| К свежему номеру |
ХудСовет Танцующие модерн
Ирина КАБАНОВА
"Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет. Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн. Если танцор стремится показать, что готов умереть в борьбе с гравитацией, то это джаз". Эти три танцевальных стиля, столь метко охарактеризованные Томом Парком, переплелись в показанных недавно на сцене студклуба СГУ двух одноактных балетах "Прыгающие ангелы" и "Найти ее…" в исполнении танцовщиц саратовского театра "Русский провинциальный балет". Неординарность события, благодаря которому зрители, мало знакомые с современными направлениями в балете, смогли составить себе о них четкое представление, в том, что работа над постановкой велась совместно с хореографами Королевского балета Нидерландов Саскией Ван Гоол, кавалера Королевского ордена за развитие балета Нидерландов, в прошлом — солисткой Королевского балета, и ее ученицами Юдит де Вос и Флор де Бест, приехавшими по приглашению художественного руководителя театра, директора хореографической школы "Антре" Игоря Перепелкина.
История школы "Антре" ведется с 1989 года, когда секция художественной гимнастики в доме пионеров Волжского района была реорганизована в Детский Спорт-Шоу Балет "Антре", чей статус впоследствии был не раз переименован. Творческой активности школы можно позавидовать: постоянно обновляющиеся спектакли, участие во всероссийских и международных фестивалях современного танца, гастроли. В 2002 году в пединституте СГУ было открыто отделение хореографии — таким образом, в Саратове, до сих пор довольствовавшемся лишь хореографическим училищем, стало возможно получить высшее специальное образование.
Сам театр "Русский провинциальный балет" был открыт в прошлом году, здесь работают лучшие выпускники школы. И хотя название театра навевает образ балетной пачки и классического фуэте, стиль его работы — от модерна до неоклассики. "Слово "провинциальный" несет в себе некий символ русской чистоты, — говорит Игорь Перепелкин. — Для нас это гордое название". К тому же, как заметил один из преподавателей ГИТИСА, провинция, в отличие от столицы, немного размытой в своих традициях, пустоватой, рождает очень интересные идеи в искусстве. Пример тому — проект с хореографами Королевского балета.
А состоялся он благодаря случаю, который свел Игоря Александровича с бывшей жительницей Саратова, ныне перебравшейся в Голландию Виолеттой Цыкиной — так сложилось, что ее родные проживают в том же доме на Лермонтова, где располагается школа. В завязавшемся разговоре и родилась идея совместных балетных постановок, которые продемонстрировали бы российской публике, как танцуют модерн в Европе. Впрочем, термин "модерн" в отношении балета чаще употребляется в Америке, где он зародился в начале ХХ века как ответ на кризис западного классического балета; в Европе пользуются словом "contemporary" — "современный". Современный голландский балет считается одним из наиболее чистых источников балета модерн, сценической формой без наносной хореографии, ее уличных форм — рейва, хип-хопа и т. д. Чтобы дать почувствовать это зрителю, и был создан балет "Прыгающие ангелы" — компиляция хореографии Иржи Киллиана, одного из ведущих балетмейстеров Нидерландов.
Аскетизм убранства сцены, белый цвет в костюмах танцовщиц, режущий глаз в свете строба, музыкальное буйство от классики до африканских джазовых барабанов, звуки которых будто визуально вычерчивались на сцене угловатым рисунком танца, которому, впрочем, не хватало синхронности — таков модерн в постановке выпускницы школы "Антре" Елены Прошиной. Второй балет "Найти ее…" был задуман как своеобразный синтез неоклассики и модерн-джаза, и это проявлялось в большей округлости рисуемых танцем линий, большей воздушности и в то же время крепкой привязанности к земле, ритмичности. Здесь, в отличие от первого балета, где форма преобладала над содержанием, легче угадывалась система образов — пробуждение природы, рождение новой жизни — через игру света и простейшего средства — огромного куска голубой материи, трепетавшего в руках танцовщиц. Впрочем, современный танец не располагает к пассивности зрительского восприятия, здесь не прописаны с очевидностью ни сюжеты, ни образы — приходится будить фантазию, проводить параллели, искать смысл. Можно принимать или не принимать изломанность пластики и непривычность танцевальных приемов, но жаждущие выхода чувства ищут и формы своего выражения, а это — процесс бесконечный.
|
Весь номер на одной странице
|