Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 2 (516) от 21.01.2010

 

Крещенская забава в Саратове (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Большая Волга»: мошенничество как система (Илья МАКСИМОВ)

Гражданам Саратова

Они были первыми (Александр СВЕШНИКОВ)

Приватизация власти на территории Саратова (ГРИШАНЦОВ А.И)

Новогодний экстрим по-русски (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Автопробки пробьют к 2050 году (ИА «СаратовБизнесКонсалтинг» (www.sarbc.ru))

Сберегай энергию сам (Н.Е. НЕГРУБ)

Наша область – передовик по изменению климата (Пресс-центр НКО Ассоциация «Партнерство для развития»)

Для учителей копейки не жалко (Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ)

Награды ждут своих героев (Александр НИКИТИН)

Слухи ширятся, не ведая преград… (Юрий ЛЕОНИДОВ)

Я вам пишу… который год (Питер ВИНС)

Распутные гении (Лана СОКОЛОВА)

От Россини до «Кузнечика» (Светлана ТЕНЕТКО)

Чудная выставка (Екатерина БОГДАНОВА)

Вторжение инопланетян (Юрий ЕПАНЧИН)

Что год прошедший...

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



Есть такая партия!

В Подмосковном городе Голицыно 1 мая открылся учредительный съезд политической партии «Рассвет». Идея партии выросла из предвыборной кампании Екатерины Дунцовой, которая пыталась стать кандидатом на выборах президента РФ, но ЦИК РФ отказал ей в регистрации инициативной группы. Читать полностью...


Памяти Алексея Битюцкого

22 апреля в городской больнице №6 Саратова на 66-ом году жизни скоропостижно скончался Алексей Петрович Битюцкий. Читать полностью...




Сайт популярного саратовского интернет-издания «Свободные новости» (fn-volga. ru) заблокирован. Причина до сих пор неизвестна

Как сообщает редакция, 10 апреля сайт «Свободных новостей» оказался недоступен для абонентов крупных российских провайдеров: МТС, Билайн, Дом.ру, Ростелеком. У части читателей сайт просто не загружается, у части подгружает страница с информацией о том, что доступ к ресурсу ограничен на основании федерального закона № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». У читателей, которые находятся за пределами страны, проблем с доступом к сайту нет. Читать полностью...


«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Вернисаж

Соцреализм: «pro» и «contra»

Александр ДАВИДЕНКО

(Продолжение. Начало в № 1 (515), 14 января 2010 г.)

Есть еще несколько безусловных провалов, но есть и работы, которые нельзя заклеймить позором, определив как «подыгрывание тоталитаризму». Очень хороша по композиции и по цвету «Комсомольско-молодежная бригада в колхозе. 1951 г.» Н. Данилина (здесь нет ложного энтузиазма, той неправды, в которой часто обвиняют художников). Как оценивать бытовые сцены Ф. Решетникова («Прибыл на каникулы. 1948 г.»)? Да, здесь много от традиций передвижничества, но без критического пафоса. Да, это «мелкотемье», но нельзя же решать лишь глобальные проблемы. Да, живопись традиционна, но нельзя же отказывать художнику в этом праве. Это, в какой-то степени, почти салон, но «почти». Это бытовой жанр в самом прямом смысле – демократичный, общедоступный, «народная» живопись, желание отрадного. Впрочем, в этой работе, как и в его же, подобной по жанру «Опять двойка. 1952 г.», можно отметить удачную композицию, интересный колорит и точно подмеченные характеры. Вирус импрессионизма присутствует в картине П. Котова «Красное Сормово. 1937 г.»: цветовые рефлексы рассыпаны и по поверхности воды, и по грубым робам работниц, и по корпусам кораблей, стоящих у причала, и в небе, которое окрашено тонко разработанными оттенками розового, голубого и желтого, объединенных разбеленным серым.

Можно по-разному относиться к жанровым работам М. Нестерова, – на мой вкус они, за редким исключением, слащавы, – гораздо интереснее его пейзажи, а также портреты, один из которых («Портрет скульптора И. Шадра. 1934 г.») можно увидеть среди холстов художников-традиционалистов. Портрет хорошо решен по композиции, по пластическому рисунку, по цвету, удачно проведена параллель между еще не до конца обработанной мраморной глыбой и суровым обликом скульптора. Нельзя пройти мимо «величальных» картин, подхалимски воспевающих Вождя (вождей), денно и нощно заботящихся о народе. Это всевозможные съезды, встречи с трудящимися и творческой интеллигенцией, прогулки руководителей на фоне кремлевских башен и т. д. Среди авторов А. Герасимов, Г. Шегаль, В. Ефанов и даже целые коллективы художников.

Все это так. Но вот перед нами портрет работы «одиозного» автора В. Ефанова, изображающий еще более одиозную политическую фигуру («Портрет А.А. Жданова. 1948 г.»). Разве можно отказать художнику в мастерстве? Портрет психологически точен, не приукрашен, краска положена на холст широкими, свободными мазками. Если не быть политически и эстетически ангажированным, то следует признать, что многие работы, отвечающие всем стандартам соцреализма, демонстрируют высокое мастерство художников, их чувство цвета, композиционную архитектурность, часто – лирическое переживание. «В живописи официальных академиков мы обнаружим и пуссеновские «сценические» построения, и рембрандтовские эффекты светотени, и мускулистые тела микеланджеловского происхождения, и драпировки в духе Веронезе. Найдем и импрессионистические воспоминания, и аскетическую «некрасовскую» стилистику передвижников, и национально-романтические эксперименты с декоративным узорочьем» (А. Якимович «Реализмы ХХ века»).

Лавина индустриальных пейзажей, написанная художниками в результате многочисленных творческих командировок по стране, в подавляющем большинстве случаев в художественном отношении были слабыми, т. к. отсутствовало ощущение этого явления на эмоциональном уровне. Поэтому все сводилось к протокольной фиксации события в определенном месте в определенное время. Сравните работы К. Богаевского «Днепрострой. 1930-е гг.», В. Рождественского «Березняки. Химстрой. 1931 г.» с их же «основными» пейзажами того же периода. Терпел неудачи с тематикой социалистического труда (как ни хотелось ему «вписаться» в это новое) П. Кузнецов. Примеры – на выставке: «Сбор урожая. 1935 г.», «Возвращение тракториста». В них, как и в других подобных работах, ложный пафос разрушает впечатление от красивого колорита. А вот работы, в которых акцент сделан на самом пейзаже, пусть и преобразованном трудом человека, выполнены гораздо лучше («Ереван. Мост через реку Зангу. 1931 г.»). Некоторые художники оказались весьма органичными в этом жанре, – фабричные корпуса воспринимаются частью городского пейзажа (А. Морозов «Фабрика на реке Томна. 1936 г.»). У кого-то это понимание пришло позже (К. Юон «Утро индустриальной Москвы. 1949 г.»). Портреты А. Самохвалова, один из которых есть на выставке, – это комсомольский задор, энергия молодости, это апофеоз веры. Его девушки в футболках, метростроевки, осавиахимовки совсем не похожи на суровых вождей, – это «парад энтузиастов», и все это сделано искренне и высокопрофессионально. Многие художники писали Ленина и Сталина, и среди них не только «певцы режима», но и К. Петров-Водкин, И. Грабарь, П. Филонов, а также П. Пикассо и многие другие. На выставке есть работа П. Филонова «Портрет И.В. Сталина. 1936 г.», написанный тонкой кисточкой, которой он выполнял все свои картины. Он странен в своем реализме, но это иной реализм – мистический, когда за видимым образом угадывается нечто иное, не похожее на изображенное, когда настораживают даже странно пустые и, в то же время, бездонные глаза-провалы.

Завершить осмотр галереи портретов можно А. Осмеркиным («Портрет художницы Н.А. Удальцовой. 1948 г.»). Использование черного цвета, насыщенного глухими примесями других цветов, вырывает фигуру женщины из интерьера, словно из неприемлемой реальности. Конечно, композиционное построение вызывает сильные ассоциации с «Портретом старой женщины. 1654 г.» Рембрандта, а пластические приемы – жесткую живопись А. Дерена и А. Марке, которым многие в ту пору увлекались.

(Продолжение следует)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |