| К свежему номеру |
Защитим детей… от школы
Елена НАЛИМОВА По традиции, 1 июня отмечается как день защиты детей. От чего мы только не защищаем наших детей: от улицы и наркомании, от террористической угрозы и телевизионного насилия. Интересное исследование по данной тематике провел городской комитет здравоохранения. Согласно собранным его специалистами за последние годы данным, одним из опасных факторов, значительно ухудшающих здоровье подрастающего поколения, является… школа, точнее, современные образовательные стандарты. В то время, пока мы боремся с, подчас, мнимыми опасностями, дети получают ежедневную порцию стресса в стенах учреждений, функционирующих, казалось бы, для их же блага.
Тенденция появилась в начале 90-х, когда средняя школа озаботилась поиском новых путей и моделей обучения. Преобразования в учебном процессе повлекли его интенсификацию, значительно увеличилось количество ежедневно получаемой детьми информации, одновременно возросли и требования к качеству знаний. Сегодняшний школьник с первого класса знает, что учеба в школе — это первый и ответственный этап в борьбе за выживание в условиях рыночной экономики. Размеренный темп школьной жизни сменила гонка за образованием. Особенно эта проблема коснулась так называемых элитных учебных заведений, где за "психоэмоциональную нагрузку, не соизмеряемую с индивидуальными особенностями ребенка", платятся немалые деньги. В качестве "дополнительных услуг" ученик престижной школы получает увеличение времени пребывания в сидячей позе, снижение двигательной активности, постоянное эмоциональное напряжения, и, как следствие, снижение продолжительности сна, ухудшение иммунитета, зрения.
По информации отдела охраны здоровья материнства и детства городского комитета здравоохранения, в 2004 году только за первый год обучения в школах города значительно увеличилось количество детей со сниженной остротой зрения — на 42 процента, с нарушением осанки — на 18 процентов. А к пятому классу к этому багажу добавляются психосоматические расстройства, болезни эндокринной системы (за период обучения их число возрастает в 2,6 раза), желудочно-кишечного тракта (в 2,5 раза).
Установлено, что частота нарушений здоровья особенно возрастает в периоды существенных изменений условий обучения — при поступлении в школу, при переходе к предметному обучению в старшей школе. О том, что ребенок — не автомат по получению знаний, а живое, растущее, эмоционально нестабильное, а значит, уязвимое и требующее заботы существо, во многих школьных коллективах давно забыли. Штатные психологи озабочены профориентацией учащихся. По указанию "сверху", теперь в обязанности школы входит не только снабдить детей базовыми знаниями, но и заранее определить их профессиональный путь, окончательно сняв с них розовые очки наивного детства. А школьные врачи выдают ребенку, обратившемуся за помощью, градусник и ценный совет — идти лечиться домой. Вот только смогут ли родители восстановить здоровье ребенка, подорванное школой?
Весь номер на одной странице
|