Богатей. Вся информация для достойной жизни

Почта

Поиск на сайте

Книга отзывов

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ


№ 8 (652) от 28.02.2013

 

Программное заявление «О целях и задачах Координационного Совета российской оппозиции» (16 февраля 2013 года)

О мирном «Радоне» замолвлено слово (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

«Мой выбор – мое будущее»

Алло-алло? Где ваши деньги? (Ксения БАТУЗОВА По материалам пресс-службы ГУ МВД по Саратовской области)

Приглашает «Инвестор года» (Министерство инвестиционной политики области)

«Будущее российского балета»

«Чучело» Хемингуэя (ТЮЗ имени Ю.П. Киселева)

Кто защитит журналистов и их права? (Виктория САТЧЕНКО)

Ярмарка тщеславия мэрии и прокуратуры (Виктория САТЧЕНКО)

Спор о Зеленом острове находится в суде (Илья МАКСИМОВ)

Согласованная девальвация продолжается (Пресс-служба ИГСО)

Двойной удар по предпринимателям (Министерство экономического развития и торговли области)

«Торопись, не опоздай, льготу вовремя подай!»

Как спасти «Кумысную поляну» (Комитет охраны окружающей среды и природопользования области)

Саратов, в котором я живу, или Квартал как маленький город (Юрий ЧЕРНЫШОВ)

В.В. Кирюшина: «Девиз нашей организации: Вместе мы сможем больше!» (Гульжана БИГАЛИЕВА)

«Теремок» – доступная среда (Лана СОКОЛОВА)

Газете «Саратовские губернские ведомости» – 175 лет

Обнаженная правда (Екатерина БОГДАНОВА)

Уважаемые посетители сайта!

Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн» является логическим продолжением издающейся с 1997 года газеты «Богатей», сохраняя нумерацию печатного издания и периодичность выпусков.


На острие событий



«Знаете, каким он парнем был..?» Знаем, знаем – вот таким!

Кто-то с трёх раз отгадает, что это за «мужик в пинджаке» запечатлён на этом снимке? Мало того, он запечатлён ещё и в бронзе, и стоит на Набережной Космонавтов, где космонавтами и не пахнет». Читать полностью...



35 лет назад прошли первые и последние безальтернативные (без одобрения властей) выборы

26 марта 1989 года состоялись выборы народных депутатов Союза ССР, первые выборы высшего органа власти Советского Союза, на которых избирателям впервые предоставлялся выбор между несколькими кандидатами в депутаты. Впервые в Союзе ССР происходило публичное обсуждение различных предвыборных программ (в том числе и на теледебатах). Читать полностью...


Итоги выборов. Кто дольше продержится: власть или народ?

Друзья, главный вопрос: как же так получилось? Почему Путин и олигархический режим в очередной раз победили в России. Кто-то скажет: нарушения, грязная политика. Безусловно, всё это важно и имеет место быть, но только лишь этим ограничиваться неправильно и не позволит нам увидеть ситуацию объективно. Читать полностью...


Заявление «Голоса» по итогам наблюдения на выборах президента 2024

Движение «Голос» практически ежегодно фиксировало ухудшение ситуации с правами избирателей. К сожалению, именно президентские выборы все последние 24 года демонстрировали своего рода антистандарт проведения избирательных кампаний. Но никогда еще мы не видели президентской кампании, которая настолько не соответствовала бы конституционным стандартам. Читать полностью...


В Саратове провели одиночный пикет в память о Борисе Немцове

28 февраля, в Саратове у памятника Вавилову общественник Андрей Калашников провел одиночный пикет против введения цензуры в России. На пикете присутствовала корреспондент ИА «Свободные новости». Читать полностью...


Вечер памяти писателя Алексея Слаповского

18 января 2024 года в музее К.А. Федина прошел вечер памяти Алексея Слаповского (1957 – 2023). На вечере собрались друзья, коллеги, близкие люди, читатели и почитатели его таланта. Читать полностью...



Саратовские сторонники Дунцовой предложили включить в программу её партии «Рассвет» экономические реформы и справедливые суды

Политик Екатерина Дунцова, которой ЦИК отказала в регистрации в качестве кандидата в президенты, представила в Саратове партию «Рассвет», созданием которой занимается её команда. 16 февраля на встречу с ней в деловом центре «Спутник» пришли порядка 60 человек. Читать полностью...


На митинге в Саратове призвали перенести Столыпинский индустриальный парк

18 февраля в сквере на улице Грибова, одном из гайд-парков Саратова, состоялся митинг за перенос площадки строительства будущего Столыпинского индустриального парка. Читать полностью...







Невыдуманные истории от Ивана Дурдомова


Манифсет свободной гражданской журналистики


Информационно-аналитический портал «Богатей-онлайн»

Главный редактор - Свешников Александр Георгиевич.
Телефон: 8-903-383-74-68.
E-mail: gazetabogatey@yandex.ru

© Вся информация, представленная на сайте, защищена законом «Об авторском праве и смежных правах». При перепечатке и ином использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© Разработка сайта: Кирилл Панфилов, 2006


Информация о сайте


Красная кнопка



Пресс-релизы



Новостной дайджест




Информационные материалы

Свежий номер Архив номеров     Реклама на сайте

| К свежему номеру |

Экология

Природа и культура

03.03.2013

Юрий ЧЕРНЫШОВ

«Погибнуть человек и человечество в целом могут не только биологически, вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие уничтожения культуры… Только определенный культурный уровень дает возможность сохранения природы»

Д.С. Лихачев.

Презентация небольшой книжки «Атлас-путеводитель по реке Хопер и малым рекам Саратовской области», состоявшаяся 18 января в Саратовском музее К.А. Федина, не осталось незамеченной ни в Саратове, ни за его пределами. Книжка подготовлена активистами экологического движения журналистом Саратовской областной газеты «Богатей» Юрием Чернышовым и руководителем региональной общественной организации «Союз юных экологов Саратовской области» Борисом Софинским при поддержке комитета общественных отношений и национальной политики Саратовской области на основе многолетних эколого-краеведческих водных и культурологических походов и экспедиций.

После состоявшейся презентации министерство молодежной политики, спорта и туризма Саратовской области проявило деятельный интерес к организации, не преследующей цели коммерческого туризма, целью которой является экологическое просветительство, и пообещало способствовать переизданию книжки, первоначально изданной тиражом всего в 150 экземпляров.

Презентация привлекла внимание и руководства Института культурологи и музееведения (ИКиМ) Московского Государственного университета культуры и искусства (МГУКИ), находящего в подмосковных Химках. Следствием стало приглашение автора этих строк, одного из создателей «Атласа-путеводителя…», представленного как журналиста, краеведа, путешественника, провести мастер-класс для студентов двух групп второго курса – культурологов и музееведов – на общую тему «Музейное пространство как ценностный компонент городской культуры», близкую содержанию презентованной книжки.

Эстетика руинированного пространства, или Природа и культура

Кроме того, на мастер-классе прозвучали элементы тем, близкие дисциплинам, читаемым на университетских курсах: «Локализация музейного пространства. Театральная площадь Саратова – локус музейного пространства города – уникальная историко-культурная территория (УИТ)», «Музей как дивное пространство – храм памяти, наук и муз», «Руинированное пространство – ценностный компонент городского образа жизни».

Эти темы были ранее изложены на краеведческих, культурологических и историографических конференциях. Даже по названиям видно, что одни из тем более культурологические, другие – музееведческие. Потому, учитывая разнородную аудиторию, каждая из которых со своими специфическими интересами, а также необходимость уложиться в академические полтора часа, автору «Атласа...» пришлось сделать синтез двух направлений, избрав базовым, объединяющим материалом содержание «Атласа...». Благо оно оказалось достаточно универсальным. А связующей идеей мастер-класса стал «Золотой пояс России», протянувшийся вдоль реки Хопер от усадьбы «бриллиантового князя» Александра Куракина в верховьях Хопра через Беково – с имением Устинова, затем через Зубрилово Голицыных до вотчины Нарышкиных в имении Пады и далее.

Зубрилово с его уникальной загадочной росписью в стиле гризайль в этом поясе – будто пряжка, усыпанная бриллиантами. И оно заняло достойное место в повествовании.

За время деятельности «Союза юных экологов…» выработалась не только методология проведения экспедиций, но и сложилась концепция культурологической ценности этих мероприятий и убеждение в ценности экспедиций для формирования патриотического отношения к своему краю, к своей малой родине. Потому-то не только экологическое состояние водных ресурсов и прилегающих земель стали предметом внимания юных и не только юных участников походов и экспедиций. Но и осмотр культурно-исторических объектов на маршрутах экспедиций стал составной частью эколого-краеведческих экспедиций. Старинные дворцы и усадьбы с их историей, музеи – краеведческие, этнографические, школьные, завораживающие своей красотой, – стали не только удовлетворять естественное любопытство участников экспедиций всех возрастов, но и выполнять учебную и воспитательную функции.

Обилие наблюдений и последующие их обобщения заложили основу еще и музеологического, по-существу, направления в деятельности «Союза...». Публикации по тематике музейной деятельности стали появляться в краеведческих сборниках области и за ее пределами: в материалах школьных конференций и в публикациях общероссийских газет. В таких походах родился даже девиз: «Краеведение – это краелюбие».

Так движение, начинавшееся как чисто экологическое, обогатилось новой тематикой и выросло до самодеятельного, но полноценного культурологического направления. Эта сторона деятельности «Союза юных экологов Саратовской области» давно стала заметной в экологическом движении России, а затем даже стала привлекать внимание и международных экологических организаций и конференций.

Так, один из авторов «Атласа…» получил приглашение и стал участником двух международных экологических С.-Пе-тербургских Конгрессов и докладчиком на одном из них с темой «Экологическая политика и гражданское общество». Базовый тезис, использованный автором на форуме и произнесенный в иной форме на мастер-классе, возможно, явился несколько неожиданным для слушателей-культурологов, но, похоже, лег на благодатную почву. По существу, деятельность саратовского «Союза…» являет пример реализации концепции Экологии культуры, предложенной Дмитрием Сергеевичем Лихачевым в такой формулировке: «Экология, с моей точки зрения, состоит из двух частей: части охранения природы и части охранения культуры. Последняя тем более важна, что касается самой сущности человека. Человек есть часть природы, но он есть и часть созданной тысячелетней культуры. Погибнуть человек и человечество в целом могут не только биологически, вместе с уничтожением всего живого, но и духовно, вследствие уничтожения культуры… Только определенный культурный уровень дает возможность сохранения природы».

И еще одна знаковая фраза из прозвучавших на Петербургском Конгрессе – ученого-эколога Е. Водолазкина, оказалась такого же свойства: «Защита природы не должна быть абстрактной, природу надо защищать не только как среду обитания, а как наш общий духовный дом. В этом суть экологии культуры».

Полезным для слушателей оказался и опыт, полученный ведущим мастер-класса во время его обучения на российско-голландских курсах на базе Псковского государственного педагогического университета. На этих весьма интенсивных курсах автор получил два педагогических сертификата (общероссийского образца и голландский) по дисциплине «Интегрированное управление водными ресурсами».

Пример отношения голландских спонсоров к формированию у слушателей социально-экологического курса культурологического отношения к водным ресурсам, сослужил хорошую службу. Как ни удивительно, но оказалось, что деятельность, наподобие той, какой занимается «Союз юных экологов», предусмотрена в программе курса и называется «Социальное управление водными ресурсами». В рамках этой концептуальной установки на курсах были запланированы обязательные учебные занятия в выходные дни. Они заключались в экскурсионных выездах в музей-заповедник А.С. Пушкина и Ганнибала, в посещении крепости Изборск – места нахождения знаменитого Труворового креста. Была предусмотрена и эколого-этнографическая поездка по Чудскому озеру с высадкой «десанта» на остров с учебно-познавательной целью. В ответ на вопрос, зачем голландцы тратят столько гульденов (в совокупности около 80 тысяч в рублевом исчислении на весь курс) на показ нам наших же культурно-исторических ценностей, не имеющих, казалось бы, прямого отношения к учебному курсу, последовал ответ голландца, почти дословно совпавший с тезисом Водолазкина: «Только определенный культурный уровень дает возможность сохранения природы»

Путеводитель культуры – сухая ветка и «мыкание мысли»

В качестве необычного «экспоната» мастер-класса явился «рояль в кустах» – сухая ветка дикой лианы с дальневосточного острова Русский – трофей, привезенный автором из экспедиции «Космопоиска» 2012 года. Ветка, скрученная в бараний рог, послужила учебным пособием для пояснения такого важного философского, культурологического и искусствоведческого термина и способа мышления, как «ризома». Этот способ мышления иногда называют образно: «мыкать мысль». Ее – ризому – оказывается можно представить как наглядное изображение весьма непростого понятия, своего рода «гуманитарного изыска». В университетской учебной практике демонстрационный эпизод показался неожиданным, но эффективным приемом не только для студентов, но и, похоже, для преподавателей. Между тем, и сам мастер-класс можно расценивать как «ризому», завиток экологии культуры.

Также своеобразным культурологическим открытием в ризомном ключе стал рисунок на обложке еще одной книги автора «Красноводск и последний колониальный поход России» (презентованной в июне 2012 года, кстати, в том же музее К.А. Федина). В предисловии к этой книге, написанном известным саратовским философом Тамарой Фокиной, отмечен ризомный характер повествования книги. Рисунок же на обложке представляет вид здания железнодорожного вокзала в восточном стиле в городе Красноводске, построенном русскими на туркменском берегу Каспийского моря (ныне Туркменбаши). И рисунок также обернулся учебным примером, особенно для культурологов.

Долгое время не имелось достоверных сведений ни о дате возведения этого уникального сооружения, ни о его архитекторе. Более чем двухлетние поиски позволили достоверно установить, что автором является Алексей Бенуа, племянник знаменитого родоначальника семейства Бенуа – архитекторов, художников, писателей. Многих Бенуа знали начинающие культурологи и музеологи. Но архитектор Алексей Бенуа совершенно выпал из наших искусствоведческих наук. Возможно, потому, что еще начинающим архитектором он уехал в Среднюю Азию и работал придворным архитектором Эмира Бухарского. Красноводский вокзал стал последним крупным творением архитектора, – в нем он повторил многие азиатские мотивы, использованные в сооружениях для эмира. В Красноводске Алексей Бенуа и скончался. Очерк об этой удивительной истории составил отдельную главу книги, став ее ризомой.

Таким, довольно причудливым – «ризомным» – образом, содержание «Атласа-путеводителя по реке Хопер и малым рекам Саратовской области» стало «путеводителем» не только по речкам, но и, отчасти, по неизведанным историческим событиям и философским понятиям. Возможно, эта особенность книжки, ее внутренняя структура и содержание, далеко превосходящее то, что обозначено заглавием, и привлекла на первичную презентацию в Саратове представителей научного мира Саратова – историков, философов, музееведов и др. А затем и внимание руководства Института культурологи и музееведения (ИКиМ).

Студенты, числом около 50 человек, судя по бурным аплодисментам, остались довольны мастер-классом. Как, похоже, и руководство института. Во всяком случае, сообщение о событии было немедленно отражено в Интернете на студенческом сайте.

Таким довольно неожиданным финишем завершилось явление на московской земле «Атласа-путеводителя по реке Хопер и малым рекам Саратовской области». Книжки, подводящей некоторые итоги деятельности «Союза юных экологов Саратовской области». Книжки нужной не только юным экологам как путеводитель, но, как оказалось, и в качестве своего рода пособия, дающего дополнительный материал для культурологических дисциплин и соответствующих специальностей. А насколько созвучной деятельности Института оказалась деятельность саратовского «Союза юных экологов», можно судить по приводимой краткой справке об институте.

Справка

Институт культурологии и музееведения – самое молодое структурное подразделение МГУКИ. В составе Института четыре кафедры с многолетними традициями подготовки специалистов в области культурологии, музейного дела и охраны памятников: кафедра теории культуры, этики и эстетики; кафедра культурологии и антропологии, кафедра истории, истории культуры и музееведения, кафедра международного культурного сотрудничества.

Миссией Института является подготовка высокопрофессиональных, современных специалистов, способных эффективно, с использованием инновационных методик и современных технологий реализовывать специальные знания и компетенции в сферах социальной культуры и художественной практики, международного культурного сотрудничества, проектирования культурной среды, музейно-выставочной работы, охраны культурного наследия, культурологического и гуманитарного образования.

Институт является детищем российской гуманитарной интеллигенции, местом научных поисков и свершений Человека гуманитарных знаний. В различных областях научной деятельности его исследовательских коллективов формируются многообразные подходы к решению современных проблем в изучении культурных процессов. …Акцент на пограничных явлениях делает в наше время культурологию наиболее перспективной и современной совокупностью социальных и гуманитарных наук – наук об обществе и человеке в прошлом и стоящем.

 

Весь номер на одной странице

 

| На главную страницу |