| К свежему номеру |
Логистика как сердце производства
Александр СВЕШНИКОВ 18 ноября в Санкт-Петербурге прошла торжественная церемония открытия логистического центра компании “Бритиш Американ Тобакко Россия”. Масштабный производственно-складской комплекс является крупнейшим строительным проектом компании “БАТ” в Европе, объем инвестиций в который превысил 20 миллионов долларов. Практическая логистика (от греческого “logistike”, что означает “искусство вычислять, рассуждать”) возникла еще в период Римской империи, где существовали служители, которые носили титул “логисты”, или “логистики”, занимавшиеся распределением продуктов питания. В науку логистика выросла значительно позже; создателем первых трудов принято считать французского военного специалиста Джомини, который определял ее как “практическое искусство маневра войсками”, а также утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов — таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. В середине XIX века логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики, оформившись как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Современное определение логистики было сформулировано и принято в марте 1974 года на Первом европейском конгрессе по логистике, проходившем в Берлине: логистика — это наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. В наши дни учеными и специалистами логистика рассматривается как новое научное направление и интенсивно развивающаяся сфера экономики, где системный подход находит свое выражение в объединении процессов снабжения, производства, транспорта, распределения и потребления с использованием новейших достижений информатики и вычислительной техники.
Сегодня никто не спорит, что в реализации принципов логистики скрыты огромные потенциальные возможности повышения эффективности работы экономики и транспорта. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, помогает существенно сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Решение большого объема задач позволяет выделить следующие виды логистики: закупочная (обеспечение производства сырьем и материалами), складская (с точки зрения хранения компонентов/сырья для производства и конечного продукта), производственная, распределительная (сбытовая) и транспортная, которая может являться составной частью всех предыдущих.
— Все транспортные потоки компании в Северо-Западном регионе России будут проходить через логистический центр. Это позволит обеспечить хранение табачного сырья, упаковочных материалов, а также складирование готовой продукции, выпускаемой как на “БАТ-СПб”, так и на других фабриках “БАТ Россия”. Новый центр полностью обеспечит растущие потребности компании в складских помещениях, — заверил на пресс-конференции по случаю открытия логистического центра директор фабрики “БАТ-СПб” Джонатан Джонс.
Строительство логистического центра — один из крупнейших проектов компании в рамках новой комплексной инвестиционной программы “БАТ Россия”. К концу 2004 года объемы инвестиций компании достигли 520 миллионов долларов США. В связи со значительным ростом российского подразделения “Бритиш Американ Тобакко” совет директоров компании в Лондоне одобрил новые инвестиции в размере 170 миллионов долларов в рамках первого этапа новой инвестиционной программы “БАТ Россия”.
Масштабы нового логистического центра, построенного в течение одного года, поражают (см. фото). На 27 тысячах кв. метрах под одной крышей расположены три складских помещения высотой до 15 метров, оборудованных по последнему слову техники. В центре работают 120 сотрудников, из которых только 3 человека каждую смену координируют всю работу погрузчиков с помощью информационной системы. Управление центром обеспечивает точное и бесперебойное передвижение в нужном направлении грузов — сырья, компонентов и готовой продукции, проходящих через центр.
Как заявил на прошедшей 28 ноября на Саратовской табачной фабрике пресс-конференции генеральный директор ОАО “БАТ-СТФ” Валерий Поздняков, открытие логистического центра в Санкт-Петербурге не может не повлиять на деятельность саратовской фабрики. Например, через фабрику идет табачное сырье с юга, а с севера такое же сырье идет в Саратов. С другой стороны, через Санкт-Петербург в Саратов идут фильтры для сигарет. Центр логистики должен упорядочить эти потоки и минимизировать сегодняшние затраты, связанные с арендой складских помещений. Таким образом, выгода от центра очевидна: снижение бизнес-рисков и в конце концов себестоимости продукции.
Весь номер на одной странице
|