| К свежему номеру |
Прогноз Вступление России в ВТО: Угроза экономической катастрофыДоклад Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Экспертная группа ИГСО ВТО переживает глубокий, возможно смертельный кризис.
В нынешнем виде организация не сможет сохраниться. Протекционизм усиливается почти повсеместно, несмотря на его лицемерную критику и декларации лидеров «большой двадцатки»
о верности принципам ВТО. В этих условиях открытие национального рынка России и дача преференций иностранным производителям может не просто обойтись очень дорого, но закончиться коллапсом национальной экономики. (Продолжение. Начало в №№ 42 (600), 43 (601) 2011 года, 1 (603), 2 (604) 2012 года)
5. Кризис ВТО и кризис неолиберальной экономики
Нежелание США и ЕС принимать РФ в ВТО связано с правами, которыми наделяется член организации. Прежде всего, это право ограничивать иностранный демпинг и протестовать против ограничений, налагаемых другими государствами на российские поставки. Последнее особо интересует отечественный сырьевые корпорации.
В 1970-е годы СССР сыграл против «третьего мира» как альтернативный поставщик сырья. Долгое время Россия пользовалась выгодами такого положения. По этой причине она не стремилась войти в ОПЕК. Приход в 2008 году глобального кризиса сделал ранее выигрышную стратегию куда как менее удобной.
Кризис ВТО имеет общие черты с кризисом мировой колониальной системы в 1930–1950-х годах. Фактически ВТО представляет собой новое, осовремененное издание колониальных порядков. Их основа – привилегированное положение Западных монополий при подчинении их интересам экономического развития стран периферии глобального капитализма.
На протяжении длительного времени нормы ВТО задавали направление «развивающимся странам». Не препятствуя до кризиса 2008 года экономическому росту, они тормозили экономическое развитие как движение к самостоятельной, ориентирующейся на развитие технологий производства и целенаправленно расширяющей внутренний рынок системе. Завершение мирового хозяйственного подъема привело к изменению ситуации в странах периферии: ориентированный на внешние рынки рост производства сменился застоем или сокращением выпуска продукции. Внутренний спрос оказался под ударом и начал сокращаться, особенно под давлением мер, нацеленных на сокращение себестоимости товаров за счет удешевления и без того плохо оплачиваемой рабочей силы. Меры бюджетной экономии за счет сокращения социальных расходов тоже сыграли немаловажную роль как ослабляющий спрос фактор.
Социальные проблемы стали набирать остроту, пока в первом полугодии 2011 года не нашли выражение в первых революционных взрывах на Арабском Востоке. Ориентация на внешние рынки и обслуживание интересов транснациональных корпораций позволила на периферии мирового капитализма все острее проявиться кризису развития. ВТО при этом выступала одним из творцов условий этого развития в 1990–2000-е годы. Кризис финансовой глобализации и всего неолиберального развития капитализма оказался кризисом ВТО как системы, обеспечивающей порядок этого развития. Перед большинством стран планеты объективно встал вопрос о сломе периферийной модели развития и необходимости экономической интеграции с соседями при ставке на развитие общего рынка. Не случайно прогрессивные арабские экономисты оценили революционные события на Востоке как предпосылку для перехода государств региона к развитию нового типа, без подчинения ВТО, МВФ и ВБ.
Зависимость экономик периферии перестала быть гарантом роста. Если в период до 2008 года подчинение нормам, выгодным транснациональным корпорациям, базирующимся в США и ЕС, означало приток прямых инвестиций, наличие заказов и увеличивающихся потоков туристов, то с приходом глобального кризиса ситуация начала меняться. Странам центра мировой экономики потребовалась финансовая поддержка от правящих классов государств периферии, но сами они перестали гарантировать рост. США ценой колоссальных денежных вливаний в корпоративную сферу смогли предложить лишь хрупкую стабилизацию 2009–2011 годов, но не новый подъем по старым правилам.
Глобальный экономический кризис породил на планете социальный кризис, выразившийся в обнищании трудящихся масс и потере ими надежд на лучшее будущее в рамках неолиберального капитализма. Дальнейшее углубление этого кризиса, как и обострение проблем в экономике, связано с сохранением правительствами прежнего курса экономической политики, неотъемлемой частью которого является подчинение правилам ВТО и выполнение требований МВФ. При этом, чем более последовательно неолиберальный курс проводят правительства, тем глубже оказываются общественные противоречия. И тем острее социальные проблемы при осознании тупика экономического развития. Все это чревато революционными взрывами и радикальным изменением экономической политики в итоге.
На смену либеральным торговым установкам ВТО идет не только протекционизм, но и создание новых региональных рынков через интеграцию ранее слабо ориентированных друг на друга национальных экономик. Перед Россией, так же как и перед множеством других стран остро стоит задача слома периферийного типа экономики, как раз и ориентированного в лице сырьевых корпораций на присоединение к ВТО. В результате соединения типовых проблем развития стран глобальной периферии, как аграрной, так и промышленной, вопрос об изменении международных правил движения товаров, капиталов и рабочей силы обретет в ближайшие годы небывалую остроту.
6. Влияние вступления в ВТО на экономику России
В начале декабря 2010 года глава Министерства экономики Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по присоединению России к ВТО. Было объявлено о снятии всех проблемных вопросов. Согласно опубликованной еще в декабре 2006 года информации, в первом году членства Россия не снизит ни одной защитной пошлины. Переходный период составит от 1 до 7 лет для различных товарных групп. В ходе него снижение таможенных пошлин на промышленные товары составит 8,2–11,1 %. Внешнеторговые пошлины на массово производящиеся в стране потребительские товары останутся неизменными. Исключение должны составить автомобили и обувь. Таможенные сборы за ввоз компьютеров и элементную базу должны быть при этом ликвидированы. Предусматривается снижение пошлин на бытовую электронику и электротехнику, а также различное технологическое и научное оборудование. Пошлины сократятся и для лекарств.
Власти декларируют, что вступление в ВТО улучшит инвестиционный климат в России и облегчит технологическую модернизацию экономики. Все обстоит наоборот: возможность свободно ввозить товары на отечественный рынок сделает бессмысленным вложение иностранных капиталов в отечественное производство. Это касается как выпуска автомобилей, строительной и иной техники, так и компьютеров и другой электроники. Российскую электротехническую индустрию задавит поток товаров иностранного производства. По данным Счетной палаты, износ основных фондов в России составляет 80 %. Промышленность страны не готова отразить товарное наступление конкурентов.
Еще в 2005 году Минэкономразвития объявило, что через три года после вступления России в ВТО таможенные пошлины на компьютеры и комплектующие будут отменены. Полноценно защитить производство (о котором на словах так пекутся власти из-за его инновационного потенциала) от свободной конкуренции с более сильными игроками будет нельзя. Мировые гиганты откажутся от планов инвестирования в выпуск электроники на территории России и предпочтут полнее задействовать ранее созданные в других странах промышленные фонды. Выигрыши по себестоимости им обеспечит не только технологичность производства, но и его массовость.
Общий итог для импортозамещающих электронных производств от вступления России в ВТО окажется отрицательным. Частным компаниям-разработчикам придется столкнуться как экспансией внешних услуг, так и с сужением внутреннего спроса. Большинству государственных и коммерческих предприятий, занятых производством импортозамещающей элементной базы, придется столкнуться с исчезновением прежних сравнительно комфортных условий существования. Конкурировать придется на рынке, открытом для соперников. Для развития останется мало шансов. Можно ожидать, что большинству предприятий не удастся удержаться на рынке. Нелегко придется и фирмам-дистрибьюторам. Открытие рынка для глобальных игроков позволит им использовать все преимущества. Возможно, многие посредники будут поглощены. Удар по отечественному производству радиоэлектроники, как можно ожидать, будет силен. Для вывода продукции на мировой рынок теоретически появится больше возможностей. Фактически, чтобы выйти на него, придется защитить позиции на собственном рынке.
(Окончание следует)
Весь номер на одной странице
|