Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 4 (234) от 5 февраля 2004 года

 

Конец лоббизма (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Кадры решают все? (Виктор СТЕПАНЫЧЕВ)

Правдивая "Лапша" на уши (Анастасия ГУЛИНА)

Конец опеки (Владимир ГОРБАЧЁВ)

Третий элемент, или Чего не хватает России? (Пётр ЦЮКАЛО)

Тут каждый зверь - артист (Елена НАЛИМОВА)

Природоведение для фантазёров

Платите за время дважды (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Осколки

Души прекрасные надрывы

Гололед на земле, гололед (Елена НАЛИМОВА)

Субсидии пошатнулись (Маргарита СПИРИЧЕВА)

Деловой перекрёсток (По материалам пресс-служб)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Синтез стилей и течений

Дата размещения на сайте: 17.07.2015

О выставке Сергея Кондратьева

Александр ДАВИДЕНКО

50 лет в жизни каждого человека - время перемен. Кто-то избавляется от старого: решается вдруг, например, на сведение тату, набитое в пору буйной молодости, а кто-то наоборот внезапно решает внести что-то новое в свою жизнь: построить дом, купить дачу и т.п. 50 лет - промежуточный рубеж, время подведения итогов, осмысления пройденного, корректировки целей и определения путей их достижения на избранном поприще. Наверно так и следует рассматривать юбилейную выставку саратовского художника Сергея Кондратьева, которая проходит в эти дни в выставочном зале Союза Художников на ул. Рахова, 137.

Рационализм в решении художественных задач типичен для С. Кондратьева. Тщательная разработка сюжета, композиции, фактуры живописной поверхности и цветовых соотношений, а не свободная импровизация — характерная черта его метода работы. Многочисленные наброски и варианты предваряют окончательную редакцию создаваемой картины.

На сегодняшний день поэтическое дарование художника наиболее полно раскрывается в пейзажах, особенно представленных в "малой форме". Этюды следует рассматривать не как черновики более масштабных работ, а как самостоятельные художественные произведения, среди которых часто встречаются настоящие жемчужины. Городские и сельские пейзажи лиричны, композиции интересны, а иногда неожиданны, колорит — чаще сдержанный, даже ласковый. Все это хорошо подчеркивает различные состояния природы и находит отклик у неравнодушного зрителя. Это камерное искусство сродни романсу: оно наиболее интимное, позволяет передавать при небольших размерах тончайшие нюансы человеческих переживаний, состояний души, мелодию чувств. И оно идеально отвечает самоуглубленному, непубличному, даже настороженному характеру художника.

Что касается живописной манеры С. Кондратьева, то она является результатом синтеза многочисленных стилей и течений. Творческие заимствования осуществлялись в широком диапазоне: от классических форм и строгой перспективы, дающей ощущение трехмерности, до умеренного авангарда, еще позволяющему художнику оставаться в рамках очевидной предметности. В многочисленных работах легко обнаружить следы экспериментов и в области импрессионизма с его легкими и трепетными мазками, создающими ощущение вибрирующей красочной поверхности

("Светлый денек", "На трапе"), и постимïрессионистические разработки живописных оптических эффектов, сдержанного дробления, упрощения и обобщения привычных форм предметов ("Айва", "Волжская баркарола"). Впрочем, стилевые составляющие С. Кондратьева близки не первоисточникам (символизму Пюви де Шаванна, или "Набидов", протокубизму Сезанна, примитивизму Гогена), а представлены уже в русской транскрипции (символизм В.Борисова-Мусатова, П.Кузнецова периода "Киргизского цикла" и раннего, дофовистского К.Петрова-Водкина, кубизм и примитивизм "Бубновых валетов" и "Ослиного хвоста"). Революционные крайности отбрасывались, оставлялось то существенное, что наиболее соответствует индивидуальному мироощущению художника. Хорошее знание и богатая практика в области русской иконописи также оказывала и оказывает сильное влияние на светскую живопись, привнося в нее элементы одухотворенности. Впрочем, на мой взгляд, эти знания и эта практика производят и негативное воздействие, прививая мирской живописи органически не свойственные ей доктрины живописи церковной, причем, не в лучшей ее части, а именно — системы ограничений, "канонов". Это воздействие становится разрушительным, когда приобретает самодовлеющее значение.

При переходе от малых живописных форм этюдного характера к более крупным обнаруживаются две самостоятельные тенденции. Одна — продолжение и развитие положительных результатов, достигнутых в жанре пейзажа и натюрморта. В изображениях природы прочитываются разнообразные душевные состояния самого художника: то безмятежное, то тревожное, меланхоличное и созерцательное, или радостное и громогласное ("Пейзаж с желтым домом", "Мокрый день"). Чаще всего пейзажи проникнуты ощущением легкой грусти всевозможных оттенков. Живописный рисунок то неприхотлив, то затейлив, а сама форма, приобретая некоторую условность, становится все более обобщенной, заставляя видеть не фотографическую картинку, которая исчерпывается простым и однозначным набором изображаемых элементов, а некоторый психологический портрет натуры, ее внутреннее состояние ("Южный мотив", "В Кисловодске весна"). При этом ощущается некоторая отстраненность художника от изображаемого объекта, которая говорит не о равнодушии, а о созерцательности, о наличии дистанции между творцом и его творением, позволяющей постоянно контролировать творческий процесс. К сожалению, встречаются работы, которые несут на себе явный отпечаток коммерческой заданности, искусственности, манерности — "картонные" натюрморты и банальные, пустые пейзажи.

Вторая тенденция связана с композициями, где формальной доминантой является человек, а неформальной — определенная этическая или духовная концепция. В отличие от пейзажей, в которых ощущается естественность и сдержанная чувственность, здесь преобладает искусственность, излишняя плакатность и назидательность. Темы нередко имеют высокую идеологическую заданность, или очевидный сакральный характер, претендуют на глубокие обобщения и символичность образов. Но сама монументальность цели сковывает фантазию художника, особенно когда он находится под сильнейшим влиянием самоцензуры. Ригористическое мышление затрудняет достижение компромисса (может быть, делает его вообще невозможным) между ортодоксальными иконописными законами и здоровой человеческой природой самого художника, которая инстинктивно бунтует против искусственных ограничений. Излишняя концентрация внимания на недопущении ереси при решении структурных задач, выхолащивает саму идею и приводит к тому, что живописное тело картины не наполняется ожидаемой одухотворенностью, присущей вечным идеям Книги. В результате, изображаемый сюжет сводится исключительно к внешней фабуле, иногда к легко читаемой, а потому скучной, литературной аллегории ("Ловят рыбу на Дону"). Неудивительно, что навязчивая дидактичность предлагаемого материала вызывает в памяти картины эпохи развитого социализма ("Осенняя песня"). И только в тех случаях, когда разрабатываются, казалось бы, частные темы и художник не считает себя связанным идеологическими обязательствами, творческая интуиция и высокое мастерство, словно наслаждаясь свободным полетом, не задумываясь о естественных законах аэродинамики, создают произведения более значительные, глубокие, нетривиальные ("Путники", "Снова май", удачно переработанный "Отдых").

Портреты в исполнении С. Кондратьева располагаются вне обеих тенденций, т.к. возникает подозрение, что их написание не доставляет художнику удовольствия, являясь всего лишь необходимой страницей в биографии. Они холодны и лишены психологизма, без которого само изображение — лишь внешняя оболочка, манекен. Если это не образ, или символ, а просто человек, то нет у художника к нему любви, а потому нет такого же внимательного отношения, как к безответственной, а потому безгрешной, природе. Сказанное косвенно подтверждается самыми последними, еще пахнущими свежими красками, достаточно крупными работами "Прядильщица" и "Кузнец". Стилистически изображенные в них человеческие фигуры в виде образов напоминают находки К.Петрова-Водкина. Но у великого земляка решались сложные философские и этические проблемы, которые в данном случае отсутствуют, их заменяют более локальные — это скорее портреты-образы, причем "иконность" в них даже подчеркнута. Поэтому, неся на себе определенную символическую нагрузку, они лишены глубокой аллегоричности и многозначного подтекста. И все-таки эти работы интересны, как результат творческого поиска.

Рассуждения о портретах С. Кондратьева и портретируемых хотелось бы завершить словами св. ап. Павла: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто". (1Кор.13,2).

Противоречивость свойственна человеческой природе, вера и неверие присутствуют в нем одновременно в диалектическом единстве и являются источником глубоких переживаний и мощным импульсом к развитию и творчеству. Тяга к познанию естественна и благотворна. Если же она искусственно подавляется из опасения греховности телесного начала, то вместе с этим происходит и стерилизация идей, а они, не будучи оплодотворены живой эмоцией, вряд ли приведут к рождению настоящего художественного произведения. Позволю себе еще одно общее рассуждение. Боязнь использовать в своей работе библейские сюжеты, или неприязнь к ним нелепа. Но также нелепо прямое и полное заимствование иконописной стилистики в светской живописи. Пользуясь специальной терминологией, можно заявить, что изоморфизм, т.е. взаимооднозначное отображение (полная структурная схожесть) здесь неуместен, а гомоморфизм, т.е. внутреннее (идейное, смысловое) сходство — вполне допустим и оправдан. Но это и есть искусство компромисса и проявление эволюции живописного языка, когда используют реминисценции и интерпретации вместо откровенного цитирования. В том числе и в области формообразования, т.е. внешней структуры образов (это прекрасно понимал еще Эль Греко — настоящий революционер в живописи, да и в нашей, сравнительно недавней истории есть такие примеры — Н. Гончарова, К. Петров-Водкин, П. Филонов). В противном случае мы получим очередной живописный трюизм.

Хочется верить, что С. Кондратьев ведет активные поиски наиболее близкой ему формы самовыражения, в результате чего исчезнут досадные недоразумения. Но настораживает тот факт, что в последнее время появляется крайне мало творчески значимых работ, без которых невозможно продвижение вперед и поиск наилучшей выразительности, конечно, если это продвижение не ожидается как некое откровение. Впрочем, творческий путь нельзя уподобить прямому и идеально гладкому шоссе. Это, скорее, тропа, петляющая между колючих кустарников, ныряющая в овраги и перепрыгивающая с камня на камень.

В заключение не могу не сказать о неудачном размещении художественных работ. Картины сгруппированы в монотонные группы, в которых действительно удачные произведения подавляются посредственным окружением. Не согласованы тональность картины и задника. Достаточно пастозные работы повешены в условиях бокового освещения, что губительно для их верного восприятия, так же вредно контровое освещение для колористически тонких пейзажей.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |