| К свежему номеру |
ХудСовет Творческая свобода и ее заказчики
Александр ДАВИДЕНКО
В художественном училище им. Боголюбова проходит выставка С. Баландина, организованная в форме творческого отчета и приуроченная к его 50-летию. Она состоит из двух разделов, характеризующих два разных качества художника (рисовальщика и живописца), — это рисунки, выполненные в различной технике, и произведения в масле. Примерно равные в количественном отношении, они совершенно неравноценны по своим художественным достоинствам.
Огромное удовольствие получаешь в зале, где развешаны прекрасные образцы академических штудий. Обнаженная женская фигура, портрет и "псковские зарисовки" сделаны мастерски карандашом, углем, сангиной и пастелью. Сегодняшние студенты могут многое почерпнуть, изучая и практикуясь в технике рисунка, пропорциях и моделировке объекта, тем более, что художник продолжает и сегодня активно работать в мастерских училища. Известна особая любовь художника к изображению лошадей (и это подтверждается многочисленными работами на выставке), поэтому с огорчением видишь, что, закрепляя свои знания в области анатомии человека, С. Баландин пренебрегает изучением анатомии этого благородного животного.
В другом зале представлены живописные работы С. Баландина. Из большого количества холстов, висящих на стенах, можно выделить, как представляющие художественный интерес, лишь считанные единицы. Это два замечательных портрета: "Портрет друга. 1977 г." и "Портрет таджички. 2002 г.", пейзажный "Этюд. 2002 г." на гофрокартоне, "Натюрморт. 2002 г.", построенный на сочетании мягких оттенков красного и желтого с сочным синим и ударным краплаком (правда, в нем есть некоторая манерность). К этому списку, пожалуй, стоит добавить очень хороший портрет "Ирина. 2005 г.", написанный пастелью. Все они искренни и наполнены чувством, переживанием. К сожалению, основная масса живописных произведений характеризуется отсутствием внутренней эмоциональности, которая, если и наличествовала в начале, была позже погребена под холодными плитами рационального "делания". Композиции чаще всего прямолинейны и скучны, мотивы неглубоки и банальны (или становятся таковыми из-за неумения, погрузившись в тему, пережить изображаемое). Сами картины носят, по большей части, эскизный характер и, скорее, представляют собой поиски композиционных решений и распределения цветовых пятен, но всего лишь поиски, а не находки. Даже увлечение "лошадиной" темой доведено до абсурда: возникает впечатление, что одно и то же животное, запряженное в одну и ту же телегу, кочует из одной работы в другую, застывая в своей излюбленной позе. Нельзя не сказать о еще одном удручающем факте. В своем творчестве Баландин так и не сумел преодолеть влияние своего учителя Е. Моисеенко (особенно это заметно в "сюжетных" вещах). Тень "командора" ощутимо присутствует в его произведениях, став своеобразной родовой травмой, залечить которую он оказался не в состоянии.
Ориентированность на "рынок" оказывает плохую услугу художнику: его многочисленные портреты и семейные группы грешат поверхностностью, отсутствием психологизма и живого чувства, но зато ощущается сильное желание угодить и не только приукрасить, но создать новый сусальный образ. "Заказ", даже не явно выраженный, а воспринимаемый художником как ожидание быстрой покупаемости его картин приводит к сужению выбираемых тем, к подмене хорошего вкуса вкусовщиной, характерной для дешевых салонов и невзыскательных заказчиков, а вместе с отсутствием личных творческих амбиций все это приводит к ограничению творческого начала.
Весь номер на одной странице
|