Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 5 (519) от 11.02.2010

 

Cаморазоблачение «черных пиарщиков» (www.conspirology.org)

О порядке на дорогах (Патриот Саратова)

Коммунальное зло «Мира» (Виктория САТЧЕНКО)

Будущее в цветниках, без пробок и аварийных домов (Екатерина БОГДАНОВА)

Упражнение для интерпретаторов (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Мы хотим быть услышанными (Елена ТАЛПЭУ)

Демарш «белых медведей» (Елена ТАЛПЭУ)

Акция отчаяния или следующий ход? (Виталий ПАВЛОВ)

Сколько осталось стоять «России»? (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Кто остановит беспредел в ЖКХ Саратова? (Алексей ГОЛЯКОВ)

Куда свозить себя на день рожденья, или Женский взгляд на бывший соцлагерь (Светлана ТЕНЕТКО)

Маленькая страна Абхазия (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Праздник Непослушания (Александр КЛИМОВ)

«Блюзмены холодных широт» (Илья СВЕШНИКОВ)

Вера Феоктистова: «Я считаю, что театр никогда не умрет» (Екатерина БОГДАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...



Надеждин подал иски в Верховный суд после отказа в регистрации кандидатом

Бывший депутат Госдумы Борис Надеждин, которого ЦИК отказалась зарегистрировать кандидатом на президентских выборах, подал два иска в Верховный суд. Об этом он сообщил в своем телеграм-канале. Читать полностью...



Поздравляем Саратовский правозащитный центр «Солидарность» с 30-тилетием!

СПЦ «Солидарность» был учреждён в начале 1994 года и стал вторым в России правозащитным центром. С начала работы СПЦ «Солидарность» оказывал ежегодно сотни консультаций, участвовал в судебных разбирательствах, вёл просветительскую деятельность. С 1997 по 2008 год составлялись ежегодные доклады о соблюдении прав человека в Саратовской области. С 2003 по 2012 год в центре работала студенческая юридическая клиника, в которой прошли обучение 57 студентов юридических вузов. Читать полностью...


Что сказал Путин. Предвыборная речь президента

Друзья, состоялась первая встреча Владимира Путина в качестве кандидата в президенты. Эта встреча прошла с доверенными лицами, которые будут трудиться у него на предстоящих выборах. Читать полностью...



О вечере памяти Высоцкого 25 июля 1981 года

25 января 2024 года Владимиру Семёновичу Высоцкому исполнилось бы 86 лет. 25 июля 1981 года, спустя ровно год после смерти Высоцкого, в Московском театре драмы и комедии на Таганке состоялось представление спектакля «Владимир Высоцкий». Документы, хранящихся в текущем архиве Общего отдела ЦК КПСС (ныне Центр хранения современной документации) на Старой площади (уже без грифа «секретно»), рассказывают о том, каких трудов, нервов и унижений стоило представление спектакля «Владимир Высоцкий»… Читать полностью...


Реквием по свободной российской журналистике

Я пришел в журналистику спустя несколько лет после объявления в 1985 году тогдашним президентом СССР Михаилом Горбачевым эпохи свободы и гласности. И это стало моей настоящей и любимой профессией, которой я посвятил все последующие годы жизни. Читать полностью...


Конституция ни живая ни мертвая

Как российские власти обеспечивают и защищают конституционные права граждан. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Книжная Полка

Полемика о реальности

Юрий ЧЕРНЫШОВ

Презентация книги всегда, по большому счету, это открытие и раскрытие тех особенностей содержания презентуемого продукта, которые авторы желают выделить как суть. Плюс «биография» продукта, некоторая историография процесса создания, обозначение сопутствующих условий, событий, факторов. При этом сама презентации, ее ход являют собой еще и новый «текст», творимый и прочитываемый по ходу презентации.

5 февраля в Саратовском госуниверситете имени Н.Г. Чернышевского состоялась презентации книги «Что есть реальность?» – толстенного собрания текстов «мудрецов», собиравшихся, будто в известном «медном тазу», в течение восьми месяцев на семинары для обсуждения и обдумывания в промежутках между ними занимательного вопроса, ставшего заголовком книги – «Что есть реальность?».

Инициаторами постановки этой вечной проблемы выступили руководители регионального общественного «Фонда научных и культурных инициатив межконфессионального сотрудничества: руководитель аналитической группы Фонда, доцент СГУ, вице-президент регионального отделения Академии проблем качества РФ Олег Шимельфениг и президент Фонда, к. ф. н. Л. Солодовниченко.

Состав участников семинара, как отмечено в книге, «был многолик не только в смысле разнообразия социальных статусов, но и конфессиональной принадлежности, ученых званий, возраста, профессий … присутствовали ученые, религиозные, национальные и общественные деятели, … психологи, юристы, менеджеры, деятели искусств и т. д.».

Привело это многообразие к тому, что, как отмечено в резюмирующей части книги, «полемика не закончилась» и требует продолжения. Что, однако, может служить лишь дипломатической формулировкой иного вывода, того, что обсуждение «зациклилось», зашло в тупик и выявило принципиальную несовместимость взглядов участников обсуждения. Отчасти подтверждением именно второй формулировки стала сама презентация, или, если угодно, интерпретация того «текста», который был явлен присутствующим.

Историю вопроса и значимость проблемы отразил во вводном выступлении инициатор семинаров и их ведущий Олег Шимельфениг. Нельзя не согласиться с его словами, что от того, какая идея Реальности будет взята для воспитания человека будущего, зависит и то, как человек будет представлять это будущее. Справедливо и, кажется, уже общепринято и то, что главное в этом будущем – не технические достижения, а гуманитарные основы, мировоззрение. Свое видение «картины мира», «своей реальности» он сравнил с вокзалом. Для ребенка – это, наверное, мелькание ног, для пассажира – вещи, багаж, билет, время отправления, для, скажем, начальника вокзала – расписание и прочие административные забот и т. д. Целостную картину происходящего воссоздать в сознании просто невозможно. Своеобразным и весьма поучительным прибавлением к «откровениям мудрецов» стали иллюстрации к беседам, сделанные художником Станиславом Добудько и представленные на презентации. Они замечательно, на мой взгляд, отразили хаос в головах и выступлениях, звучавших на обсуждении.

Один из активных участников семинаров, Николай Васильев, оценил книгу как «уникальный источник материалов» и отметил сложность получения согласованного продукта обсуждения, предопределенную разношерстным составом участников. Но, с другой стороны, по его мнению, получившаяся книга – это готовое интеллектуальное произведение, продукт, ценность которого в том, что он – эта книга – источник вдохновения. В духе высокой оценки культурной значимости продукта восьмимесячной эпопеи выдержаны и отзывы, содержащиеся в книге; с этим трудно спорить и судьей тут станет время. Судя по откликам, помещенным в книге, для рецензентов, как, впрочем, и для участников, в процессе обсуждения темы «открылась бездна, звезд полна».

На этом содержательная часть театрализованного представления фактически завершился. Начались «приложения», которые у меня, как участника семинара, вызвали недоумение, усиливающееся по ходу пьесы. Почему-то «на сцену» стали выходить «актеры», не принимавшие участия даже в «репетициях»-семинарах, и разыгрывать религиозные сюжеты. Один из них, представляющий Церковь христиан веры евангельской, предварил свое выступление словами, что он не собирается обращать участников в свою веру, затем сделал все, чтобы себя опровергнуть. Заметив, что есть особое Божье откровение – Библия, он оценил книгу «Что есть реальность?» как «путь к познанию особого Божьего откровения». В этом месте меня, как участника всех восьми семинаров, отстаивающего на них материалистические и атеистические взгляды и подходы, слегка покоробило. Еще более удивила последовавшая вслед за выступлением раздача брошюрки «Адвентисты седьмого дня». Выступивший следом второй пастор уверенно заявил, «что все мы – люди религиозные, поскольку и атеист верит не во что», и окончательно поверг меня в полное смятение, что, мол, купание в проруби происходит по Божьему вдохновению. Однако для того, кто больше полувека занимается таким купанием, исходя лишь из соображений укрепления здоровья, логичнее считать, что на роль Бога, вдохновляющего на сие действие, может претендовать министерство спорта (хотя и без него обходится).

Затем вдруг возникла тема Чечни, и был показан отрывок фильма о войне в Чечне, показавшийся мне очень односторонним, почти пропагандистским изложением событий, связанных с войной в этой республике. Концовка презентации была просто смята.

Меня, по ходу дела переваривающего происходящее, все сильнее охватывало недоумение. Как журналист, долженствующий объективно отразить событие, я должен бы был отрешиться от собственных эмоций, но как участник сотворения презентуемой книги, сделать этого был не в состоянии. Что мне помешало стать «отстраненным» описателем события?

1. Практически полностью религиозно окрашенное представление. Таковым оно и могло сложиться у участников презентации, не являвшихся участниками обсуждений. Иных точек зрения, в том числе резко атеистических, агностических, материалистических, если угодно, звучавших на обсуждениях и, кстати, неплохо воспроизведенных в книге, на презентации фактически представлено не было. Что более чем удивительно.

2. То, что преобладание «религиозности» создали представители епархий, даже не участвовавших в процессе обсуждения, при каком-то поощрительном, будто запланированном, отношении к этому ведущих презентацию.

3. Ничем неоправданное «смешение жанров»: собственно презентации и рефлексирования по этому случаю, и какой то нечетко выраженной исламистско-гуманитарной проективности.

4. Навязчивая спешка с «квази-пре-зентацией» фильма о Чечне, не оставившая времени и помешавшая, на мой взгляд, продуктивно обсудить проблему (и перспективу?) «открытого финала». Сама по себе эта формула достойна отклика и продолжения.

Эти и ряд других аспектов не позволяют мне считать удачным тот «текст», которым явилась презентация. Он («текст») просто не соответствует содержанию книги, демонстрирует не совсем ясную подоплеку и позволяет быть интерпретируемым в самых тревожных интонациях.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |