Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов
f

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 5 (733) от 16.02.2015

 

На честные выборы в России надежды почти нет (Материал подготовил Илья МАКСИМОВ)

Хотят ли русские войны? Нет. Но кто её остановит? (Илья МАКСИМОВ)

Антикризисный марш «Весна» в Саратове

«Бомж во фраке» примеряет бабочку. Саратовская область – территория деградации. Цены на продукты росли и будут расти

Казус Комарова, или Как и за что Антона Комарова «ушли» с должности директора «ТНТ-Саратов» (Василий СЕЛИВАНОВ)

Один миллиард на ремонт саратовских дорог и дворов

Если торпеда мимо пройдёт (Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ)

Кому нужна такая работа? (Сергей ПЕРЕПЕЧЁНОВ)

Информация прокуратуры г. Саратова

Остановить возврат к репрессиям советского времени (Лев ПОНОМАРЁВ, правозащитник)

Питер Померанцев о российских медиа: «В них нет идеи правды»

Свежий взгляд на пропаганду (Михаил РОСКИН)

Новый подход к оценке трудового потенциала и оклада работника

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



Шукшин В.М. Нравственность есть Правда. Завещание великого писателя, актера и режиссера

Человек трезвый, разумный, конечно же, – везде, всегда – до конца понимает свое время, знает правду, и если обстоятельства таковы, что лучше о ней, правде, пока помолчать, он молчит. Человек умный и талантливый как-нибудь, да найдет способ выявить правду. Хоть намеком, хоть полусловом – иначе она его замучает, иначе, как ему кажется, жизнь пройдет впустую. Гений обрушит всю правду с блеском и грохотом на головы и души людские. Обстоятельства, может быть, убьют его, но он сделает свое дело. Человек просто талантливый – этот совершенно точно отразит свое время (в песне, в поступке, в тоске, в романе), быть может, сам того не поймет, но откроет глаза мыслящим и умным. Читать полностью...


Памяти В.М. Горбачёва

5 октября на 74-ом году жизни скоропостижно скончался Владимир Михайлович Горбачев, русский писатель, журналист, общественный деятель. Читать полностью...




«Госпереворот» в Саратове. Мнение общественника

Роман Антонов: «Генеральный Прокурор Краснов, Вы крышуете Володина? Бастрыкин, на чьей Вы стороне были при ГКЧП? А сейчас?» Читать полностью...




Суд в Москве отказал в иске «Свободных новостей» об отмене блокировки сайта

29 августа в Тверском районном суде Москвы состоялось заседание по иску ИД «Энергия» к Генеральной прокуратуре и Роскомнадзору из-за блокировки сайта ИА «Свободные новости» (доменное имя fn-volga.ru). Читать полностью...



Камазы для подавления народа

В России представили новый автомобиль для подавления массовых протестов. Техника от концерна «Калашников» включает в себя звуковое и световое оружие, системы пожаротушения, видеонаблюдения и другие. Спецавтомобиль получил название «Стена». Автомобили поступят на службу МВД и Росгвардии уже в этом году. Читать полностью...


Екатерина Дунцова решила обжаловать решение Минюста о признании ее иноагентом

Внесенная в реестр иноагентов журналистка и бывший депутат Ржевской городской думы Екатерина Дунцова, которая собиралась участвовать в президентских выборах 2024 года, сообщила РБК, что обжалует решение Министерства юстиции. Читать полностью...


В Саратове стая собак едва не загрызла девушку. Пострадавшая в больнице

Жительница Заводского района Саратова Виктория Горбуленко рассказала о нападении на нее стаи бездомных собак. Своей историей она поделилась в группе «Заводской онлайн» соцсети ВК. Читать полностью...



Беспредел Роскомнадзора и Генпрокуратуры продолжается

Роскомнадзор (РКН) заблокировал доступ к сайту медиапроекта «Гласная». Об этом 9 июля, само издание сообщило в Telegram. «Мы не знаем, на основании чего Роскомнадзор ограничил доступ к сайту. Редакция не получала официальных писем от госорганов, и нам не удалось найти документ РКН, который объяснял бы причины блокировки сайта», - говорится в публикации. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

А.П. Чехов и Саратов

Валерий ГАНСКИЙ

Бывал ли Чехов в Саратове? Как хотелось бы найти хоть какие-то следы его пребывания в нашем городе. Но… Антон Павлович собирался плыть по Волге до Царицына, а в Нижнем Новгороде передумал и вернулся в Москву. Посещал он и соседнюю Воронежскую губернию, село Хреновое. И наконец, подсознательно Чехов думал о Саратове.

А.П. Чехов

Почему-то в рассказе «Невеста», написанном за год до смерти, он предсказал свою судьбу в образе одного из героев рассказа именно в Саратове: «Пришло из Саратова письмо от Саши. Своим веселым танцующим почерком он писал, что путешествие по Волге ему удалось вполне, но что в Саратове он прихворнул немного, потерял голос и уже две недели лежит в больнице. …Надя долго ходила по комнате, слушая, как плачет бабушка, потом взяла телеграмму и прочла. Сообщалось, что вчера утром в Саратове от чахотки скончался Александр Тимофеевич, или просто Саша». Есть свидетельства встреч писателя и драматурга с саратовцами, с людьми, причастными к Саратову. Наконец, с героями чеховских пьес, с чеховскими мыслями и чувствами, зрители встречались и встречаются на сценах саратовских театров.

УЧИТЕЛЯ

Будучи студентом медицинского факультета Московского университета, Антон Чехов слушал лекции по анатомии здорового человека с упражнениями на трупах профессора Дмитрия Николаевича Зёрнова, отца будущего ректора Саратовского университета.

После смерти родителей Дмитрию Николаевичу Зёрнову принадлежал хутор Епишева поляна в Инсарском уезде Пензенской губернии вблизи реки Мокши. По данным ревизии, проведенной в 1850 году, он имел 638 десятин пахотной земли, шесть десятин строевого осинового леса и 312 душ мужского пола на оброке. В Москве Зёрновы жили в казенной квартире на Никитской улице. Часто ходили в университетскую церковь, где служил профессор богословия Сергиевский, чьи 12 Евангелий приходила слушать вся интеллигенция Москвы. Дмитрий Николаевич очень любил музыку и подарил своему сыну Володе, будущему ректору СГУ, скрипку. Игру юного скрипача слушал любимый композитор Чехова Петр Ильич Чайковский, а младший брат Чехова Николай также играл на скрипке. Певец и педагог К. И. Кржижановский при помощи профессора анатомии Зёрнова изучал физиологию и анатомию человеческого горла, что помогло ему как режиссеру Большого театра и создателю школы оперного искусства. Дмитрий Николаевич был знаком с Федором Ивановичем Шаляпиным. На палубе парохода, на котором певец возвращался от отца из Вятской губернии, они играли в шахматы и вели беседу о детях. Зёрнов, будучи деканом медицинского факультета Московского университета, присутствовал в качестве гостя на открытии Саратовского университета и был избран почетным членом Совета университета. В последние годы жизни собирался переехать в Саратов на Астраханскую улицу недалеко от университета.

Возможно, под влиянием зёрновских лекций Чехов в 1883 году написал юмореску «Краткая анатомия человека»: «Человека, как анатомическое данное, составляют:

- скелет – имеет вид смерти...;

- голова – имеется у всякого, но не всякому нужна…;

- лицо – зеркало души, имеет множество синонимов: морда, образина, рыло, харя и прочее…;

- лоб – его функция стучать об пол, биться о стену, очень часто дает реакцию на медь…;

- глаза – полицмейстеры головы, блюдут и на ус мотают…;

- нос – дан для насморков и обоняния, в политику не вмешивается…;

- язык – у женщин и змей служит органом приятного времяпрепровождения, самый лучший язык – вареный…;

- уши – любят дверные щели и открытые окна…;

- руки – пишут фельетоны, играют на скрипке, берут, ведут, сажают, бьют…;

- талия – любимое женское место у молодых женихов…;

- брюшко – орган не врожденный, а приобретенный…;

- ноги – в большом употреблении у почтальонов, должников, репортеров и посыльных…;

- пятки – местопребывания души у воина, бегущего с поля брани…

и подписался: «ЧЕловек без селезенки».

Другой преподаватель Чехова Григорий Антонович Захарьин – лейбмедик, тайный советник, профессор, читал курс лекций по терапии, истории медицины, по вензаболеваниям. Чехов советовал обращаться к Захарьину, который «даст столько хороших советов и указаний, что вы проживете лишних двадцать-тридцать лет, да и познакомиться с ним интересно»…

Захарьин учился в саратовской мужской гимназии, жил в 1840-х годах на улице Грошевой (Дзержинского) в страшной бедности, не имея средств на приобретение учебников, уроки готовил в классе перед началом занятий и во время перемен по учебникам одноклассников. Гимназию окончил в 1847 году и поступил на медицинский факультет московского университета. В 1862 году избран экстраординарным профессором. Чехов писал: «Предпочитаю из писателей Толстого, из врачей – Захарьина».

Многолетняя дружба связывала Захарьина с Толстым. «Прошу Вас любить меня так же, как я Вас. Ваш Л. Толстой», – писал Захарьину великий романист. «Мои чувства к Вам братские», – отвечал Захарьин.

В 1887 году писатель и судебный деятель Никита Павлович Тимофеев направляет из Саратова в редакцию журнала «Осколки», в котором печатались произведения Чехова, открытку. В ней он просит у автора в обмен на свой роман «Волны житейские. Хроники суда и ссылки» и рассказ «На поисках» его «Пестрые рассказы». Чехов удовлетворил просьбу Тимофеева. В фондах областной научной библиотеки хранятся книги Тимофеева: сборник очерков «По полям Бородина» 1893 года издания, в библиотеке Академии права – судебные очерки «Суд присяжных России», огромный фолиант на 663 страницы, 1881 года издания. Настоящие очерки составляют результаты того материала, который автор получил путем своих личных наблюдений и выносимых из судебных заседаний впечатлений.

Другой наш саратовец, литературный критик А. И. Введенский, воспитанник саратовской семинарии, первый переводчик романов Диккенса и Теккерея, первым откликнулся на публикации рассказов Антона Чехова, считая его удивительно талантливым. Введенский отнес Чехова к писателям, принадлежащим будущему, хотя «при всем признании за автором «Степи» из ряда вон выходящих талантов, отмечал недостатки в построении повести». Они встречались на званых вечерах, несмотря на взаимную критику.

ЧЕХОВ И ТЕАТР

Знаком был Антон Павлович с известным журналистом и писателем Гиляровским, одно время ходившим бурлаком по Волге и игравшим на саратовской сцене. В письме к выдающемуся русскому актеру Владимиру Николаевичу Давыдову, которого он называл «санитаром духа», он писал: «Помнишь Саратов! То было время, была молодость…» Гиляровский ценил актерский труд и понимал его назначение. Его друзьями и сослуживцами были М.Г. Савина, П.А. Стрепетова, К.А. Варламов, В.Н. Андреев-Бурлак.

А вот первым в Саратове поставил пьесу Чехова «Иванов» Андреев-Бурлак, сам игравший в главной роли, раньше чем в московском театре Корша с В.Н. Давыдовым в роли Иванова. Об этом известила газета «Саратовский дневник» от 11 ноября 1887 года.

Незаурядный талант рассказчика и импровизатора привел на профессиональную сцену Василия Николаевича Андреева-Бурлака. Он был вольнослушателем Казанского университета, капитанам Волжского пароходства, актером, режиссером, автором многих рассказов, популяризатором искусства.

В пьесе Чехова «Иванов» кроме В.Н. Давыдова и В.Н. Андреева-Бурлака играли саратовцы П.М. Медведев и П.А. Стрепетова в роли Сарры. Чехов отмечал игру Медведева на сцене Русского драматического театра Корша в роли Лебедева – «добродушный старик». А вот как об этом вспоминал сам Медведев: «По окончании спектакля меня представили Антону Павловичу, и он произвел на меня очень симпатичное впечатление. Он высказал одобрение по поводу моей игры».

В 1889 году «Иванов» вновь в Саратове на сцене городского театра. Постановка была осуществлена группой Товарищества артистов под управлением М.П. Горин-Горяйнова. Отзыв о спектакле помещен в «Саратовском дневнике» номер 75 за 1889 год: «… драма г. Чехова, по нашему мнению, – есть одно из выдающихся литературных произведений последнего времени. Нам, людям провинции, сверстникам и сотрудникам Ивановых, ближе и понятнее та гамма нравственных страданий, через которую они добираются до самоубийства и запоя»…

В связи с болезнью исполнителя роли Львова в Саратов едет артист театра Корша П.Ф. Солонин, который впоследствии становится антрепренером и руководителем саратовской труппы. В последний раз мне довелось видеть «Иванова» на саратовской сцене с Евгением Леоновым в главной роли в 90-х годах прошлого века, во время гастролей в Саратове театра ЛЕНКОМа.

Во время Великого поста, когда московские театры закрывались и не работали, друзья-артисты приходили к Чехову в гости на «капусту», как они выражались. Мать Евгения Яковлевна очень вкусно ее готовила. В гостеприимном чеховском доме они балагурили и веселились. Вот, вероятно, откуда пошли знаменитые актерские капустники. Иронизируя над собой, Антон Павлович дарит актеру Малого театра князю Александру Ивановичу Сумбатову-Южину автограф: «В знак дружеского расположения от автора,

Который преуспел

И мудро сочетать сумел

Ум пламенный с душою мирной

И лиру с трубкою клистира».

Еще одну знаменитую саратовскую артистку Марию Савину Чехов видел в водевиле по своей пьесе «Медведь», где она блистала на московской сцене со своими партнерами Давыдовым и Варламовым. С успехом шел «Медведь» и в Саратове. «Саратовский дневник» за номером 227 сообщал, что «комедия Чехова, благодаря игре г-жи Романовской и г. Кострюкова, прошла очень живо и смотрелась публикой с удовольствием».

В 1880-х годах в саратовской оперетте служил артист Константин Иванович Михайлов-Стоян. В 1890-х годах А. Чехов, будучи дружен со Стояном, поддерживает идею теперь уже певца Большого театра о создании болгарского национального оперного театра. Театр был создан. Позже, в 1930-х годах, в болгарской опере работал замечательный художник Николай Гликман, будущий главный художник саратовской драмы.

Из письма Чехова от 16 февраля 1897 года: «Вечером собрались в редакции «Русской мысли», чтобы поговорить о народном театре. Проект Шехтеля всем нравится»

С Ф.О. Шехтелем, известным академиком архитектуры, товарищем своего брата Николая по Училищу живописи, ваяния и зодчества, Антон Павлович долгие годы дружил и посвятил ему рассказ «Два скандала» в 1882 году. Шехтель происходил из богатой купеческой семьи, проживавшей в немецкой колонии Саратовской губернии. С 1820-х годов Шехтели обосновались в Саратове. Они торговали вином, табаком, галантереей, мануфактурой, золотом и серебром. Им же принадлежало несколько театральных помещений. Шехтели пользовались большим уважением в городе, им покровительствовал саратовский губернатор И.М. Бибиков. Детство и гимназические годы Франца прошли в Саратове. Он учился в той же мужской гимназии, что и Г.А. Захарьин. В эти годы материальное положение семьи Шехтелей было исключительно тяжелым. После смерти отца деньги от продажи театрального реквизита постепенно кончились, два домовладения, унаследованных детьми, не давали никаких доходов. И вдова Д.К. Шехтель с детьми переехала жить в семью своего зятя, купца Т.Е. Жегина. Тимофей Ефимович, гласный городской Думы, член театрального комитета, не мог оставаться равнодушным к бедственному положению семьи покойного О.О. Шехтеля и взял на себя заботу о воспитании оставшихся в Саратове детей-сирот и внес плату за обучение Франца и его сестер. В гимназии юный Шехтель пристрастился к рисованию и черчению. Позже, живя в Москве, Ф.О. Шехтель женился на младшей дочери Жегина Наталье, которой Антон Павлович в письмах к другу всегда передавал привет. В 1886 году Шехтель оформил обложку книги Чехова «Пестрые рассказы».

Возможно, один случай, происшедший с Чеховым в театре, послужил написанию рассказа «Лошадиная фамилия», где упоминается наш город. Вот запись Антона Павловича: «Ирина, телеграфистка, придя во втором акте, рассказывает: «Сейчас одна дама телеграфирует своему сыну (брату) в Саратов, что у нее сын умер, а никак не может вспомнить адрес, так и послала без адреса, просто в Саратов». А вот как это описано в «Лошадиной фамилии»: «Его в Саратове каждая собака знает, - сказал приказчик, - Извольте писать, Ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть… Его благородию Якову Васильичу, Васильичу… А по фамилии… А фамилию вот забыл!»

Бережно храню программку Государственного орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Художественного Академического театра Союза ССР имени М. Горького: «А.П. Чехов. Вишневый сад. Пьеса в 4 действиях». С экслибрисом чеховской чайки на занавесе сцены и автографом: «В память о москвичах-мхатовцах». Спектакль восстановлен к 100-летию Антона Павловича народным артистом СССР В.Я. Станицыным. В спектакле были заняты великие А.К. Тарасова, М.М. Яншин, А.И. Степанова, А.Н. Грибов, ученики основателей театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Сохранились и фотографии наших встреч с актерами МХАТа. Вот таким «Вишневым садом» вошел Чехов в мою жизнь.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |