Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 4 (384) от 1.02.2007

 

Зима всегда приходит неожиданно (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

В Гагарина стреляли (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Клевета в форме мнения (Александр СВЕШНИКОВ)

Куда катятся троллейбусы и трамваи (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Блицкриг Коссовича (Александр СОРОКИН)

От Общественной палаты к Общественной палате (Александр НИКИТИН, председатель СПЦ «Солидарность»)

Нудное барахтание в этническом болоте (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Две России (Сергей ПОТЕХИН, председатель совета местного отделения Политической Партии «Справедливая Россия» Ленинского района г.Саратова)

Будни простого охранника (Алексей ЗЕЛЕНОВ)

О премьере, и не только (Вадим РЕВИЧ)

Зрителям сыграли колыбельную (Екатерина БОГДАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Женщины Рифада Батаршина

Александр ДАВИДЕНКО

В конце января персональной выставкой заслуженного художника России Рифада Батаршина фактически открылся 2007 год. В трех залах первого этажа музея имени Радищева развернута ретроспективная выставка работ, созданных им, в основном, за последние десять лет.

В самой ранней из представленных картин («Хозяин», 1989), явственно ощущается философская наполненность, казалось бы, простого сюжета. Она совершенно не похожа на бравурные гимны всевозможным стройкам социализма. Отсюда и нарочито грубоватый живописный язык художника, возможно, перекликающийся с пластическими находками Г.Коржева, но без его трагического надрыва, а также А.Самохвалова с его монументально-романтическим зарядом, скрытым в женском портрете. В этой картине осуществлен прием преувеличенной материализации образов – символов людей труда: грубых, кряжистых и, в то же время, одухотворенных, ибо они основа существования цивилизаций. Но этим не исчерпывается смысловая и эмоциональная составляющие. Картина далеко не так однозначна, в ней присутствует тот странный и неизъяснимый привкус чего-то иного, не похожего на прототип. Магический подтекст, двусмысленность утверждений, многозначность «очевидного». Так, из открытости прорастает настороженность, а из приветливости – угроза. Подобное состояние умонастроений художника, нашедшее выражение в живописи, характерно для так называемого «магического реализма» первой половины ХХ века (в этом ряду и «Актер Генрих Георге» (1932) Отто Дикса, и «Двойной портрет» (1924) Ф. Казорати).

К предыдущей картине примыкает работа «В саду» (1990), но она, скорее, духовно родственна мужским и женским поясным портретам К. Малевича 30-х годов ренессансного типа, хотя и со значительно более выраженным «земным началом». Впрочем, этот портрет можно воспринимать и как современную интерпретацию «Джоконды» Леонардо, с идеализацией иных стандартов красоты.

Сохранив приверженность крупным формам в изображении человека, Р.Батаршин перешел в дальнейшем от поэтизации труда и «бытовых» функций, которая требовала от него жестких и тяжеловесных пластических конструкций, к воспеванию чистого женского начала. Это изменило и сам пластический рисунок, он стал легким, прозрачным, с певучей, грациозной линией. В части работ присутствует материализация формы с присущей ей вполне осязаемой тяжестью («Материнство», «Тайная вечеря», «Кентавр»). В иных словно пропадает чувство земного притяжения и остается лишь образ мечты, парящий в призрачном пространстве («Раннее утро», «Ева», «Яблоня»). Примерно так же отличаются женские образы П.Пикассо («Большая купальщица». 1921) и Д.Де Кирико («Римлянки» 1926) от образов Р.Дюфи («Фея электричества» 1936). Но женская фигура для Р.Батаршина не интересна только как декоративная доминанта живописного полотна, она является источником духовности, а в лучших работах, частное изображение приобретает обобщенность символистского толка. Это уже романтизированный образ Женщины, имеющий восхитительные формы, но лишенный приземленной чувственности, эта чувственность возвышенна, а нагота целомудренна, как платоническая любовь.

Впрочем, не чужда Р.Батаршину и легкая ирония с элементами гротеска («Лазурный берег» 2004, «Матриархат» 2005).

Фантазия художника позволяет экспериментировать как в пластике, так и в цвете. Колористический диапазон очень широк: от работ, выполненных в едином тоне («Сон»), до насыщенных, сочных, цветодинамичных («Весенние цветы» 1995). Французский фовист О.Фриз словно имел в виду Р.Батаршина, говоря, что «каждый художник выдумывает цвета, которых нет в тюбиках торговцев, и которые возникают совершенно естественно путем сопоставления, путем противопоставления».

Смысловые коды, передаваемые в пластике или в цвете, иногда прозрачны и не требуют особых усилий для дешифровки («Муза» 1993, «Исповедь» 2000), иногда же усложнены и не терпят поверхностного и легкомысленного отношения. Это касается трех замечательных пейзажей: «Вечер» (2005), «Ночной пейзаж» (2002) и «Ночь» (2002). Сдержанный контраст, как бы всплывающих из глубин коричневого, до черноты «асфальта», холодных темно-синих и темно-оливковых, с теплыми темно-красными красками, словно объединенными в общей цветовой среде через лессировки, создает иллюзию таинственного свечения и отдельных вспышек, предлагая воображению удивительные и загадочные сумеречные картины. Богатство колорита, при внешней сдержанности, даже аскетизме, сродни позднему рембрандтовскому чувству цвета. Пластически натура передана в той мере условности, которая позволяет рассматривать эти работы и как образец чрезвычайно лаконичной фигуративности, и как совершенную абстракцию, ценность которой заключена в ней самой. Может показаться странным, но подобные решения я бы сравнил со скульптурами выдающегося Г.Мура, сторонника принципа «чистой формы». Точно так же, как антропоморфные образы у него рождаются из первичного и холодного материала, у Р.Батаршина из космического «нечто», из тьмы и света, из художественной плазмы, с помощью протоэлементов цвета и форм, появляется то, что нас волнует, что характеризуется высоким уровнем обобщения и живописными достоинствами.

После всего сказанного вызывает некоторое огорчение недостаточная принципиальность художника в отстаивании своих творческих позиций перед давлением просвещенных заказчиков. В результате иные работы, сохраняя следы технического мастерства, оказываются выхолощенными, превращаясь, в лучшем случае, из поэтического обобщения, в прозу факта («Мираж» 2006, «Сон Казановы» (2007) и некоторые другие).

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |