| К свежему номеру |
Их Нравы Набережная, ведущая в никуда…
Оксана СЕРЕБРЯКОВА Когда в Саратове началось строительство новой Набережной, причастные к оному проекту чиновники всех рангов и мастей уже заранее раздувались от гордости: такое грандиозное и, казалось бы, полезное для горожан сооружение имело все шансы на то, чтобы увековечить их имена в памяти благодарных потомков. Возможно, так бы оно и случилось, если бы к строительству приступили цивилизованными, а не, более характерными для Саратова, варварскими методами, даже не поинтересовавшись у «потомков», нужна ли им вообще такая забота, а главное, последствия, из нее вытекающие. Поистине только крайне недальновидная, наплевательски относящаяся к имиджу родного города и благополучию проживающего в нем населения власть могла, в угоду своих амбиций, поставить под угрозу развитие водных видов детско-юношеского спорта и яхт-спорта как такового, а также лишить сотни жителей возможности отдыха на Волге на собственных лодках и катерах.
Начало планомерного выдавливания саратовцев с многочисленных лодочных баз, расположенных вдоль берега Волги, в ее исконно промышленной черте, пожалуй, можно отнести к 2007 году, которым датируется разработка проекта реконструкции берегоукрепительных сооружений в пределах центрального планировочного района Саратова вниз по течению реки Волги. Никакого наличия вдоль береговой линии лодочных баз данный проект попросту не подразумевал, а, проще говоря, открытым текстом предлагал многочисленным владельцам катеров и яхт, а вместе с ними и юным спортсменам, посещающим разные детско-юношеские секции по речным видам спорта, задуматься над вопросом о ликвидации и самоликвидации лодочных баз.
Как бы чудовищно это ни звучало, но здоровье подрастающего поколения, судя по всему, заботило действующую власть меньше всего. На такие выводы наводит не столько многолетняя бестолковая переписка обеспокоенных людей с чиновниками из горадминистрации, сколько длительное бездействие последних, явно вызванное нежеланием попытаться разрешить ситуацию и предотвратить назревающий конфликт.
Это особенно печально в свете того, что на подготовленных к сносу базах, на сегодняшний день, расположены секция морских многоборцев, юные воспитанники которой стабильно занимают призовые места на общероссийских и европейских соревнованиях, и не менее титулованная детско-юношеская спортивная школа парусного спорта под руководством А. Зимина.
Впервые сколько-нибудь вразумительного ответа на свои встревоженные обращения люди добились от бывшего сити-менеджера Вячеслава Сомова, который в 2009 году проинформировал заявителей о том, что власть внимательным образом рассматривает вопрос альтернативного размещения лодочных станций в городской черте: иными словами, жителей заверили в том, что базы не будут ликвидированы – их просто перенесут.
Собственно, этой удачной отговоркой разноуровневые чиновники продолжали кормить граждан вплоть до сегодняшнего дня. Никакие обещанные места, за исключением совсем нелепых вроде поселка Лесопильный, при этом не находились. Да и не могли найтись, потому как в размещении нуждались, ни много ни мало, семнадцать водноспортивных баз, каждой из которых требовалась не только собственная территория, но и подходящая для причала маломерных судов береговая линия и удобные подъездные пути. В этом отношении месторасположение существовавших баз было идеальным. Оно устраивало всех: и владельцев лодок, и детишек, которые имели возможность беспрепятственно добраться в клуб, а оттуда – в другие спортивные секции, расположенные, в основном, в центральной части города.
Не исключено, что в этом вопросе власть намерена действовать по своей хорошо отлаженной схеме, и опасения директоров лодочных баз и владельцев маломерных судов касаемо того, что чиновники задались целью по-тихому выдавить их с береговой линии, не лишены под собой оснований.
На прошедшей недавно встрече с заинтересованными в решении своей проблемы людьми зампред правительства Сергей Канчер явно изображал «ужа на сковороде», твердя о том, что в настоящее время в правительстве рассматриваются варианты для переноса и нового размещения существующих лодочных станций, которые устроили бы всех, и в то же время отказываясь эти варианты озвучить. Это наводит на мысль о том, что никаких путей урегулирования вопроса до сих не выработано, и ликвидация лодочных баз – пока единственный решенный на уровне правительства вопрос. Именно этим, видимо, и объясняется нежелание соответствующих ведомств и кабинетов продлевать директорам сроки аренды лодочных станций.
Для сравнения можно вспомнить, что точно так же чиновники вели себя и с не угодным им ларечным бизнесом, начиная общение с предпринимателями на языке жестов и с помощью экивоков и заканчивая неожиданным подгоном автопогрузчиков и демонтажем их павильонов.
О том, каких, далеко не превосходных, эпитетов заслуживает пресловутый отрезок реконструированной Набережной, мы лучше промолчим. Возможно, он и получился сердито, зато обошелся бюджету совсем не дешево. С большим трудом верится в то, что в смету на благоустройство восьмисот метров береговой линии не закрались мифические расходы, и не удивительно, что чиновники не ощущают в себе готовности пойти на настоящие траты, связанные с переносом большого количества лодочных баз. Основной их козырь в этом противостоянии как раз и заключается в том, что у директоров станций отсутствуют документы на право аренды занимаемых ими земельных участков. И сейчас уже мало кого интересует, что у них у всех на руках имеются документы, согласно которым земельные участки под расположение водноспортивных баз были выделены горисполкомом еще при советской власти, в 60–70-х годах.
Под свою ликвидационную деятельность власти приспособили очень удобный предлог: базы решено убирать не столько под видом строительства новой территории для отдыха горожан, сколько в силу насущной необходимости проведения берегоукрепительных работ. Вот только возникает вопрос: действительно ли берег в черте расположения станций настолько плох, что и в самом деле нуждается в проведении подобных мероприятий? Как уверяют лодочники, это совсем не так: на протяжении долгих лет они следили за состоянием береговой линии вдоль своих баз и своевременно ремонтировали участки, приходившие в негодность. А вот на основании чего утверждается обратное, увы, неизвестно.
К сожалению, часть водноспортивных баз, таких как «Универсал» и «Высота», ранее располагавшихся на отрезке между улицами Провиантская и Вольская, свое существование уже прекратили. На очереди остальные, и первой в этом ряду может стать крупная РОСТовская водно-спортивная база «Волна». В открытую на нее пока что не покушаются, однако сооружение, располагающееся на судне «Абхазия», совсем недавно едва не оказалось под угрозой затопления, поскольку вбивание в непосредственной близости от нее шпунтов привело к тому, что в днище корабля образовались пробоины. Благодаря оперативности руководства разрушения удалось ликвидировать, а успевшую затечь в днище воду откачать. Однако никаких гарантий того, что старое судно не будет повреждено вновь, нет. Ведь от строительных работ многие базы ходили ходуном.
Наверное, для городских властей несущественно, что от ликвидации лодочных баз пострадают интересы нескольких тысяч человек – а, по приблизительным подсчетам, только в выходные дни в летний период услугами станций пользуются около десяти тысяч горожан. Ведь с разрушением и даже с переносом баз эти люди, скорее всего, будут лишены возможности отдыхать и заниматься спортом в акватории Волги. Очевидно, что в пределах сколько-нибудь центральной городской черты передвигать лодочные станции просто некуда, тогда как поток желающих добираться на другой конец города до своего личного плавсредства явно будет не таким уж большим.
Понятно, почему сверхактуальный для горожан вопрос хранения лодок абсолютно не заботит саратовских чиновников. По их логике, катера вполне можно оставлять на хранение на стоянках, протянувшихся вдоль энгельсского побережья. Однако цена, которую запрашивают за свои услуги хозяева таких стоянок, смущает абсолютное большинство местных судовладельцев – не все из них готовы ежегодно расставаться с суммой, по величине сопоставимой со стоимостью собственного плавсредства.
«Может, городу стоит подумать и урегулировать вопрос хранения лодок, приемлемый для жителей, так как Саратов считается одним из самых многочисленных по количеству маломерных судов городов России, обеспечивающих полноценный отдых огромному количеству людей?» – вопрошают авторы почти двух тысяч подписей, поставленных под коллективными обращениями к Президенту РФ Владимиру Путину и первому заместителю руководителя администрации Президента РФ Вячеславу Володину.
А ведь действительно, что может быть проще, чем просто «подумать»? Подумать, прежде чем ломать, на худой конец, оглядеться по сторонам и заимствовать опыт соседних регионов, а еще лучше стран – например, той же Финляндии, в которой по всей протяженности набережной предусмотрены стоянки для маломерных судов. Разумеется, Хельсинки и Саратов (если такое сравнение вообще уместно) имеют свои особенности, и было бы в корне неправильно брать за основу чужую практику без оглядки на них. Но почему бы не принять к сведению лучшее, что способны предложить соседи, а не ставить ребром вопрос о необходимости убрать водноспортивные базы с территории будущей зоны отдыха горожан?
Возможно, власти и заинтересованным в сохранении станций жителям просто стоило бы приложить совместные усилия к тому, чтобы лодочные базы были модернизированы и обновлены, но остались на своих прежних местах, позволяя тем самым сохранить богатые традиции детско-юношеского спорта и увеличивая привлекательность Набережной для горожан? Ведь разве не приятно будет гуляющим наблюдать с берега за парусными регатами, а, при желании, прокатиться на катере или водных лыжах?
Весь номер на одной странице
|