Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 17 (619) от 24.05.2012

 

Последний суд – он странный самый (Виктория САТЧЕНКО)

Оппозиция на трибуне (Леонид ЮРЬЕВ)

Саратовская область как «полицейское государство» (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

Первый юбилей Кубка по футболу (Центр общественных связей «Саратов»)

«Горячая» линия по хамству (Пресс-служба администрации МО «Город Саратов»)

Куда ушли духи? (Ксения БАТУЗОВА По материалам отдела информации и общественных связей ГУ МВД по Саратовской области)

Современный социальный либерализм в России (Михаил ХОДОРКОВСКИЙ http://www.novayagazeta.ru/comments/52135.html)

Владимир Буев: «Власть и бизнес – связанные одной цепью» (Владимир ВОЛОДИН)

Приставы-неисполнители (Оксана СЕРЕБРЯКОВА)

Администрация доверилась нечистотам (Антон БЛАЖЕННЫЙ)

Трудовая книжка – в день увольнения (Пресс-служба Государственной инспекции труда в Саратовской области)

Когда течет, гниет и припахивает (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Собирайтесь, вырабатывайте решения, требуйте! (Сергей ПЕРЕПЕЧЕНОВ)

Оплата ЖКУ через Интернет (Отдел маркетинга ООО «Городской расчетный центр»)

Губернатор Валерий Радаев: «Мы не должны выходить за параметры по предельному росту тарифов на газ» (Пресс-служба губернатора области)

Пенсионная статистика (ГУ УПФР РФ по Саратовской области)

Кому помешали каштаны и ели? (Соб. инф)

НЛО над Клязьмой (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Обмен» на выгодных условиях (Екатерина БОГДАНОВА)

Родом из детства (Лана СОКОЛОВА)

Открывая музейные тайны (Светлана ТЕНЕТКО)

Прощание с Юрием Пашкиным (Друзья и почитатели)

Фестиваль «25 премьер» (Софья ЛЕЖАВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



День России – праздник со слезами на глазах

«С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона. А его главный смысл – это успех, достаток и благополучие граждан» (В.В. Путин, из выступления по случаю Дня принятия Декларации о государственном суверенитете России, 2001 год). Читать полностью...


Небольшие тучки. Обращение Рассвета к сторонникам

Признание Екатерины Дунцовой иноагентом – достаточно предсказуемое и, в каком-то смысле, неизбежное решение. Мы как участники политического процесса понимаем его логику и не должны сдаваться при первых признаках сопротивления. Что же означает иноагентство председателя партии? Читать полностью...


Он наказал нам знать и защищать наши права, а мы оказались сильны только задним умом

В кармане своего старого пиджака нашёл книжицу-удостоверение с надписью позолотой: «Права человека. Личный документ». На первом развороте слова Андрея Сахарова: «Мир, прогресс, права человека – эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими» и ещё: «Эти права принадлежат Вам и другим людям. Это Ваши права. Ознакомьтесь с ними. Защищайте их». В углу этой страницы и на каждой другой: «№ 001316». Читать полностью...


Скандал вокруг Сенного. Предприниматели не верят обещаниям мэрии найти альтернативу

21 мая в администрации Кировского района Саратова состоялась встреча предпринимателей Сенного рынка с представителями городской власти. Поводом стал скандал вокруг планов муниципалитета полностью запретить торговлю на прилегающей к Сенному площади – она признана «достопримечательным местом». Читать полностью...


Есть такая партия!

В Подмосковном городе Голицыно 1 мая открылся учредительный съезд политической партии «Рассвет». Идея партии выросла из предвыборной кампании Екатерины Дунцовой, которая пыталась стать кандидатом на выборах президента РФ, но ЦИК РФ отказал ей в регистрации инициативной группы. Читать полностью...


Памяти Алексея Битюцкого

22 апреля в городской больнице №6 Саратова на 66-ом году жизни скоропостижно скончался Алексей Петрович Битюцкий. Читать полностью...




Сайт популярного саратовского интернет-издания «Свободные новости» (fn-volga. ru) заблокирован. Причина до сих пор неизвестна

Как сообщает редакция, 10 апреля сайт «Свободных новостей» оказался недоступен для абонентов крупных российских провайдеров: МТС, Билайн, Дом.ру, Ростелеком. У части читателей сайт просто не загружается, у части подгружает страница с информацией о том, что доступ к ресурсу ограничен на основании федерального закона № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». У читателей, которые находятся за пределами страны, проблем с доступом к сайту нет. Читать полностью...


«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Образ Жизни

От диктатуры – к демократии

Теория ненасильственной борьбы

mioritix.tripod.com

Термин “ненасилие» в последнее время становится все более и более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики; без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно все чаще встречается в прессе, в статьях, вышедших по поводу текущих социальных и политических событий.

От редакции:

После появления в России 4 декабря 2011 года нелегитимного парламента и воцарения на престол

7 мая 2012 года неизбранного народом президента наша страна вступила в мрачную эпоху диктатуры – как результат выстраивания Путиным так называемой государственной вертикали, приведшей к ликвидации политической жизни, федерализма, разделения властей, местного самоуправления, к извращению Основного закона страны и, в конце концов, к антиконституционному захвату насквозь коррумпированной бюрократией – от Кремля до последнего сельского поселения – всей полноты власти, включая законодательную, судебную и правоохранительные системы.

Рубежом, за которым Россия окончательно рухнула в пучину чиновничьего беспредела, стали события 6 мая в Москве, когда произошли столкновения безоружных граждан с озверевшими омоновцами. Вина властей очевидна, тем более что организаторы антипутинских шествий и митингов неоднократно подчеркивали абсолютно ненасильственный характер их протеста. Да и такого масштабного насилия над людьми до 6 мая не наблюдалось.

Предлагая читателям газеты «Богатей» эту статью, мы надеемся, что разум восторжествует и борьба честных граждан с диктаторским режимом, воцарившимся в России на всех уровнях, будет проходить ненасильственными средствами. Но случиться это может только при одном необходимом условии: если власть найдет в себе силы идти на уступки, реально выполняя требования, а не ограничиваясь подачками и не провоцируя конфликты.

Причин этому достаточно. Помимо ужаса перед творящимся на наших глазах и все возрастающим насилием, помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей, помимо авторитета мыслителей, общественных деятелей, с которыми связываются идеи и практика ненасилия, да и просто человеческой привлекательности философии ненасилия, в быстром принятии слова «ненасилие» и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от привычных слов, с помощью которых принято выражать возвышенные этические идеи.

Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах, у всех народов. Насилие на протяжении многих веков было, можно сказать, формой общественного развития, а наряду с этим существовали упования на ненасилие, различным образом выражаемые, вылившиеся на уровне индивидуального самоопределения в непротивлении, неучастии, пассивности, уходе. Как известно, евангельский образ ненасилия и состоит в этом: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати левую». Многие из современных приверженцев теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный материал для обосновании идеи ненасилия. Но ведь и по Евангелию, и по Деяниям Апостолов известно, что раннехристианская социально-этическая доктрина, имея в качестве одного из краеугольных камней заповедь ненасилия, вполне допускала из прагматических соображений насилие в отношении ярых противников истинной веры или вероотступников. Только благодаря реформаторству Л.Н. Толстого заповедь «не противься злому» приобрела тот смысл, который мы стараемся вычитать в ней сегодня: «Не противься злу насилием», и это – одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди.

В каждой культуре существуют две альтернативы: одна – ориентация на насилие, другая – на ненасилие. При этом в разных культурах указанная альтернатива проявляется по-разному. Чтобы полнее понять идею ненасилия, рассмотрим проявление этой идеи в культурах Востока, Запада и России.

Традиционным культурам, определяющим лицо Востока, присуще гармонизирующие видение человека и космоса, их нерасчлененность, полное единение. «Мир и я рождаемся вместе, и вся тьма вещей составляет единое со мной», – говорится в даосском тексте «Чжуан-цзы» (IV в. до н. э.). О той же гармонии говорят и конфуцианцы. По словам Чан-Цзая (IX в.), «небеса – мой отец, земля – мать моя, и даже такое мельчайшее существо, как «я», находит себе место среди них. Все люди – мои братья и сестры, все существа –мои друзья».

Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому является индийский джайнизм. «Книга о хорошем поведении» из джайнского канона наставляет: «Причинение вреда земле подобно избиению, ранению и убийству слепого... Зная это, человек не должен грешить против земли или позволять другим делать это... Человек, который воздерживается от причинения вреда даже ветру, знает о страданиях всех живых существ... Тот, кто знает, что плохо для него самого, знает, что плохо для других, и наоборот...»

Но вот что парадоксально: ненасильственное отношение к природе имело негативные последствия для судеб народов Востока. Потому что невыделенность человека из природы проектировалась на общество. Отсюда – отсутствие понятия индивид, личность. Человек рассматривается как «песчинка» в природе и обществе. Его самоценность не признается. Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку допускается насилие со стороны государства. Об этом ярко свидетельствует кастовая система, функционирующая до сих пор в индийской культуре.

В традиционной культуре Китая человек рассматривается в качестве «песчинки», слагающей окружности социальной иерархии, расположенные вокруг единого центра – императорской власти, обладающей правом на любые формы насилия во имя сохранения общественной системы, «освященной Небом». Короче говоря, в восточном традиционном обществе наблюдается, с одной стороны, ориентация на ненасилие в отношении к природе, а с другой стороны – насильственная ориентация государства по отношению к человеку.

На Западе мы видим совсем другую альтернативу. Начиная с античности, возрастает отпадение человека от космоса и человек по отношению к природе выступает как «царь», который вправе управлять ею. Но с другой стороны, выделение человека из природы, придание ему «царственного» статуса позволило Западу, получив первые импульсы в итальянском Возрождении, двигаться от идеи индивида к индивидуальности и, наконец, личности. К новому времени происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным обществом, тогда же возникают политологические понятия «Запад» и «Восток». Новая экономическая и политическая реальность европейской истории коренным образом меняет отношение к человеку, ведет к утверждению его «естественных» прав, к числу которых прежде всего относится право на жизнь, на безопасность.

Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада помогает трезво оценить отечественную ситуацию. Не только в силу нашего географического срединного положения, но и вследствие ряда исторических причин, в пост-советском пространстве, по крайней мере в XX в., сложилась ситуация безальтернативности – ориентация на насилие и по отношению к природе, и к человеку в обществе.

Где же выход? Наверное, единственная надежда для нашего мира это «узкий и прямой путь ненасилия» (М. Ганди). Это отказ от насилия, от стремления подавить, эксплуатировать, манипулировать или подчинить противостоящую сторону, признание ее равноценности и достоинства как партнера диалога. Именно здесь кроется исток поиска компромиссов, нахождения баланса сил и обретения солидарности, мирного разрешения конфликтов, трудных путей собеседования и сотрудничества, согласия и соревнования, сострадания и сочувствия, соединения и сосредоточения. Жизнь оказывается важнейшей этической ценностью. Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не означает отказ от власти, а лишь от определенных форм осуществления власти – от авторитарно-деспотических и репрессивно-насильственных механизмов ее реализации, вообще недопускающих ни самоорганизации, ни самоуправления, ни свободы личности.

Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие? Казалось бы, о применении силы не может идти и речи (ведь борьба ненасильственная), однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна, но и занимает в ней очень важное место.

Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно. Он нашел свое отражение в работе Дж. Шарпа «Роль силы в ненасильственной борьбе». В этой работе много интересных мыслей, большинство из них, достойных нашего внимания, приводится ниже.

Понятие силы

В основе ненасильственной борьбы лежит определенное понимание природы силы в обществе и политике. Эту борьбу невозможно понять, если не принимать во внимание такого важного элемента, как сила.

Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко распространенными представлениями о том, что ненасильственное действие теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике, и что сторонники ненасильственных действий очень наивны, ибо не видят в насилии источник политического могущества. Эти представления связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той роли, какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.

Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику, которую необходимо понять исходя из ее собственной природы, а не объяснять или оценивать ее по ассоциации или сходству с другими явлениями. Эта техника скорее использует социальные, психологические, экономические и политические методы воздействия на оппонента (согласно учению ненасилия, субъекта, против действий или политики которого ведется борьба, следует не называть врагом, противником, а оппонентом. Тем самым выражается принципиальная готовность к взаимопониманию, диалогу, сотрудничеству). Она включает около 200 методов символического протеста, социального несотрудничества, экономических бойкотов, трудовых забастовок, политического несотрудничества и мирного вмешательства (которое может варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного правительства). Эти разнообразные методы также именуются «оружием» ненасильственных действий.

Данную технику не следует путать с отличными от нее, но не менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений, которые предполагают уклонение от насилия. Однако гораздо чаще люди и движения, осуществлявшие практику ненасильственной борьбы, не принимали в принципе обязательства использовать только мирные средства. Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к нему при определенных обстоятельствах в будущем. Иными словами, при наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей, хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти средства в любых возможных ситуациях. Основной причиной выбора этой стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном конфликте.

Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы противнику – оппоненту. Группа, выступающая в качестве оппонента, обычно обладает значительной административной, экономической, политической и военной мощью.

Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой государственный аппарат, который враждебен благополучию и интересам широкого населения. Однако часто в качестве оппонента выступает внегосударственное образование, поддерживаемое государственными структурами.

Широкие круги населения, которые испытывают отрицательное воздействие политического курса и действий группы, которая рассматривается в качестве оппонента, могут быть названы «притесняемой» группой. Эта группа может заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в целом, или даже может не признавать режима. Но группа, которая фактически участвует в ненасильственной борьбе, меньше «притесняемой» группы, хотя количество людей и различных социальных институтов, вовлеченных в эту борьбу, может широко варьироваться.

Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без внимания к возможности силы. Термин «сила» используется здесь для обозначения всей совокупности различных видов воздействия и давления (включая санкции), помогающих группе или обществу сохранить себя, реализующих их политический курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы. Сила может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию, людей и институты, или возможностью мобилизовывать людей и институты на определенное действие. Такого рода сила может быть использована, чтобы дать возможность группе достичь определенной цели; осуществить или изменить политический курс; побудить других людей вести себя так, как того желают обладатели силы; сопротивляться или поддерживать существующую систему, политику и отношения; изменить или разрушить существующую расстановку сил или институтов; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов.

Политическая сила может находиться в руках правительств, государства, институтов, оппозиционных движений и других групп. Она может быть использована непосредственно, но может быть и резервной способностью, оказывая влияние лишь фактором своего существования.

Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях, необходимо взглянуть на ее природу и динамику, – как в группе оппонентов, так и в группе ненасильственного действия.

(Продолжение следует)

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |