| К свежему номеру |
Худсовет «Страдаем» в долг
Светлана ТЕНЕТКО «Саратовские страдания» открылись в девятый раз 16 сентября. По сравнению с прошлым годом все было гораздо скромнее: без аншлага, гармонистов и песенников, можно сказать, по-домашнему в Доме кино. Впрочем, для «старожилов» «Страданий» место проведения вряд ли имеет значение. Ведь они приходят не ради «тусовки», а ради фильмов, которых ждут от фестиваля до фестиваля. Право слово, увидеть зарубежную документалистику сегодня на большом экране почти невозможно, впрочем, как и российскую. Выстраданные в прямом смысле слова в этом году «Саратовские страдания» все же состоялись. О том, что фестиваль имел место благодаря усилиям его директора Татьяны Зориной и что «саратовская земля уникальна для создания проектов и открытия новых звезд», – подчеркнула министр культуры Светлана Краснощекова. «Такой фестиваль, – сказала она, – единственный в России живет и шагает по саратовской земле, и мы сделаем все, что от нас будет зависеть, чтобы он и дальше шагал…». Ах, Светлана Владимировна, как говорится, Ваши слова… сказала бы, да Богу в уши, но вряд ли он финансами распоряжается. Вот ведь странность какая: каждый год в сентябре проходит фестиваль, каждый год мы слышим о том, что организаторы и участники делают важное дело, а если почитать приветственные послания фестивалю первых лиц губернии, то просто необходимое: «Ваш фестиваль, доказывая ценность кино как документа, позволяет устанавливать прочные связи между людьми, (…) учит их говорить на одном языке – языке дружбы и взаимопонимания» (Валерий Радаев, губернатор области); «Жанр документальной мелодрамы располагает к внутреннему диалогу людей, сидящих в зале, с героями на экране и расширяет наши представления о других городах и странах» (Андрей Россошанский, зампред правительства области, председатель оргкомитета фестиваля); «…От таких фестивалей, прежде всего, выигрывает культура.» (Светлана Краснощекова, министр культуры). Согласитесь, слова правильные, вроде все признают, что фестиваль – дело важное и нужное, тогда почему в этом году фестиваль проходит в долг. На день открытия, как нам рассказали в дирекции фестиваля, губернатором были подписаны соответствующие документы на выделение денег на фестиваль, но мы-то с вами знаем, что пока бумаги пройдут все бюрократические инстанции, фест уже закончится, а ложка, вернее, деньги, как известно, дороги к обеду или к фесту. Интересно, что постоянные партнеры фестиваля из бизнес-сообщества безоговорочно оказали ему поддержку. Можно сколько угодно восхищаться мужеством и самоотверженностью Татьяны Зориной и команды фестиваля, которые были готовы провести его даже в Интернете (это в том случае, если совсем не будет денег), но давайте уже перестанем бросать их на «амбразуру» защиты фестиваля и культуры в том числе. Хотя фестиваль открылся и вроде бы не стоит на открытии говорить о грустном, но название, знаете ли, навеяло… Да и председатель жюри режиссер, лауреат Госпремии СССР, Берлинского и Венецианского фестивалей, народный артист РФ Вадим Абдрашитов признался, что название смущало и вызывало некоторые «неправильные» ассоциации. До официальной церемонии жюри уже посмотрело несколько фильмов, и председатель отметил высокий уровень представленных работ. «Документальные фильмы, так или иначе, находятся ближе к жизни, эту жизнь отражают прямее, честнее, независимей, смелее, чем художественное наше кино», – считает Вадим Абдрашитов. А вот пожелание «Страданиям» поменьше страдать – как нельзя кстати из уст мэтра. Оценивали фестивальный фильмы «Страданий»–2012 режиссеры Андрей Зайцев, лауреат премии «Золотой орел» (Россия, Москва); Мария Кравченко, лауреат национальной премии «Лавр», гран-при «Саратовских страданий»–2009 (Россия-Израиль), Оливер Койне, режиссер, сценарист, продюсер (Германия), а также саратовский журналист и критик Ольга Харитонова, председательствовал, как мы уже упомянули выше, «честь и совесть киноэпохи ХХ века» Вадим Абдрашитов. В этом году фильмом открытия стала конкурсная документалка Станислава Мухи (Германия) «Ростовщики». Хотя, скорее, фильму больше подошло бы название «Лобардщики», поскольку слово «ростовщик» имеет у нас, благодаря классике, некую негативную окраску. Итак, перед нами три разных немецких ломбарда. В каждом своя особая жизнь. Огромный городской ломбард, распложенный в бывшем здании банка, – здесь все по «высшему разряду». Второй – похож, скорее, на небольшую лавку, соответственно и клиентура у него другая. Третий – оружейный ломбард – предприятие семейное. Кому-то может показаться странным такая «семейная» любовь к оружию, но ведь порой клинок или ружье по красоте может не уступать бриллианту – у каждого свои ценности. Три разных ломбарда – у каждого своя «жизнь». К происходящему можно относится по-разному. Но жизнь сквозь «окошко приемщика» выглядит все же немного иначе. По словам режиссера, в окошке приемщика ломбарда, как в капельке воды, отражается окружающий мир, все людские проблемы. Поскольку режиссер работал с госкомпанией, то герои фильма не только должны были знать о съемках, но и дать письменное согласие на участие в них (немецкая педантичность, куда без нее). С одной стороны, по мнению Станислава Мухи, это ограничивало в выборе персонажей, но скрытые съемки не были самоцелью, скорее, важно было найти интересную «историю» в образе отдельно взятого человека, считать эту «историю» через окошко приемщика. В общей сложности в фильме тридцать четыре «героя», съемки велись около четырех месяцев, бюджет, заметим, не частный, а государственный, – 250 тысяч евро. («Страданиям» хватило бы и пятой части, заметила как-то в разговоре Татьяна Зорина). «Ростовщики» Мухи смотрятся как художественный фильм, что отметили зрители, а работники ломбардов оказываются вполне симпатичными людьми, а не монстрами, наживающимися на чужом горе, да и клиенты не выглядят несчастными, отдающими последнее. Как сказал один из приемщиков, если у людей есть золото, бриллианты, которые они отдают в залог, а не пытаются продать, видимо, не так уж плохи у них дела. Разговор о конкурсных фильмах не хотелось бы ограничивать только фильмом-открытием. За два дня фестиваля удалось, к сожалению, посмотреть немного: «Скала» Рауля Сантоса (Испания) – своего рода шекспировская «история любви» между испанской Ла-Линеа и Гибралтаром. В один день были закрыты границы с Испанией, и на тринадцать лет тридцатитысячный Гибралтар был оставлен без воды, еды, связи. Семьи могли видеться только через «нейтральную» полосу. Возможно, эта драма воспринималась бы как констатация исторических фактов, если бы не состояла из отдельно взятых «маленьких трагедий» конкретных людей «враждующих семей». К тому же для автора фильма это не просто рассказ о вражде «семей», история с Ла-Линеа и Гибралтаром коснулась и семьи Рауля, его бабушка была одной из тех самых «контрабандисток», о которых упоминается в фильме. Название фильма говорит само за себя, но, в то же время, каждый будет интерпретировать увиденное сообразно своему восприятию, миропониманию, отношению к ситуации, проецируя на события в мировом масштабе или отдельно взятой стране. В любом случае это не скучная историческая документалка. «Такие птицы» Малгожаты Голишевской (Польша) – короткометражка о продавце овощей, подкармливающем голубей. У нас бы его назвали чудаком, блаженным, белой вороной… Но такие «птицы», как этот странный ларечник, пожалуй, делают мир и живущих в нем людей добрее, даже если иногда вызывают ненависть окружающих своей любовью к голубям. Не секрет, что эта «птица мира» не всегда пользуется всеобщей любовью. И конец «голубиной истории» на самом деле был довольно печальным, но это уже другая история. Ведь на самом деле фильм-то совсем не о птицах… Если с игровым кино все более или менее ясно, качественные фильмы, пусть с трудом, но доходят до своего зрителя. А вот с отечественной документалистикой дело обстоит сложнее в плане ее «легализации» в пространстве отечественной культуры», – признался на встрече со зрителями накануне закрытия Вадим Абдрашитов. На заседании Правительственного совета по развитию отечественной кинематографии 17 сентября премьер отметил, что задачи, поставленные партией и правительством, оказались не выполненными… В общем, как обычно, ничего нового. Но вот возникает вопрос: а что все же с документальным кино, ведь о нем даже не было упомянуто? Семейное кино, мультфильмы, фильмы для детей и юношества и – ни слова о документалке. «Если игровое кино хоть как-то может пробиться, пусть даже на дисках, то документальное и этой возможности не имеет, – констатировал Вадим Юсупович. – Телевидение не показывает документальные картины, потому что те, которые сейчас, к счастью, снимаются в России, телевидению совершенно не нужны, хотя бы потому, что опровергают телевизионную «картинку», которая проецируется на массового зрителя». Но, несмотря на все это, документальное кино живет. И подтверждением тому уровень фильмов, представленных на «Страданиях». К моменту выхода этого материала фестиваль завершится. Возможно, в следующей статье, рассказывая об итогах фестиваля, мы подробнее остановимся на других фильмах, которые удастся посмотреть. И не только о фильмах. P. S. В четверг, 20 сентября, в Доме кино можно будет посмотреть фильмы-призеры «Саратовских страданий» –2012. К сожалению, это, скорее всего, последняя возможность посмотреть такое разное документальное кино. По крайне мере, в этом году.
Весь номер на одной странице
|