся – я с этого начал свою заметку. Саратов – это часть России, часть истории, памяти, часть того, что для 830 тысяч жителей нашего города – является Родиной. Никакой не «малой», а «самой близкой и родной». Здесь, как и во всей стране, 19-20 лет назад изменились принципы, изменились условия, изменилась жизнь! Что для жителя города Саратова изменилось? Были 6 разновеликих района, формировавших свои бюджеты. Финансово-экономических основ у этих структур городского управления не осталось, как не осталось огромных дополнительных источников реального наполнения самых близких нуждам и потребностям жителей бюджетов, коими были «средства на социальное развитие территорий вокруг промышленных предприятий и улучшение условий жизни людей». Десятки саратовских предприятий участвовали в новом строительстве, ремонте эксплуатации и содержании жилья, дорог, объектов образования, культуры, спорта… Ничего не меняя в системе управления городом, «отчимы города»: Китов, Маликов, Аксёненко, тройка приблудных «проектов партии власти», и теперь Грищенко сотоварищи эксплуатируют схему административно-территориального деления города, которая просто не может работать в новых политических и экономических условиях! Ну не может в современных условиях телевизор «КВН» или «Рекорд-64» быть массовым средством информации и выполнять требующиеся новому времени функции. Схема же административно-территориального деления крупного города – в полностью изменившейся среде оказывается быть может неизменной (?!). Не случайно этой схеме (кроме Москвы крупные города России в этой части не претерпели никаких изменений) потребовалась и тоталитарная партия власти – вместо КПСС – «Единая Россия», и сохранившие во власти и рядом с ней вся прежняя партхознаменклатура, и всё растущая армия чиновников – только за последние 10 лет их число увеличилось в 2,5 раза. Потребовалась и подмена гражданского участия в МСУ различными симулякрами типа «народного фронта» и «вперед, Саратов» (десяток лет назад были «Любимый город», «Городское собрание»…) Жители-собственники, приватизировав свой «метраж» в многоквартирных домах, так и не изменили своей иждивенческой сущности. При этом интересно, что доморощенные оккупанты местечковой власти «дерут» с нас такие деньги за разного рода ЖКХ-услуги, которые давно бы покрыли любые расходы на создание цивилизованной системы городского самоуправления с развитой демократией и эффективным жилищно-коммунальным хозяйством. Но в новой системе нужно работать новым политикам, а их просто нет. С 90-х годов в систему региональной власти и МСУ идут и идут стройными шеренгами и колоннами всё новые и новые чиновники с менталитетом инструкторов обкома, секретарей райкомов и прочих «комков». Такое интересное, действительно интереснейшее дело как преобразование, демократизация страны путём создания полноправно обеспеченного местного самоуправления, модернизация общественных отношений – почему-то не привлекает внимания уже второго поколения новых чиновников и депутатов? Затянувшееся на десятилетия недоверие со стороны жителей с потенциалом самых эффективных собственников к чиновникам – ретроградам и обратное явление с презрением т.н. «элиты» к простым горожанам, к сожалению, не позволяет субъектам прав городского самоуправления «двинуться навстречу друг другу». Но это «движение снизу» просто необходимо России, которая «без народовластия, без местного самоуправления (по А.И. Солженицыну) никогда не станет «сильным государством». В той же системе ЖКХ вновь создающиеся «сверху» ТСЖ и управляющие компании в своей организации «наступают на грабли» в 10-й раз и будут наступать в 11-й и 105-й, потому что единственным критерием их эффективности является прибыль. Почему не взяться за создание альтернатив в ЖКХ новым «студенческим отрядам» – это будет реальная модернизация! Пусть ребята из СГТУ других саратовских вузов вместе с преподавателями с жителями берутся строить те же УК, ТСЖ, эксплуатирующие и ремонтные структуры по учебникам, так как надо стране, городу, людям без откатов и взяток с учетом опыта развитых стран. Используя их и свой приобретаемый опыт, саратовцы внесли бы реальный вклад в развитие, модернизацию страны. Сейчас, вместо этого сорокалетние и старше политики вспоминают себя в студенческих отрядах, строящих курятники и чуть ли не призывают молодёжь 21-го века последовать их примеру. Модернизацию ЖКХ, МСУ можно вести только новыми силами, молодыми грамотными по-современному мыслящими людьми. Они есть в Саратове. Мы, саратовцы, могли бы стать застрельщиками в становлении городского самоуправления в крупных городах России, запроектировать стратегию становления, развития МСУ и бороться за звание лучшего в мире города на стезе самоуправления! Кстати у нас есть интересный нереализованный опыт 1999/2000 г.г., когда был разработан проект «Стратегического плана развития Саратовской области». Идеи и подходы того проекта – интереснейшего документа индикативного планирования могли бы привлечь к огромной общественной работе новых сторонников и прежних адептов. Ведь если начать всем вместе это интересное дело, оно непременно даст результаты – промежуточные и в итоге. И начать, нужно как начинал Господь – со Слова.
Весь номер на одной странице
|