| К свежему номеру |
А.П. Чехов и Саратов
Валерий ГАНСКИЙ Бывал ли Чехов в Саратове? Как хотелось бы найти хоть какие-то следы его пребывания в нашем городе. Но… Антон Павлович собирался плыть по Волге до Царицына, а в Нижнем Новгороде передумал и вернулся в Москву. Посещал он и соседнюю Воронежскую губернию, село Хреновое. И наконец, подсознательно Чехов думал о Саратове.
А.П. Чехов
Почему-то в рассказе «Невеста», написанном за год до смерти, он предсказал свою судьбу в образе одного из героев рассказа именно в Саратове: «Пришло из Саратова письмо от Саши. Своим веселым танцующим почерком он писал, что путешествие по Волге ему удалось вполне, но что в Саратове он прихворнул немного, потерял голос и уже две недели лежит в больнице. …Надя долго ходила по комнате, слушая, как плачет бабушка, потом взяла телеграмму и прочла. Сообщалось, что вчера утром в Саратове от чахотки скончался Александр Тимофеевич, или просто Саша». Есть свидетельства встреч писателя и драматурга с саратовцами, с людьми, причастными к Саратову. Наконец, с героями чеховских пьес, с чеховскими мыслями и чувствами, зрители встречались и встречаются на сценах саратовских театров.
УЧИТЕЛЯ
Будучи студентом медицинского факультета Московского университета, Антон Чехов слушал лекции по анатомии здорового человека с упражнениями на трупах профессора Дмитрия Николаевича Зёрнова, отца будущего ректора Саратовского университета.
После смерти родителей Дмитрию Николаевичу Зёрнову принадлежал хутор Епишева поляна в Инсарском уезде Пензенской губернии вблизи реки Мокши. По данным ревизии, проведенной в 1850 году, он имел 638 десятин пахотной земли, шесть десятин строевого осинового леса и 312 душ мужского пола на оброке. В Москве Зёрновы жили в казенной квартире на Никитской улице. Часто ходили в университетскую церковь, где служил профессор богословия Сергиевский, чьи 12 Евангелий приходила слушать вся интеллигенция Москвы. Дмитрий Николаевич очень любил музыку и подарил своему сыну Володе, будущему ректору СГУ, скрипку. Игру юного скрипача слушал любимый композитор Чехова Петр Ильич Чайковский, а младший брат Чехова Николай также играл на скрипке. Певец и педагог К. И. Кржижановский при помощи профессора анатомии Зёрнова изучал физиологию и анатомию человеческого горла, что помогло ему как режиссеру Большого театра и создателю школы оперного искусства. Дмитрий Николаевич был знаком с Федором Ивановичем Шаляпиным. На палубе парохода, на котором певец возвращался от отца из Вятской губернии, они играли в шахматы и вели беседу о детях. Зёрнов, будучи деканом медицинского факультета Московского университета, присутствовал в качестве гостя на открытии Саратовского университета и был избран почетным членом Совета университета. В последние годы жизни собирался переехать в Саратов на Астраханскую улицу недалеко от университета.
Возможно, под влиянием зёрновских лекций Чехов в 1883 году написал юмореску «Краткая анатомия человека»: «Человека, как анатомическое данное, составляют:
- скелет – имеет вид смерти...;
- голова – имеется у всякого, но не всякому нужна…;
- лицо – зеркало души, имеет множество синонимов: морда, образина, рыло, харя и прочее…;
- лоб – его функция стучать об пол, биться о стену, очень часто дает реакцию на медь…;
- глаза – полицмейстеры головы, блюдут и на ус мотают…;
- нос – дан для насморков и обоняния, в политику не вмешивается…;
- язык – у женщин и змей служит органом приятного времяпрепровождения, самый лучший язык – вареный…;
- уши – любят дверные щели и открытые окна…;
- руки – пишут фельетоны, играют на скрипке, берут, ведут, сажают, бьют…;
- талия – любимое женское место у молодых женихов…;
- брюшко – орган не врожденный, а приобретенный…;
- ноги – в большом употреблении у почтальонов, должников, репортеров и посыльных…;
- пятки – местопребывания души у воина, бегущего с поля брани…
и подписался: «ЧЕловек без селезенки».
Другой преподаватель Чехова Григорий Антонович Захарьин – лейбмедик, тайный советник, профессор, читал курс лекций по терапии, истории медицины, по вензаболеваниям. Чехов советовал обращаться к Захарьину, который «даст столько хороших советов и указаний, что вы проживете лишних двадцать-тридцать лет, да и познакомиться с ним интересно»…
Захарьин учился в саратовской мужской гимназии, жил в 1840-х годах на улице Грошевой (Дзержинского) в страшной бедности, не имея средств на приобретение учебников, уроки готовил в классе перед началом занятий и во время перемен по учебникам одноклассников. Гимназию окончил в 1847 году и поступил на медицинский факультет московского университета. В 1862 году избран экстраординарным профессором. Чехов писал: «Предпочитаю из писателей Толстого, из врачей – Захарьина».
Многолетняя дружба связывала Захарьина с Толстым. «Прошу Вас любить меня так же, как я Вас. Ваш Л. Толстой», – писал Захарьину великий романист. «Мои чувства к Вам братские», – отвечал Захарьин.
В 1887 году писатель и судебный деятель Никита Павлович Тимофеев направляет из Саратова в редакцию журнала «Осколки», в котором печатались произведения Чехова, открытку. В ней он просит у автора в обмен на свой роман «Волны житейские. Хроники суда и ссылки» и рассказ «На поисках» его «Пестрые рассказы». Чехов удовлетворил просьбу Тимофеева. В фондах областной научной библиотеки хранятся книги Тимофеева: сборник очерков «По полям Бородина» 1893 года издания, в библиотеке Академии права – судебные очерки «Суд присяжных России», огромный фолиант на 663 страницы, 1881 года издания. Настоящие очерки составляют результаты того материала, который автор получил путем своих личных наблюдений и выносимых из судебных заседаний впечатлений.
Другой наш саратовец, литературный критик А. И. Введенский, воспитанник саратовской семинарии, первый переводчик романов Диккенса и Теккерея, первым откликнулся на публикации рассказов Антона Чехова, считая его удивительно талантливым. Введенский отнес Чехова к писателям, принадлежащим будущему, хотя «при всем признании за автором «Степи» из ряда вон выходящих талантов, отмечал недостатки в построении повести». Они встречались на званых вечерах, несмотря на взаимную критику.
ЧЕХОВ И ТЕАТР
Знаком был Антон Павлович с известным журналистом и писателем Гиляровским, одно время ходившим бурлаком по Волге и игравшим на саратовской сцене. В письме к выдающемуся русскому актеру Владимиру Николаевичу Давыдову, которого он называл «санитаром духа», он писал: «Помнишь Саратов! То было время, была молодость…» Гиляровский ценил актерский труд и понимал его назначение. Его друзьями и сослуживцами были М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, К.А. Варламов, В.Н. Андреев-Бурлак.
А вот первым в Саратове поставил пьесу Чехова «Иванов» Андреев-Бурлак, сам игравший в главной роли, раньше чем в московском театре Корша с В.Н. Давыдовым в роли Иванова. Об этом известила газета «Саратовский дневник» от 11 ноября 1887 года.
Незаурядный талант рассказчика и импровизатора привел на профессиональную сцену Василия Николаевича Андреева-Бурлака. Он был вольнослушателем Казанского университета, капитанам Волжского пароходства, актером, режиссером, автором многих рассказов, популяризатором искусства.
В пьесе Чехова «Иванов» кроме В.Н. Давыдова и В.Н. Андреева-Бурлака играли саратовцы П.М. Медведев и П.А. Стрепетова в роли Сарры. Чехов отмечал игру Медведева на сцене Русского драматического театра Корша в роли Лебедева – «добродушный старик». А вот как об этом вспоминал сам Медведев: «По окончании спектакля меня представили Антону Павловичу, и он произвел на меня очень симпатичное впечатление. Он высказал одобрение по поводу моей игры».
В 1889 году «Иванов» вновь в Саратове на сцене городского театра. Постановка была осуществлена группой Товарищества артистов под управлением М.П. Горин-Горяйнова. Отзыв о спектакле помещен в «Саратовском дневнике» номер 75 за 1889 год: «… драма г. Чехова, по нашему мнению, – есть одно из выдающихся литературных произведений последнего времени. Нам, людям провинции, сверстникам и сотрудникам Ивановых, ближе и понятнее та гамма нравственных страданий, через которую они добираются до самоубийства и запоя»…
В связи с болезнью исполнителя роли Львова в Саратов едет артист театра Корша П.Ф. Солонин, который впоследствии становится антрепренером и руководителем саратовской труппы. В последний раз мне довелось видеть «Иванова» на саратовской сцене с Евгением Леоновым в главной роли в 90-х годах прошлого века, во время гастролей в Саратове театра ЛЕНКОМа.
Во время Великого поста, когда московские театры закрывались и не работали, друзья-артисты приходили к Чехову в гости на «капусту», как они выражались. Мать Евгения Яковлевна очень вкусно ее готовила. В гостеприимном чеховском доме они балагурили и веселились. Вот, вероятно, откуда пошли знаменитые актерские капустники. Иронизируя над собой, Антон Павлович дарит актеру Малого театра князю Александру Ивановичу Сумбатову-Южину автограф: «В знак дружеского расположения от автора,
Который преуспел
И мудро сочетать сумел
Ум пламенный с душою мирной
И лиру с трубкою клистира».
Еще одну знаменитую саратовскую артистку Марию Савину Чехов видел в водевиле по своей пьесе «Медведь», где она блистала на московской сцене со своими партнерами Давыдовым и Варламовым. С успехом шел «Медведь» и в Саратове. «Саратовский дневник» за номером 227 сообщал, что «комедия Чехова, благодаря игре г-жи Романовской и г. Кострюкова, прошла очень живо и смотрелась публикой с удовольствием».
В 1880-х годах в саратовской оперетте служил артист Константин Иванович Михайлов-Стоян. В 1890-х годах А. Чехов, будучи дружен со Стояном, поддерживает идею теперь уже певца Большого театра о создании болгарского национального оперного театра. Театр был создан. Позже, в 1930-х годах, в болгарской опере работал замечательный художник Николай Гликман, будущий главный художник саратовской драмы.
Из письма Чехова от 16 февраля 1897 года: «Вечером собрались в редакции «Русской мысли», чтобы поговорить о народном театре. Проект Шехтеля всем нравится»
С Ф.О. Шехтелем, известным академиком архитектуры, товарищем своего брата Николая по Училищу живописи, ваяния и зодчества, Антон Павлович долгие годы дружил и посвятил ему рассказ «Два скандала» в 1882 году. Шехтель происходил из богатой купеческой семьи, проживавшей в немецкой колонии Саратовской губернии. С 1820-х годов Шехтели обосновались в Саратове. Они торговали вином, табаком, галантереей, мануфактурой, золотом и серебром. Им же принадлежало несколько театральных помещений. Шехтели пользовались большим уважением в городе, им покровительствовал саратовский губернатор И.М. Бибиков. Детство и гимназические годы Франца прошли в Саратове. Он учился в той же мужской гимназии, что и Г.А. Захарьин. В эти годы материальное положение семьи Шехтелей было исключительно тяжелым. После смерти отца деньги от продажи театрального реквизита постепенно кончились, два домовладения, унаследованных детьми, не давали никаких доходов. И вдова Д.К. Шехтель с детьми переехала жить в семью своего зятя, купца Т.Е. Жегина. Тимофей Ефимович, гласный городской Думы, член театрального комитета, не мог оставаться равнодушным к бедственному положению семьи покойного О.О. Шехтеля и взял на себя заботу о воспитании оставшихся в Саратове детей-сирот и внес плату за обучение Франца и его сестер. В гимназии юный Шехтель пристрастился к рисованию и черчению. Позже, живя в Москве, Ф.О. Шехтель женился на младшей дочери Жегина Наталье, которой Антон Павлович в письмах к другу всегда передавал привет. В 1886 году Шехтель оформил обложку книги Чехова «Пестрые рассказы».
Возможно, один случай, происшедший с Чеховым в театре, послужил написанию рассказа «Лошадиная фамилия», где упоминается наш город. Вот запись Антона Павловича: «Ирина, телеграфистка, придя во втором акте, рассказывает: «Сейчас одна дама телеграфирует своему сыну (брату) в Саратов, что у нее сын умер, а никак не может вспомнить адрес, так и послала без адреса, просто в Саратов». А вот как это описано в «Лошадиной фамилии»: «Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик, - Извольте писать, Ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию Якову Васильичу, Васильичу… А по фамилии… А фамилию вот забыл!»
Бережно храню программку Государственного орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественного Академического театра Союза ССР имени М. Горького: «А.П. Чехов. Вишневый сад. Пьеса в 4 действиях». С экслибрисом чеховской чайки на занавесе сцены и автографом: «В память о москвичах-мхатовцах». Спектакль восстановлен к 100-летию Антона Павловича народным артистом СССР В.Я. Станицыным. В спектакле были заняты великие А.К. Тарасова, М.М. Яншин, А.И. Степанова, А.Н. Грибов, ученики основателей театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Сохранились и фотографии наших встреч с актерами МХАТа. Вот таким «Вишневым садом» вошел Чехов в мою жизнь.
Весь номер на одной странице
|