| К свежему номеру |
Проблема О. Грищенко: «Cпасение «Саратовводоканала» в привлечении частных инвестиций»
www.saratovduma.ru Глава города Олег Грищенко прокомментировал ситуацию, сложившуюся в МУПП «Саратовводоканал» – стратегическое предприятие, основной деятельностью которого является обеспечение бесперебойного водоснабжения потребителей и водоотведения. Ситуация, которая сегодня возникла на предприятии, а, в первую очередь, речь идет о состоянии инженерных коммуникаций и производственных объектов МУПП «Саратовводоканал», износ которых составляет свыше 70–80 %, возникла не сегодня и не вчера. Это следствие многолетнего недофинансирования не только Водоканала, но и, в целом, отрасли ЖКХ Саратова.
Хроническое недофинансирование текущей финансово-хозяйственной деятельности и катастрофическая нехватка денежных средств на ликвидацию аварий и проведение восстановительных работ на водопроводных и канализационных сетях приводит к ежегодно возрастающему количеству аварийных ситуаций и влечет за собой невозможность обеспечения бесперебойного водоснабжения потребителей.
Для поддержания сетей в исправном техническом состоянии требуется ежегодно перекладывать от 30 до 40 км коммуникаций, кроме того, за последние годы в хозяйственное ведение предприятия было передано более 834 км. бесхозяйных сетей, в том числе, 399 км – водопроводных, из которых 325,2 км имеют износ около 100 %. Необходимые финансовые ресурсы на восстановление коммуникаций у предприятия отсутствуют. Общая же потребность в финансовых средствах на развитие систем водоснабжения и водоотведения составляет более 12 млрд рублей.
Источники финансирования данного вида работ условно можно поделить на три.
Это собственные средства предприятия, в первую очередь, я имею в виду тариф на услуги по водоснабжению и водоотведению, оказываемые предприятием. Данные услуги подлежат государственному регулированию, с учетом предельного индекса максимального роста тарифов. Органом регулирования является правительство Саратовской области.
В целях ограничения роста регулируемых тарифов в инфраструктурных секторах Правительство РФ приняло комплекс мер, которые значительно меняют систему регулирования сектора.
На 2012 год приняты решения по переносу индексации роста регулируемых цен и тарифов на середину года (июль), когда традиционно снижается потребление ресурсов. Смещение индексации тарифов с начала года позволит избежать традиционного роста инфляции в январе, происходящего, прежде всего, из-за повышения тарифов на услуги ЖКХ в начале года. Предельный уровень роста тарифов на 2012 год утвержден приказом ФСТ России. В соответствии с данным приказом принимается решение органа регулирования (правительства Саратовской области). На 2012 год предельный уровень роста тарифов на услуги МУПП «Саратовводоканал» составляет 4,9 % в среднем за год. И повышение, как я уже отметил, будет производиться поэтапно (с 1 июля и с 1 сентября). В результате такого тарифного регулирования, по данным МУПП «Саратовводоканал», затраты предприятия, которые необходимо осуществить в 2012 году для надлежащего водоснабжения населения и водоотведения, и не обеспеченные источниками финансирования составят порядка 300 млн руб.
Кроме того, необходимо учитывать и недостаточный уровень платежной дисциплины населения, и ненадлежащую работу управляющих организаций в части перечисления средств МУПП «Саратовводоканал», собранных с населения за услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые предприятием.
Следующим источником, за счет которого можно было бы осуществить финансирование работ по восстановлению коммуникаций, находящихся на балансе МУПП «Саратовводоканал», – это бюджетные средства. Но, в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ», одним из условий получения финансовой поддержки за счет средств Фонда является не предоставление субсидий организациям коммунального комплекса, осуществляющим деятельность в муниципальных образованиях на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Средства Фонда, получаемые МО «Город Саратов» последние несколько лет, направляются на проведение капитального ремонта и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда города. Соответственно, при выделении субсидии МУПП «Саратовводоканал» из бюджета любого уровня на содержание имущества, в том числе, на оплату электроэнергии (основным кредитором предприятия является Саратовэнерго), Саратов тут же лишится финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Таким образом, субсидировать проведение ремонтных работ на сетях предприятия в соответствии с действующим законодательством невозможно. Из бюджета города могут осуществляться только бюджетные инвестиции во вновь возводящиеся объекты капитального строительства и на реконструкцию существующих объектов. Но в необходимых объемах в городском бюджете средств нет.
Ну и третий источник, за счет которого возможно осуществить модернизацию системы водоснабжения Саратова, – это средства инвесторов. С учетом вышесказанного, по моему мнению, это единственная возможность сохранения и развития предприятия.
Осенью 2009 года мы уже столкнулись с крупнейшей аварией на предприятии, ликвидация которой не только потребовала привлечения значительных финансовых и трудовых ресурсов, но и имела серьезные социальные последствия из-за отсутствия подачи водоснабжения для населения.
Понимая сложность ситуации, сложившейся в сфере водоснабжения и водоотведения Саратова, в первую очередь, связанную с отсутствием финансирования, необходимого для модернизации системы водоснабжения, органами местного самоуправления была проведена активная работа, направленная на привлечение инвестиций в сферу ЖКХ.
(Окончание следует)
Весь номер на одной странице
|